Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Д. И. Фонвизина.
Начало XIX в. Неизвестный художник с оригинала А.-Ш. Караффа. 1784-1785 гг. ИРЛИ РАН
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745 – 1792)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»

Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль»

Урок 14. История Митрофана

Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии

Урок 16. Смысл финала комедии


УРОК 12
Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Д. И. Фонвизина; дать начальное представление о комическом; повторить сведения об особенностях драматического произведения; познакомить со списком действующих лиц пьесы; проанализировать первое действие.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; беседа по вопросам; чтение и анализ списка действующих лиц; чтение и анализ фрагментов драматического произведения.
Термины: комическое, драматическое произведение, афиша, комедия, говорящие фамилии, классицизм, сатира.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о русском Просвещении:

эпоха Просвещения и просветители, черты данного периода литературы, связь русского Просвещения с литературой Древней Руси, классицизм как ведущее литературное направление, просветительский характер и воспитательное значение литературы классицизма.

II. Самостоятельное чтение учащимися
статьи учебника «Русская литература XVIII века»

и закрепление её содержания в ходе обсуждения вопросов:

1. Какие реальные исторические лица в нашем сознании связаны с русским Просвещением?
2. Почему так важны были для русского Просвещения создание Академии наук и основание Московского университета?
3. Какие серьёзные изменения произошли в русской литературе XVIII века? В чём её принципиальные отличия от древнерусской литературы?

III. Проверка домашнего задания
с использованием вопросов 1—4 к статье учебника о Д. И. Фонвизине.

Дополнение к информации о фамилии писателя:

«Фамилия — как только ни писали её предки Фонвизина, его современники и даже потомки: Фон-Визин, Фон-Висин, ФонВизен, Фан-Визин или просто Визин! И только к концу XIX века потомков рыцаря-меченосца, пленённого во время Ливонской войны при Иване Грозном, стали величать так, как принято и по сей день: Фонвизин».

При проверке задания 3 учебника особое внимание следует уделить отзывам о творчестве Д. И. Фонвизина русских писателей (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова и др.), а также литературоведов (Д. Д. Благого, П. Н. Беркова, Г. П. Макогоненко и др.).

Могут также прозвучать фрагменты произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, в которых упоминается имя писателя или имена его персонажей.

Учитель расскажет об отношении писателя к вопросам нравственности и гражданского служения, обязанностям дворян перед народом и государством, остановится на наиболее интересных эпизодах из жизни писателя, отражающих его взгляды.

С целью закрепления биографического материала
можно использовать вопросы:

1. Почему Д. И. Фонвизина считали человеком выдающимся и необычным?

2. Какие факты биографии и творчества, высказывания писателя доказывают верность слов А. С. Пушкина о Д. И. Фонвизине как «друге свободы»?

3. Что значит «энциклопедически образованный человек»?
Какие факты биографии и творчества Д. И. Фонвизина позволяют отнести его к такому типу людей?

Черты классицизма, отмеченные в статье учебника, необходимо предложить учащимся выписать в тетради и запомнить, как запоминали их школьники и начинающие сочинители в XVIII веке. К этим правилам, нормам искусства классицизма они будут неоднократно обращаться в процессе анализа комедии.

Отдельно следует остановиться на новом для восьмиклассников понятии «резонёр».

IV. Обмен первыми впечатлениями,
беседа по вопросам

с целью выявить первоначальное восприятие комедии:

1. Какие проблемы, актуальные для эпохи Просвещения, нашли отражение в пьесе?

2. Где происходит действие? Назовите имена запомнившихся вам персонажей. Кто из них привлёк особое внимание?

3. Чем, по вашему мнению, может быть интересна комедия драматурга XVIII века современному читателю?

4. Кого из персонажей комедии и почему вам хотелось бы сыграть на сцене? На какие характерные черты этого персонажа нужно обратить особое внимание?

5. Перечислите наиболее запомнившиеся вам реплики персонажей комедии, назовите самые смешные положения, ситуации.

V. Чтение и анализ афиши
и первого действия комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль» могут направить вопросы 1—4 учебника.

Важно при этом вспомнить о своеобразии драматических произведений, о трагедии и комедии как ведущих драматических жанрах. Восьмиклассники уже знакомились с перечнем действующих лиц и особенностями построения драматического произведения, когда читали и анализировали фрагменты трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Дополнительные вопросы
для работы с первым действием комедии «Недоросль»:

1. Какие события происходят в первом действии? С кем из персонажей мы знакомимся?

2. Какую роль играет сцена примерки кафтана в пьесе? Как раскрываются в данной сцене отношения между действующими лицами, характер, привычки, взгляды помещицы, её отношение к мужу, сыну и брату?

3. Что смешно и что грустно в сцене примерки кафтана? В чём причина недовольства госпожи Простаковой? Как она выражает своё недовольство?

4. Что вам показалось странным в рассказе Митрофана об увиденном им сне? Как этот рассказ характеризует недоросля? 5. Выпишите в рабочую тетрадь обращения, которые использует в своей речи госпожа Простакова. Допустимы ли такие обращения? Продолжите своё наблюдение и выпишите обращения, которые используются отрицательными и положительными персонажами.

6. Как оказалась Софья в доме госпожи Простаковой? Как к ней здесь относятся? Что изменилось после получения письма от дядюшки Софьи?

7. Можно ли уже по первому действию комедии определить, свидетелями каких событий мы станем и чем пьеса завершится?

При ответе на этот вопрос ещё раз вспомните характерные черты классицизма.

На первом уроке учащиеся начинают наблюдение над особенностями речи персонажей комедии,
выписывают их наиболее характерные высказывания, например:

Г о с п о ж а  П р о с т а к о в а:
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»; «Сам ты мешковат, умная голова»;
«С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем»;
«А разве ему и умереть нельзя?»; .......

Г о с п о д и н  П р о с т а к о в:
«При твоих глазах мои ничего не видят»; .............

М и т р о ф а н:
«Ночь всю такая дрянь в глаза лезла»; .........

На последующих уроках можно провести тестирование на материале этих записей, предложив восьмиклассникам вопросы: «Кому принадлежит это высказывание?» и «О ком так говорится в комедии?».

VI. Подведение итогов урока,
обобщение первых наблюдений над текстом комедии можно провести, ещё раз обратившись к вопросам:

1. За счёт чего достигается комический эффект в пьесе?
2. Как вы думаете, что перед нами, юмор или сатира?
3. Какие жизненные явления, противоречия и человеческие типы, пороки подвергаются осмеянию в этой комедии?

VII. Домашнее задание:

прочитать действия 2—3 комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 4, 5 учебника (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

 
Митрофан рассказывает свой сон матушке.
Иллюстрация Д. А. Дубинского к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 1946 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика