Главная |
|
|
Портрет Ф.М.Достоевского
работы фотографа К. А. Шапиро. 1879 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
13 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 128. Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути
Урок 129. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.
Уроки 130–131. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе
Уроки 132–133. Теория Раскольникова. Истоки его бунта
Урок 134. «Двойники» Раскольникова
Урок 135. Значение образа Сони Мармеладовой в романе
Урок 136. Композиционная роль эпилога в романе
Уроки 137–138. Полифонизм романа «Преступление и наказание»
Уроки 139–140. Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
УРОК 134
«Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они...» [2]
«Двойники» Раскольникова
«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают
возможным распоряжаться жизнями других людей.
Это Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов.
На уроке необходимо выяснить, что их сближает с Раскольниковым, а в чем они отличны, какова их роль в романе.
«В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают», — говорит Раскольников, пытаясь убедить
себя в правильности своей теории.
Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли» он «дрожащая» или «право» имеет, предполагала следующее практическое воплощение:
— убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше чем жизнь «вши»;
— взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь;
— на эти деньги сделать много хороших дел.
В романе герой смог воплотить только первый шаг.
Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова?
1. Старуха-процентщица Алена Ивановна.
— Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?
— Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?
— Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?
— Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова?
Вывод.
Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей
это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
2. Петр Петрович Лужин.
— В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма?
— Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
— Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
— Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
— Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
— Почему Лужин боится полиции?
— Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя,
то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова?
— Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Вывод.
Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории — та же идея сильной личности, поставившей себя
выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать
его возможные преступления в прошлом.
3. Аркадий Иванович Свидригайлов.
— В чем сложность и противоречивость этого образа?
— Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова?
(О Лужине в письме говорится хорошо — затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.)
— Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется?
— Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
— Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
— О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
— Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?
— Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?
— Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства? (Ч. 6, гл. 7.)
Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Вывод.
Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью
(история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести),
любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только
любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь
Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Итог урока.
«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое
преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны,
ужаснуться и повернуть на другой путь.
|
|
УРОК 135
«Вечная Сонечка» [3]
Значение образа Сони Мармеладовой
в романе «Преступление и наказание».
Сопоставление Раскольникова и Сони.
В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая — ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.
ТАБЛИЦА
«Две правды» романе «Преступление и наказание» |
Соня |
Раскольников |
Кроткая, добрая |
Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие |
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица |
Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане
— преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке |
Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий |
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий |
Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить
через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни |
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие |
Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик |
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа |
В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя |
У нее есть смысл жизни: любовь, вера |
У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт |
|
Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, — ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4.
Проблемный вопрос
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
(И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников
— ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня — нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность».
(Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет,
до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель.
(Раскольников говорит Соне:
— Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
— «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
— «А с вами что будет?»
— «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
— «А коли вы теперь заболеете».
— «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
— «С Полечкой, наверно, то же самое будет».)
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони?
(Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда — его понимание
Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.)
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие?
(Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В
сцене «Воскресение Лазаря»
— два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и
себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное,
сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.)
5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?
(Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова
сменяется нерешительностью и неуверенностью.)
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?
(Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова?
(Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности.
На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА |
Раскольников — Соне |
Соня — Раскольникову |
«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну?» |
«И кто меня тут судьей поставил?» |
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?» |
«Ох, как вы мучаетесь!» |
Признание |
«Нет тебя несчастнее никого» |
|
4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?
(Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери,
но ради какой-то идеи — понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов:
«Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл?
(Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)
Итог урока.
Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня — нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу
и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.
Следующие уроки: Урок 136. Композиционная роль эпилога в романе >>>
|
|
|
|
|
Вера – отчаяние. Эрнст Неизвестный.
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»
"Здесь две антиномии – Свидригайлов и Соня, вера и отчаяние."
Источник: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Наука, 1970 (серия "Литературные памятники") |
|
|
|
|
|
|
|