Уроки 128–138. Ф. М. Достоевский и его роман «Преступление и наказание»
Уроки 139–140. Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
УРОКИ 139–140
«В первый раз человека видела»[2]
Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот».
Проблемы и герои романа
Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек.
Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот», знакомству с которым можно посвятить уроки внеклассного чтения.
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867— 1868 гг. тоскующим по Родине писателем.
У романа две редакции: 1-я — князь-бунтарь;
2-я — «тихие» черти. Почему же Достоевский меняет характер главного героя?
Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». Поэтому в герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота
— Смешной, невпопад действующий рыцарь.
— Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет.
Черты Иисуса Христа
— Внешность, поведение (не от мира сего).
— Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).
— Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.
— Лишен плотского начала.
— Произносит проповеди.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какое чувство вызывает князь Мышкин?
(Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство
человека перед казнью, несветскость.)
2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота?
(Сколько добра ни сей, добро превращается в этом мире во зло.)
3. Зачем в облике черты Иисуса Христа?
(«Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)
4. Почему происходит столкновение князя Мышкина с миром?
(Князь Мышкин: тихий голос; скромная внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание;
желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном»
(Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).)
5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире?
(Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)
Дон Кихот — мир — его высмеяли
Иисус Христос — мир — его распяли
Князь Мышкин — мир — сходит с ума
6. Можно ли считать князя жертвой этого мира?
(Суть его натуры — человеколюбие, что роднит его с Иисусом Христом.)
7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» (Настасья Филипповна); «Я с человеком прощусь» (Ипполит)?
Вывод.
Главные проблемы романа — это:
— борьба добра со злом в жизни, во внутренней природе человека;
— сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности;
— эгоизм и самопожертвование;
— жизненное призвание человека;
— страдание и протест.
Итог уроков.
В романе «Идиот» изображены «все глубины души человеческой». Роман трагичен, идея «воспитания» мира по христианским законам
человеколюбия терпит крах. Зло побеждает.
Князь Мышкин сходит с ума, так как он не может постичь этот мир, мотив «горя от ума» по-иному претворяется в романе. Но появление князя
Мышкина не осталось бесследным, его помнят и помнят его проповеди, его веру в человека.
Князь Мышкин — это «Раскольников наоборот», не насилие, а терпение и доброта.
Следующие уроки: Уроки 141–142*. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
[4]
|