Портреты Н.С.Лескова
       
       
 
 
 
 Главная
 
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова. СПБ. 1891-1893 гг.
 
Н. С. Лесков.
Фото В. Лапре. СПб. 1864 г.
 
Н. С. Лесков.
Фото François de Mezer. Киев. 1875 г.
 
Н. С. Лесков.
Портрет работы А. Ледакова. 1871 г.
 
 
Обложка первого издания. 1882 г. С авторской надписью.
 
Глазунов И. С. Портрет мастерового. Иллюстрация И. Глазунова к сказу «Левша». 1973 г.
 
 
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)
 
ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЯ
 
Портрет писателя Н. С. Лескова работы В. А. Серова, 1894
 
За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве.

Сын писателя, Андрей Николаевич Лесков, пишет: "В дни работы художника в писательском кабинете позирующий Лесков весело делился первыми впечатлениями: "Я возвышаюсь до чрезвычайности! Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл и художник Валентин Александрович Серов, сын знаменитого композитора Александра Николаевича Серова. Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет превосходный". (Письмо к М. О. Меньшикову от 10 марта 1894 г. – Пушкинский дом.)

Перечитывая эти строки, всегда жалеешь, что портретов Лескова, написанных равной по мастерству кистью, но лучших лет писателя не существует. Утешает, что и на этом проникновенно запечатлевшем больного и обреченного уже Лескова портрете художник непревзойденно верно передал его полный жизни и мысли пронзающий взгляд.

Невольно вспоминается строфа поэта Владимира Гиппиуса (Вл.Нелединского):

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Вл. Нелединский. Томление духа. Вольные сонеты. Пг., 1916)

Полное восхищение самим портретом сохранил Лесков, и когда тот был закончен и выставлен. Однако совершенно иное впечатление было вынесено писателем от того, как он "обрамлен". И надо сказать – рама удивляла.

Дома Лесков спрашивал потом о ней всех побывавших на выставке, хмурился и, отходя к окну, умолкал... И не мудрено: буро-темная, почти черная, вся какая-то тягостная, – что в ней могло нравиться, от гостомельских лет суеверному и мнительному, Лескову? Тем более, уже неизлечимо больному...

Вероятно, художественным требованиям и законам соотношения тонов и красок она и отвечала; незнакомых с ними – подавляла.

Измученное долголетними страданиями лицо смотрело из нее как... из каймы некролога. Радовавший год назад своею задачливостью портрет негаданно и тяжело смутил... " (В настоящее время портрет висит в новой, более обычной раме).
Из книги: А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова. Том 2. –М.: Художественная литература, 1984

Портрет писателя Н. С. Лескова работы И. Е. Репина, 1889
 
С художником Ильей Ефимовичем Репиным Лесков познакомился и особенно близко сошелся в 1888 – 1889 годах. Осенью 1888 года, задумав написать портрет Лескова, Репин столкнулся с категорическим нежеланием писателя позировать. Отвечая на несохранившееся письмо Лескова, Репин 26 сентября 1888 года писал: "Меня очень удивили мотивы, по которым Вы не желаете допустить существование Вашего портрета. Ничего подобного я предположить не мог и не могу и теперь. Не я один, вся образованная Россия знает Вас и любит, как очень выдающегося писателя с несомненными заслугами, как мыслящего человека в то же время... Портрет Ваш необходим, он будет, несмотря на Ваше нежелание его допустить; он дорог всем искренно любящим наших деятелей". (И. Е. Репин. Письма к писателям и литературным деятелям. М., 1950, стр. 37). Встречи, беседы дали возможность Репину настоять на своем. Начались сеансы.

15 декабря Лесков сообщал своему родственнику Н. П. Крохину: "Репин начал писать мой портрет", но тут же добавлял: "Мне жаль времени, и я виновник замедления, что работа художника не идет. Все занят и все некогда". Удалось сделать два карандашных наброска. Третья попытка – маслом. Видимо, подоспевшие хлопоты по изданию собрания сочинений оторвали писателя от затеи художника. В письмах Лескова и Репина продолжался живой обмен мыслями – об искусстве, об упадке литературы и критики. Лесков советовался с Репиным о том, какой портрет дать в собрании сочинений, и художник вел переговоры с известным гравером В. В. Матэ. Встречи продолжались, а набросок портрета так и стоял в кабинете Лескова, тщетно ожидая кисти художника...
По книге: Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. – Лениздат, 1979

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика