Главная |
|
|
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)
10 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 81. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве
Урок 82. Драма «Гроза». История создания, система образов
Урок 83. Город Калинов и его обитатели
Урок 84. Протест Катерины против «темного царства»
Уроки 85–86. Споры критиков вокруг драмы «Гроза»
Уроки 87–88*. Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»[2]
Уроки 89–90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов
УРОК 81
«У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: „Театр Островского“»[3]
А. Н. Островский. Жизнь и творчество.
Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
«Отец русского театра».
Задачи урока —
определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи;
показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля.
На уроке следует выделить несколько ключевых моментов, которые могут быть представлены в виде небольших сообщений учащихся.
1. Страницы истории русского театра до A. H. Островского (информация).
Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Н. Островского:
Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь.
2. Особенности пьес Островского.
Новый герой, которого до него не знала русская литература. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в
армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими
заборами от чужих любопытных глаз», — писал В. Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.
3. Страницы биографии драматурга:
семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» — купцы — позволили
драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность
писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
4. Творческий путь А. Островского.
— Первое произведение — пьеса «Несостоятельный должник» — появилось в 1847 г. в газете «Московский городской листок». В 1850 г. это же произведение,
доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «повержено в
прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».
— «...Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал Островский в 1853 г., определяя появление нового героя, героя с «горячим
сердцем», честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце»,
«Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем
поставлю», — говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Ничего я не боюсь» — вот главное в новом герое Островского.
— «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
— «Лес» (1870) — пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
— «Снегурочка» (1873) — взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
— «Бесприданница» (1879) — взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».
5. Особенности стиля Островского:
— говорящие фамилии;
— необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
— специфические авторские ремарки;
— роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
— своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
— фольклорные моменты;
— параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
— значимость первой реплики героя;
— «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
— своеобразие речевой характеристики героев.
Итоговые вопросы
— Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
— Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга? Почему так сложно «осовременивать» пьесы А. Н. Островского?
Итог урока.
А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя — купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен.
Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством
в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
|
|
УРОК 82
«Самое решительное произведение Островского»[4]
Драма «Гроза». История создания, система образов,
приемы раскрытия характеров героев.
Своеобразие конфликта. Смысл названия.
Задачи урока —
выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы;
работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов;
ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
На уроке может быть использована групповая форма учебной работы.
Группа 1.
История создания пьесы.
(Сообщения учащихся: домашняя работа с дополнительной литературой.)
Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим
именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе «Лес».
Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической
экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит
о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
Группа 2.
Смысл названия пьесы «Гроза».
(Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.)
Группа 3.
Система действующих лиц пьесы.
(Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)
Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые — старые), родственные связи
(указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин — механик-самоучка и Борис).
Затем в работе с текстом знания учащихся углубляются, и система героев становится иной.
Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
Система образов героев
драмы «Гроза» |
«Хозяева жизни» |
«Жертвы» |
Дикой. Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется... Вот куда воля-то ведет.
Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. |
Кулигин. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает. |
|
Вопросы для обсуждения
— Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
— Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
— Как понять такое определение — «зеркальные» образы?
— Докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу — «зеркальным» образом Кабанихи.
Группа 4.
Особенности раскрытия характеров героев.
(Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)
1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
— Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;
— Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;
— Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;
— Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;
— Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.
2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.
Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
Кудряш. А что?
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Варвара. Не уважишь тебя, как же!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
3. Использование приема контраста и сопоставления:
— монолог Феклуши — монолог Кулигина;
— жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;
— Катерина — Варвара;
— Тихон — Борис.
Итог урока.
Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы»,
в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.
Следующие уроки: Урок 83. Город Калинов и его обитатели >>>
|
|
|
|
|
Кустодиев Б. М. Встреча, 1917.
Эскиз декорации к пьесе А.Н.Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын" |
|
|
|
|
|
|
|