Главная |
|
|
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)
10 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Уроки 81–86. Драма А. Н. Островского «Гроза»
Уроки 87–88*. Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»[2]
Уроки 89–90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов
УРОКИ 87-88*
«Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез»[3]
Любовь в пьесах А. Н. Островского
«Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница».
Задачи уроков —
проследить, как меняется тема любви в пьесах, написанных в разное время,
почему она меняется
и как время написания влияет на изменение замысла.
Все три пьесы Островского: «Гроза» (1860), «Снегурочка» (1873), «Бесприданница (1879) — о любви. Они тесно связаны между собой, и поэтому
возможно проведение урока, объединяющего все три произведения.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что объединяет эти пьесы?
(Состояние любви: Снегурочка — состояние до любви (Лель), затем любовь к Мизгирю; Катерина — кажущаяся любовь к мужу, затем настоящая к Борису;
Лариса — любовь к Паратову, затем «я любви искала и не нашла».)
(Героини: в центре каждой пьесы — сильная женщина, готовая ради любви на все.)
(Персонажи, которые служат для раскрытия образов героинь.)
(Столкновение любви с окружающим миром.)
2. В чем особенности конфликта каждой пьесы? (Сюжетные связи и конфликт усложняются, что показывают схемы.)
3. Сравните поведение героинь и героев и подумайте, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина? Почему? (Катерина поступает по зову сердца,
но нарушает нравственные законы мира «темного царства». Ее любовь взаимная. Снегурочка проходит путь от нелюбви к любви, приобретая чувство собственного
достоинства, отвечает Мизгирю, что не продает свою любовь. Любовь взаимная. Лариса поступает по зову сердца, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед
за своей любовью, но сталкивается с обманом.)
4. Катерина изменила мужу, Снегурочка — Лелю, Лариса — жениху. Как оценить измену? Осудить? Оправдать? Понять?
5. Почему герои-мужчины не могут подняться на такую же высоту? Сравните их поведение. (Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви,
он свободнее, а значит, сильнее других. Борис и Тихон зависимы, значит, слабее, безвольнее. Паратов, Карандышев тоже зависимы, один от денег, другой
от своего самомнения, поэтому тоже слабее героинь, которые сами распоряжаются собой и своей любовью.)
Как меняется тема любви в пьесах Островского? |
«Гроза» |
Все герои говорят о любви, но более всех Катерина.
Речь идет о разной любви: родительской, сыновней, дружеской и о любви как высоком духовном чувстве. Первые и
последние реплики о такой любви принадлежат Катерине. В 4-м действии, где побеждает «темное царство», вообще
нет реплик со словом «любить». Реплики со словом «любить» раскрывают характер героев. Катерина: «Давно люблю»;
Борис: «Уж я коли полюбил», «кабы вы знали, как я люблю вас...», но «никто и не узнает про нашу любовь» |
«Снегурочка» |
Тема любви заявлена более прямолинейно. Для Снегурочки любовь — это путь
к тому, чтобы стать человеком. Для Бобыля и Бобылихи любовь — товар, который нужно продать подороже.
Для Мизгиря — путь от «осыплю дарами», «цены своей не знаешь» до гибели во имя любви |
«Бесприданница» |
Любовь — это путь Ларисы от реплики «я еще только хочу полюбить» через сомнения:
«все себя любят, когда же меня-то будет любить кто-нибудь», «кабы любовь была равная» до неверия: «уж я не верую в любовь»,
«я любви искала и не нашла, ее нет на свете».
— Вожеватов, Кнуров: Лариса — бриллиант;
— Карандышев: Лариса — кукла;
— Паратов: Лариса — вещь («не могу уступить»);
— Кнуров, Вожеватов: Лариса — вещь (разыгрывают в орлянку);
— Карандышев: Лариса — вещь;
— Лариса о себе: Я вещь |
|
6. Любовь является движущей силой сюжета. Проследите за репликами героев, которые говорят о любви.
7. Как окружающий мир воспринимает любовь? Возможна ли она в этом мире?
Как окружающий мир воспринимает любовь в пьесах Островского? |
«Снегурочка» |
Мир сказки, берендеев, патриархальный мир, живущий по законам любви.
Это далекое время, но автор привносит туда проблемы своего времени (1870-е гг.), поэтому Бобыль и Бобылиха — олицетворение мира наживы |
«Гроза» |
«Темное царство» не примет любви Катерины |
«Бесприданница» |
Это самый трагичный мир (1880-е гг.) — в нем любовь невозможна
|
|
8. Победила или побеждена героиня?
9. Кто же будет молиться за героинь, погибших за любовь? (Перед смертью Катерина говорит: «Кто любит, тот будет молиться».)
В заключение урока
могут прозвучать слова о любви из стихотворения Петра Вегина, созвучные разговору на уроке:
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
Итог уроков.
Сопоставляя три пьесы А. Н. Островского, можно увидеть, что в них много общего (тема, сильные героини, конфликт), но в то же время они очень разные.
Если в «Грозе» патриархальный купеческий мир, лишенный гармонии, вступает в конфликт с Катериной, защищающей свое человеческое достоинство, то
в «Снегурочке» автор обращается к языческим временам, к истокам, надеясь там найти гармонию отношений, и не находит. В «Бесприданнице»,
написанной в 1880-е гг., показан мир, в котором вообще не может быть любви и гармонии.
Следующие уроки: Уроки 89-90*. А. Н. Островский. «Лес». Проблематика, конфликт, композиция, система образов
>>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская
А. Е. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.
( вернуться)
3. Островский А. Н. Снегурочка // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 465. ( вернуться)
4. В 1885 году В. М. Васнецов выполнил эскизы костюмов и декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка».
Но образ Снегурочки В. М. Васнецов запечатлел особо. Картина была закончена в 1899 г.
Моделью для Снегурочки выступила дочь Мамонтова Сашенька. Сказочная героиня в интерпретации Васнецова – это не просто идеальный женский образ, а выражение
мечты о прекрасном. Снегурочка пленительна в своем очаровании. Ее фигура как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее
впечатление волшебства и загадочности.
Автору «Снегурочки» удалось слить в высоком единстве свое видение далёкой сказочной страны и непосредственные наблюдения деревенской жизни, сомкнуть
языческую древность и современное народное творчество.
В 1954 году Государственное издательство художественной литературы издало сказку «Снегурочка», иллюстрированную эскизами костюмов и декораций В.М. Васнецова.
( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|