Споры критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

10 ЧАСОВ

10 класс[1]

Уроки 81–86. Драма А. Н. Островского «Гроза»

Уроки 87–88*. Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»[2]

Уроки 89–90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов


УРОКИ 85-86
«Что тут должен делать критик?»[3]

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».
Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева.
Подготовка к домашнему сочинению по драме «Гроза».


Задача уроков —
выяснить, в чем своеобразие разных взглядов на пьесу «Гроза»,
какие герои вызывают больше всего споров.

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки (например, можно вспомнить, как по-разному играли Катерину П. Стрепетова и М. Ермолова); во-вторых, своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт; в-третьих, активным развитием критической мысли в данный период.

Урок может быть проведен с использованием групповой формы учебной работы.

Группа теоретиков

— В чем жанровое своеобразие пьесы? Пьеса «Гроза» — драма или трагедия?

— Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Соответствует ли пьеса такому определению?
Пьеса «Гроза» — драма или трагедия?
Характерные черты трагедии
В пьесе «Гроза»
В трагедии «...особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева)
Напряженный, трагически острый конфликт приводит к гибели героини
«Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель)
Сильный, страстный характер Катерины позволяет считать ее жертвою трагедии
Конфликт трагедии, «исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь»)
Катерина вступает в борьбу не частного характера, а общественного: «темное царство» — пробуждающаяся личность
Изменение исходной позиции в конце трагедии
Гроза пронеслась над городом, и в конце пьесы все стало иным


Вывод.

Сильный, протестующий характер Катерины, ее оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы происходит из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено в пьесе бытовой стороне жизни.

Группа критиков

Работа в группе ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860).

1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план:

— «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

— «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

— «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности — с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений».

— «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

— «Характер Катерины... составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

— «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

— «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых».

— «Грустно, горько такое освобождение... В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».

— «Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе».

2. Расскажите о взглядах Д. И. Писарева. В чем выражается его полемика с Добролюбовым?

— «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.

— Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

— Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

— Оценка самоубийства как действия неожиданного.

3. Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап. Григорьева?

— Народность — главное в творчестве Островского.

— Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Группа театроведов

Пьеса обрела на сцене бессмертие, но каждый спектакль — это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация, поэтому необходимо рассказать об основных постановках «Грозы».

— Первая исполнительница роли Катерины — Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Ее исполнение — это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».

— Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.

— П. Стрепетова — «создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всем его ужасе, но и во всей его нетленной красоте» (В. Дорошевич). О последней сцене писал Суворин: «Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния... Сколько их умирает так просто, молчаливо».

— М. Н. Ермолова подчеркивала внутреннюю энергию, готовность к протесту. Это мужественная женщина — «луч света в темном царстве».

— В фильме режиссера Петрова (1934) Катерина — А. К. Тарасова — жертва. Герои даны слишком прямолинейно, без сочувствия к Катерине, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

— Е. Козырева (Московский театр им. Маяковского) показала утверждение победы света и добра над тьмой и невежеством. В последней сцене — воля, а не отчаяние.

Вывод.

Разноплановое сценическое воплощение драмы «Гроза» является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор касается образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена — протест или смирение?

Многие театры и сегодня включают в свои репертуары драму «Гроза», и это говорит о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.

Итог уроков.

Статьи, посвященные пьесе, многоплановые сценические воплощения показывают интерес к «Грозе». Чем же он вызван? Скорее всего, тем, что Островский сумел увидеть в, казалось бы, семейном конфликте конфликт общечеловеческий, вечный. Никогда свободный человек не сможет подчиняться самодурным началам. Неся на себе бытовой колорит XIX в., пьеса удивительно современна.

Следующие уроки: Уроки 87-88*. Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // «Гроза» А. Н. Островского: Статьи (комм. Сухих И. Н.). — М., 2005. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика