Особенности конфликта в комедии «Недоросль»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Д. И. Фонвизина.
Начало XIX в. Неизвестный художник с оригинала А.-Ш. Караффа. 1784-1785 гг. ИРЛИ РАН
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745 – 1792)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 12. Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»

Урок 13. Особенности конфликта в комедии «Недоросль»

Урок 14. История Митрофана

Урок 15. Рассказ об одном из положительных персонажей комедии

Урок 16. Смысл финала комедии


УРОК 13
Особенности конфликта в комедии «Недоросль»

Задачи:
обогатить представления учащихся о конфликте и его роли в драматическом произведении; раскрыть связь конфликта с сюжетом комедии, проследить основные стадии развития конфликта в пьесе, охарактеризовать участников конфликта.
Основные виды деятельности: выразительное чтение по ролям; ответы на вопросы; записи в тетрадях; выполнение самостоятельной работы.
Термины: конфликт, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, антитеза, говорящие фамилии, классицизм, сатира.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания,

отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий 1, 2, 4, 5 учебника как подготовка к разговору об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и его основных участниках.

II. Вступительное слово учителя
с элементами беседы о конфликте в художественном произведении: определение понятия, виды конфликта (общественный, семейный, личный, нравственный; внешний и внутренний), основные стадии развития конфликта в литературном произведении, особая роль конфликта в драматическом произведении.

III. Анализ конфликта
в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

проводится в форме беседы, результаты которой записываются в рабочие тетради. Восьмиклассники учатся делать записи на уроке.

Примерный план работы:

1. Вспомните, что такое конфликт. Каково значение этого слова?

2. Кто кому и что чему противостоит в комедии?
(Положительные персонажи — отрицательным персонажам.
Отрицательные персонажи — просвещению, закону.
Положительные персонажи — невежеству, беззаконию.
Просвещение, закон — невежеству, беззаконию.
Добро — злу.)

3. Перечислите положительных и отрицательных персонажей комедии.
Положительные персонажи — это ......................................
Отрицательные персонажи — это ........................................

4. Кто из персонажей комедии не может быть отнесён ни к явно положительным, ни к явно отрицательным?

5. Кто из действующих лиц комедии не принимает непосредственного участия в конфликте? С какой целью эти персонажи появляются на сцене?

6. Что такое антитеза? Каково происхождение этого слова?
Проверьте себя, обратившись к «Краткому словарю литературоведческих терминов». Вспомните, что чему противопоставлено в комедии. Подберите антонимы к приведённым ниже словам.
Просвещённый — ..............................................................
Следующий закону — ........................................................
Нравственный — ...............................................................

7. С кем из персонажей комедии связан любовный конфликт?

В чём своеобразие этого конфликта? Кем из персонажей действительно движет любовь?

8. Докажите, что в комедии представлен и семейный конфликт. Что решительно не принимает и сатирически высмеивает драматург в семейной жизни господ Простаковых?

9. Как вы думаете, какой конфликт в комедии «Недоросль» является центральным: общественный, семейный, любовный или нравственный?

IV. Выразительное чтение
по ролям первых явлений второго действия комедии «Недоросль»

(или просмотр соответствующих сцен из спектакля) как подготовка к рассмотрению основных стадий развития конфликта.

Примерные вопросы и задания:

1. Вспомните сцену, которая обозначила завязку конфликта, а также афишу и первые явления, подготовившие нас к восприятию последующих событий и обозначившие условия, в которых мог возникнуть такой конфликт (атмосфера грубости, невежества, беззакония и произвола в доме Простаковых).

2. Как осложняется намеченный уже в первом действии конфликт? Вспомните слова госпожи Простаковой, сказанные после чтения письма Стародума. Что она задумала? Поддержал ли её замысел Митрофанушка? Какие планы возникли у Скотинина? Найдите в тексте его высказывания по поводу женитьбы на богатой наследнице. Могло ли быть осуществлено намерение Простаковой и Скотинина законным образом? Кто мог помешать их планам?

3. Выпишите имена действующих лиц, положительных и отрицательных персонажей, принимающих участие в первом и втором действиях. Сделайте вывод о том, почему для драматурга было важно изменение расстановки сил уже начиная со второго действия. Итоги работы учащиеся оформляют в виде таблицы.
ТАБЛИЦА
Положительные и отрицательные персонажи комедии "Недоросль"
Первое действие
Софья
Правдин
Простакова
Простаков
Митрофан
Скотинин
Второе действие
Софья
Правдин
Милон
Простакова
Простаков
Митрофан
Скотинин
Третье — пятое действия
Софья
Правдин
Милон
Стародум
Простакова
Простаков
Митрофан
Скотинин


Подводя итоги этой работы, необходимо обратить внимание учащихся на то, что расстановка сил меняется не только по количественным показателям: Милон прибыл в имение Простаковых с солдатами, несомненной поддержкой для положительных персонажей стали появившиеся во втором действии учителя Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Всё большую роль в пьесе начинают играть монологи Правдина и Стародума, во многом отражающие просветительскую программу самого автора.

V. Выводы об особенностях конфликта в комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль»,

который может быть охарактеризован:

— как общественный конфликт (между невежеством и просвещённостью, законом и беззаконием), осложнённый семейными противоречиями и весьма необычным любовным конфликтом;

— как традиционный конфликт, соответствующий правилам классицизма (чёткое распределение конфликтующих сторон на положительных и отрицательных персонажей, несомненное превосходство и конечное торжество сил добра и справедливости).

VI. Домашнее задание:

1) прочитать действия 4—5 комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;
2) ответить на вопросы 6 и 7 учебника.

Следующие уроки: Урок 14. История Митрофана >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

 
Митрофан рассказывает свой сон матушке.
Иллюстрация Д. А. Дубинского к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 1946 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика