Главная |
|
|
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)
10 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Уроки 81–86. Драма А. Н. Островского «Гроза»
Уроки 87–88*. Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»[2]
Уроки 89–90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов
УРОК 83
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...»[3]
«Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
Задачи урока —
дать характеристику городу Калинову,
выяснить, как живут здесь люди,
ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад.
Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные,
размеренные и добрые. Так ли это? Каким же показан город Калинов?
Задания для анализа двух монологов Кулигина
(действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3)
1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.
«Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»;
«на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.
2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.
«Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»;
«слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.
Вывод.
Если в Калинове так плохо, то почему вначале изображен чудесный вид, Волга? Почему такая же прекрасная природа показана и в сцене свидания Катерины и Бориса?
Оказывается, город Калинов противоречив. С одной стороны, это чудесное место, с другой — жизнь в этом городе ужасна. Красота сохраняется лишь в том,
что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе прекрасную природу. Ее видят только поэтические люди, способные на искренние чувства.
Безобразны отношения людей, их жизнь «за запорами и воротами».
Вопросы для обсуждения
1. Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная,
обетованная земля, рай и тишина.)
2. Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Прием контраста.)
3. Каковы жители, обитающие здесь? (Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность:
рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (действие 3, явл. 1); о других странах (действие 2, явл. 1).
Калиновцы верят, что Литва упала с неба (действие 4, явл. 1), боятся грозы (действие 4, явл. 4).)
4. Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина.
Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города,
пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы.
Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен
вечный мотив горя от ума.)
5. Кого мы можем считать «хозяевами города»? Как появляются эти герои на сцене? (Драматург использует сценический прием подготовленного появления —
вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.)
6. Кто подготавливает их появление? (Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.)
7. Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?
Характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках |
Дикой |
Кабаниха |
О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался» |
О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо» |
Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»;
«с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др. |
Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»;
«хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др. |
Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми |
Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом |
|
Общий вывод.
Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой
о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
Результаты действий этих героев:
— талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
— добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
— Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
— образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.
Итог урока.
Город Калинов — это типичный город России второй половины XIX в. Подобное, скорее всего, А. Н. Островский видел во время своего путешествия
по Волге. Жизнь в городе — это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих.
Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни — позиция автора, призывающего изменить ее.
|
|
УРОК 84
«Такая уж я зародилась, горячая!»[4]
Протест Катерины против «темного царства».
Духовное самосознание Катерины.
Нравственная проблематика пьесы. Анализ эпизода.
Задачи урока —
выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»;
проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;
понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера.)
2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не
терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась
Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
Атмосфера
в детстве и в семье мужа |
В детстве |
В семье Кабановых |
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала».
Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду |
«Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» |
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства;
мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) |
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и
подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие |
Вывод. Для Катерины главное — жить согласно своей душе |
Вывод. Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему |
|
Общий вывод.
Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.
1. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души.)
2. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит
Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви — это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она
сознательно обрекает себя на мучения.)
3. Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте
лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть,
да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена
прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению
сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и
из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)
4. Докажите, что смерть Катерины — это протест. (Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара
сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
5. Сможет ли город Калинов жить по-старому?
Итог урока.
Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно
своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства.
Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.
Следующие уроки: Уроки 85-86. Споры критиков вокруг драмы «Гроза» >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|