Главная |
|
|
Портрет Ф.М.Достоевского
работы фотографа К. А. Шапиро. 1879 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лестница дома Раскольникова.
Рис. М. Добужинского |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
13 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 128. Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути
Урок 129. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.
Уроки 130–131. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе
Уроки 132–133. Теория Раскольникова. Истоки его бунта
Урок 134. «Двойники» Раскольникова
Урок 135. Значение образа Сони Мармеладовой в романе
Урок 136. Композиционная роль эпилога в романе
Уроки 137–138. Полифонизм романа «Преступление и наказание»
Уроки 139–140. Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
УРОК 128
«Человек, который весь борьба» [2]
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
Идейные и эстетические взгляды.
На этом уроке целесообразно остановиться на особенностях творческой манеры писателя,
определить главное направление его творчества, основные произведения и дать краткую биографическую информацию.
Урок можно начать словами М. Горького:
«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру».
В центре урока — разговор о творческой манере художника, который считается одним из самых сложных в передаче внутреннего состояния героев.
Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:
— мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения;
— поведение Раскольникова после убийства;
— поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны;
— встреча Раскольникова с Мармеладовым.
В этих эпизодах очень напряженное повествование, они показывают человека изнутри, помогают ощутить почти болезненное состояние
героев. Читатель сам подчиняется такому состоянию и глубже понимает поступки, кажущиеся на первый взгляд нелогичными и противоречивыми.
Вопрос для обсуждения
— Что можно сказать о Достоевском-художнике и Достоевском-человеке по этим отрывкам?
Вывод.
Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические
нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием
раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает,
что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
С этих позиций обсуждается первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845—1846).
Форма работы — чтение и комментирование нескольких писем. Разумно остановиться на письмах от 1 июля и 8 июля, где Макар
Девушкин оценивает «Станционного смотрителя» А. Пушкина и «Шинель» Н. Гоголя. Эти повести близки позиции Достоевского по отношению к «маленькому человеку».
Вопросы для обсуждения
— Как в повестях проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм авторов?
— Почему Макару Девушкину нравится «Станционный смотритель» и не нравится «Шинель»?
— К кому ближе герой Достоевского: к Самсону Вырину или Акакию Башмачкину?
Вывод.
Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность
сочувствовать, сопереживать и сострадать.
Необходим краткий рассказ учителя или сообщение ученика о жизни писателя и его деятельности в обществе петрашевцев
(руководитель — Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский).
Вопросы для обсуждения
— Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен?
— Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
— Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?
Возможно сообщение учащегося об аресте петрашевцев.
В 1849 г. 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорен к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять
минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 г. Достоевский смог возвратиться в Петербург.
Следует, однако, отметить, что в 2006 г. вышла в свет книга И. Свеченовской «Достоевский. Поединок со страстью» из серии «Тайны великих»,
где судьба Достоевского, в том числе и его отношение с петрашевцами, и каторга, рассматриваются совсем по-другому.
Иллюстрацией к периоду каторги писателя может стать чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге
или из повести «Записки из мертвого дома».
Вопрос для обсуждения
— Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?
«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было
погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли
даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?»
Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.
В финале урока возможно чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых».
Вопросы и задания для итоговой беседы
— Какой путь изменения предлагает Достоевский?
— Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному
смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто
бы он ни был — он Человек.)
— Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?
«Бедные люди» — 1845—1846 гг.
«Белые ночи» — 1848 г.
«Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.
«Униженные и оскорбленные» — 1861 г.
«Преступление и наказание» — 1866 г.
«Идиот» — 1868 г.
«Бесы» — 1870 г.
(Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный
мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)
Итог урока.
Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий
человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее.
В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий
читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорбленных».
|
|
УРОК 129
«В глубине „Преступления и наказания“ живет художническая память о „Медном всаднике“ Пушкина» [3]
Образ Петербурга в русской литературе.
Петербург Ф. М. Достоевского
Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, сопоставляя изображение города в романе «Преступление и наказание»
с произведениями других писателей и художников.
Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом не только у Достоевского, но и у Пушкина, Гоголя, Некрасова и в изображении многих художников.
Проблемные вопросы урока
— Кто является героями романа «Преступление и наказание»?
(Бедняки и Петербург, вмещающий в себя все враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить «маленького человека» от этого мира, т. е. от Петербурга.)
— Каким и как показан Петербург, символизирующий мир равнодушия, враждебности, безысходности, у разных художников и писателей?
Работа проводится в группах.
Группа 1.
Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина
и в иллюстрациях художника А. Бенуа.
Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти,
приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:
— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн»
и «приют убогого чухонца»;
— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;
— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.
Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только
Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье.
А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург
у Бенуа — это город, несущий смерть.
Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста.
Группа 2.
Образ Петербурга
в «Невском проспекте» Гоголя.
Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время,
этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака.
Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте,
изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября,
как раньше.
У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».
Группа 3.
Образ Петербурга Достоевского
глазами художника Ильи Глазунова.
Работа с иллюстрациями.
Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. Все улицы пересекаются, даже открытая дверь
ведет в закрытый двор, из которого нельзя выйти.
Группа 4.
Образ Петербурга в романе
«Преступление и наказание»
(ч. 1, гл. 1, 2 — начало;
ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка;
ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе;
ч. 2, гл. 2 — удар кнута;
ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова;
ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны и др.).
Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница».
У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать,
город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик.
Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город
порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Итог урока.
В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям».
Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям
соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают»
Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.
Следующие уроки: Уроки 130—131. История создания романа «Преступление и наказание».
«Маленький человек» в романе >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|