Смысл финала комедии «Недоросль»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Д. И. Фонвизина.
Начало XIX в. Неизвестный художник с оригинала А.-Ш. Караффа. 1784-1785 гг. ИРЛИ РАН
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745 – 1792)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»

Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль»

Урок 14. История Митрофана

Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии

Урок 16. Смысл финала комедии


УРОК 16
Смысл финала комедии «Недоросль»

Задачи:
проанализировать финальную сцену комедии; сделать выводы об идейном содержании пьесы, её социальной и нравственной проблематике; подготовиться к письменной работе.
Основные виды деятельности: чтение и анализ финала комедии; беседа по вопросам учебника; драматизация.
Термины: конфликт, развязка, идейное содержание, проблематика.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме урока, посвящённого финалу комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Примерные вопросы
для создания проблемной ситуации:


1. Комедия была с восторгом принята её первыми зрителями и с неудовольствием — императрицей Екатериной II и её окружением. Как вы думаете, почему?

2. Вспомните, какие правила классицизма касались построения драматических произведений. Чем должна была закончиться комедия классицизма? Чего вы ждали от финала?

II. Выразительное чтение
и анализ диалога (действие 5, явление 1)

Правдина, воплощающего идеальный тип государственного служащего, и Стародума, героя-резонёра,
по вопросам:

1. О чём ведут разговор Правдин и Стародум?
2. В чём видит Стародум силу страны?
3. Опишите образ великого государя, о котором говорит Стародум.
4. В чём, по мнению героев, причины несчастий человеческих?
5. Почему герои утверждают, что одного просвещения мало?
6. Поясните на примерах персонажей комедии, что вначале нужно воспитывать добродетель, а потом — заботиться о просвещении.

III. Выразительное чтение и анализ
(или инсценировка) отдельных сцен комедии
(действие 5, явления 3—5).


Возможна организация этой работы в группах, для которых предлагаются специальные задания:

1. Почему Простакова и её окружение решаются на похищение Софьи?

2. О чём свидетельствует пособничество Еремеевны в истории с похищением?

3. В чём причина того, что Стародум всё-таки прощает Простакову?

4. Как меняется настроение Простаковой в 3—5-м явлениях?

5. Прокомментируйте отдельные фразы Простаковой: «Куда я гожусь, когда в моём доме моим же рукам и воли нет!»; «Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?» и др.

6. Вспомните, о каком указе говорит Простакова: «Да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства». Верно ли она трактует этот указ?

Использование приёма драматизации не только способствует развитию монологической речи учащихся, но и стимулирует работу воображения.

Восьмиклассникам предлагается представить отдельные реплики от имени того или иного действующего лица, а затем ответить на вопросы одноклассников, адресованные данному персонажу:

— реплика Простаковой «Последних крох не жалела, лишь бы сына всему выучить...»;

— реплика Стародума «Главная цель всех знаний человеческих — благонравие...»;

— реплика Митрофана «Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться...»;

— реплика Правдина «Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья».

IV. Выразительное чтение
и анализ последнего явления комедии

помогут вернуться к разговору о проблематике и смысле названия пьесы.

Примерные вопросы и задания
для анализа:


1. Как разрешается конфликт в пьесе?
2. Почему стало возможным торжество добра?
3. Прокомментируйте обращение Простаковой к сыну: «Один ты у меня остался, сердечный друг, Митрофанушка!»
4. Вспомните и ещё раз прокомментируйте слова известного русского историка В. О. Ключевского: «Митрофан вовсе не смешон; по крайней мере, над ним очень опасно смеяться».
5. Какие чувства вызывает состояние Простаковой в финале у присутствующих на сцене и у читателя?
6. В чём глубоко заблуждалась госпожа Простакова?
7. Объясните последнюю фразу пьесы: «Вот злонравия достойные плоды!» О каких «плодах» здесь идёт речь?
8. Почему именно этими словами драматург завершает свою комедию?

V. Подведение итогов урока,
обобщение материала о проблематике пьесы и смысле её финала, явно поучительного и напрямую обращённого к «злонравным» помещикам, которые недостойны носить дворянское звание.

Возвращаясь к началу урока, учащиеся делают выводы о том, почему с неудовольствием комедия была воспринята императрицей Екатериной II и её окружением.

Нарисованная в пьесе сатирическая картина жизни русского поместного дворянства подвергала сомнению результативность той просветительской деятельности, которую осуществлял «достойный престола государь» (в данном случае имелась в виду именно Екатерина II).

По заданию учителя восьмиклассники ищут в тексте комедии высказывания Стародума, которые соответствовали бы по смыслу финальной фразе комедии, например:
«...да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Верь мне, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».

VI. Домашнее задание:

подготовить сообщение на тему «Русское Просвещение в цитатах, оценках и суждениях», используя художественную и справочную литературу, поисковые системы Интернета.

Следующие уроки: Урок 17. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

 
Финальная сцена
Иллюстрация Д. А. Дубинского к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 1946 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика