Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке в семье Николая Фёдоровича Островского, сына священника, и
Любови Ивановны Саввиной, дочери пономаря и просвирни. Отец Островского, занимаясь имущественными и коммерческими делами, дослужился до чина коллежского асессора,
а в 1839 году получил дворянство. Мать умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье было четверо детей.
Это была обеспеченная и просвещённая семья, много времени и средств в которой тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал
несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.
В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая
профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.
По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).
Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества. В 1846 году Островский
впервые задумывается о написании комедии на материале своих впечатлений, решив, что будет писать только в реалистичной манере.
В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают
жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Красота волжских просторов нашла отражение в последующем творчестве драматурга.
В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные
отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со
службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II.
Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».
Драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами
и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность.
С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.
В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами-демократами. Он переходит в журнал «Современник». В это время он пишет пьесы «В чужом пиру похмелье»,
«Доходное место», «Гроза» (1860).
В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать
промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей.
Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания
природы и быта переносятся им в произведения.
В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.
В 60-е годы Александр Николаевич обращается к истории России и завязывает знакомство с известным историком Костомаровым. В это время
он пишет психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.
В 1863 году Островского награждают Уваровской премией, присуждаемой за исторические сочинения, и избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
В 1865-1866 гг. драматург создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество
талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным – в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов,
руководителем которого Островский останется до конца жизни.
В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев пишут оперу «Снегурочка», созданную на основе
народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург и композитор будут гордиться всю жизнь.
В последние годы жизни Островский часто обращается к женским судьбам в своих произведениях. Он пишет глубокие социально-психологические
драмы о судьбах духовно одарённых женщин в мире практичности и корысти. Выходят в свет «Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др. пьесы.
В 1881 году при дирекции имперских театров организуют специальную комиссию для создания новых законодательных актов по работе театров по всей стране.
Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах.
Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.
С 1883 года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. Через 2 года Островского
назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать
в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.
2(14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.
Похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
|