История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Ф.М.Достоевского
работы фотографа К. А. Шапиро. 1879
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

13 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 128. Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути

Урок 129. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

Уроки 130–131. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе

Уроки 132–133. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

Урок 134. «Двойники» Раскольникова

Урок 135. Значение образа Сони Мармеладовой в романе

Урок 136. Композиционная роль эпилога в романе

Уроки 137–138. Полифонизм романа «Преступление и наказание»

Уроки 139–140. Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот»


УРОКИ 130–131
«Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его»
[2]
История создания романа «Преступление и наказание».
«Маленький человек» в романе,
проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.


Создание романа «Преступление и наказание» — это итог длительных раздумий автора над проблемами эпохи. Изображение «маленького человека» и сострадание к нему порождено проблемой социальной несправедливости и обостренным гуманизмом писателя.

Проблема, поставленная автором, может быть определена строчкой из «Гамлета» Шекспира, взятой эпиграфом к уроку.

Первый урок можно начать словами М. Горького:
«Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».

Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»

Вопросы для обсуждения

— Могла ли история преступления и наказания случиться действительно?

— Как вы понимаете слова Достоевского «Я — дитя века»?

— Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе?
(Герои: обездоленный «маленький человек» и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита униженных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)

— Какие вопросы поднимаются в романе?
(Философские, политические, юридические, этические.)

— Как развивался и изменялся замысел романа?

1. «Еще на каторге думал о чем-то подобном».
2. 1855 г. — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?
3. 2-я половина 1865 г. — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
4. Конец 1865 г. «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
5. 1866 г. — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».

— Как в романе «Преступление и наказание» соединились предыдущие замыслы?

— Как мог быть встречен роман, опубликованный в такое время, когда выступали революционеры, проповедующие насильственный путь решения проблем, и либералы, стоящие за реформы?

Вывод.
Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.

Изображая тяжелую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих деньги.

Форма работы на втором уроке
— наблюдения над героями и слово защиты.

1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи.

— Как Мармеладов появляется в романе?
— Какое впечатление он вызывает у окружающих?
— Каким видит его Раскольников?
— Каковы внешность и речь Мармеладова?
— Что рассказал Мармеладов о своей семье?
— Какова судьба Сонечки?
— Как появляется в романе Катерина Ивановна?
— Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом?
— Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?
— Кто виноват в такой судьбе героев?

Вывод.
Супруги Мармеладовы показаны двойственно. Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больше идти»; Катерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! На-дорвала-а-сь!»

Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видят и Мармеладов, и Катерина Ивановна, — это образ Сони.

2. Слово в защиту семьи Раскольниковых.

— Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?
— Каковы отношения между членами семьи?
— Что мы узнаем о матери Раскольникова?
— Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова?
— Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

Вывод.
Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Для Раскольниковых характерна жертвенность, герои готовы жертвовать собой ради других.

3. Слово в защиту детей.

— Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?
— На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
— Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
— Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?

Вывод.
Трагические судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?

Итог уроков.

Судьбы героев романа — это,
во-первых, отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы, когда никого не интересуют душевные качества человека, когда его место в обществе определяется только финансовым состоянием.

Во-вторых, это отражение гуманизма писателя, стремящегося вызвать жалость и сострадание к обездоленным.

В-третьих, это обвинительный приговор обществу, допустившему подобное.

В-четвертых, это предупреждение буржуазному обществу, так как мир, в котором гибнут дети, обречен.



УРОКИ 132–133
«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
[3]
Духовные искания интеллектуального героя
и способы их выявления. Теория Раскольникова.
Истоки его бунта.


В центре урока — духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления.

Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова.

Первый урок
можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления».

Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути?

Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления
(он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню).

Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?

Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.

1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:


— взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;
— идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
— тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
— судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:

— состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
— характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).

Следует обратить внимание учащихся на:

— говорящую фамилию героя;
— часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
— нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеющая противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);
— нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией.

На втором уроке
может быть организована исследовательская работа с текстом.

Десятиклассникам предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
ТАБЛИЦА
Идея Раскольникова
Развитие идеи
Состояние Раскольникова
Первая встреча с Аленой Ивановной
Отвращение
Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера
Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук
«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик
Отвращение к старухе и «предприятию». «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре
Ужас. «Да разве то будет?»
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе
Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика... Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»; «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной
Час пробил

Вопросы для итоговой беседы

1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?

2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?

3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?

4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?

5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?

6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?

7. Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.)

Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе.

В 1890 г. П. Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы А. Доде «Борьба за существование». В центре пьесы — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.

Итог уроков.
Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.

Следующие уроки: Уроки 134. «Двойники» Раскольникова >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Шекспир У. Гамлет // У. Шекспир. Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 5. — С. 41. (вернуться)

3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 435. (вернуться)

 
Иллюстрация Н. Н. Каразина
к роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 1893
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница