Биография Д. И. Фонвизина
Литература
 
 Главная
 
Портрет Д. И. Фонвизина.
Начало XIX в. Неизвестный художник с оригинала А.-Ш. Караффа. 1784-1785 гг. ИРЛИ РАН
 
 
 
 
 
 
 
 
 
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
 
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745 – 1792)

БИОГРАФИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА
[1]
 
Родился 3(14) апреля 1745 в Москве. Происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иоанне IV, затем стал служить русскому царю). С 1755 Денис Фонвизин числился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком языках. В 1760 в числе лучших учеников Фонвизина возили в С.-Петербург для представления куратору университета И.И.Шувалову и "произвели в студенты".

На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга "Басни нравоучительные" (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761-1762 (в т.ч. в журнале М.М.Хераскова "Полезное увеселение", где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина - Павла); перевод трагедии Вольтера "Альзира" (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубл. 1894). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона "Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая" (1762-1768).

В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В 1763 после коронационных торжеств в Москве вместе с двором переехал в С.-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина, который, являясь управляющим "придворной музыки и театра", покровительствовал начинающим литераторам. Фонвизин вошел в т.н. "елагинский кружок", участники которого (сам Елагин, В.И.Лукин, Б.Е.Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, "склонялись" "на наши нравы" иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). Лукин доказывал, что последнее необходимо, поскольку "многие зрители от комедий в чужих нравах не получают никакого поправления. Они мыслят, что не их, а чужестранцев осмеивают". Кроме того, в кружке осваивались традиции мещанской "слезной драмы" (иначе "серьезной комедии"), теоретиком которой выступал Д.Дидро, т.е. допускалось смешение "смешного" и "трогательного" в комедиях.

В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию "Корион" (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе "Сидней". Действие в ней происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. "Корион", однако, был лишь пробой пера Фонвизина-драматурга.

Вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия "Бригадир" (1768-1769, пост. 1772, опубл. 1786). Это первая в русской литературе "комедия нравов", в отличие от господствовавшей ранее сатирической "комедии характеров", когда на сцену выводились персонифицированные пороки ("скупость", "бахвальство" и т.п.). В "Бригадире" пороки, особенности речи и поведения действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью "словесных масок". За вычетом речевой характеристики не остается иных, индивидуальных человеческих черт" (Г.А.Гуковский). "Говорение" в комедии преобладает над "действием": на сцене пьют чай, играют в карты, обсуждают, какие книги потребны для воспитания, и т.п. Герои постоянно "проговариваются" о себе. Объяснения в любви (Советника - Бригадирше, Бригадира - Советнице) не достигают свой цели в силу того, что говорят они, по существу, на разных языках, т.е. возникает "диалог глухих". Объединяет отрицательных персонажей комедии их "глупость", оттененная "благоразумием" положительных - Софьи и Добролюбова, участие которых, однако, сведено к минимуму (они практически ничего не говорят и лишь ругают всех прочих "скотами"). На первый план выдвинута фигура "галломанствующего" Иванушки (отмечалось влияние на замысел "Бригадира" комедии Гольберга "Жан-Француз"), с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина.

В 1760-х, в эпоху Комиссии для составления "Нового Уложения" (1767), Фонвизин высказывался и по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф.Куайе "Торгующее дворянство" (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в "Недоросле" Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им компиляция из трудов немецкого юриста И.Г.Юсти "Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина" (кон. 1760-х). В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М.Арно "Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность" (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений "Послание к слугам моим - Шумилову, Ваньке и Петрушке" (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А.Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет "Иосиф" (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой. Позднее Фонвизин с гордостью писал, что эта повесть "послужила мне самому к извлечению слез у людей чувствительных. Ибо я знаю многих, кои, читая Иосифа, мною переведенного, проливали слезы".

В 1769 году Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, строившего планы досрочной передачи престола Павлу Петровичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист "партии Панина", наставляющий монарха, как править на благо нации) - в "Слове на выздоровление Павла Петровича" (1771) и переводе "Слова похвального Марку Аврелию" А.Тома (1777). Письма Фонвизина, написанные во время поездки во Францию в 1777-1778 и адресованные П.И.Панину (брату канцлера), - замечательное по стилю и сатирической остроте описание нравов французского общества накануне революции.

После опалы и отставки Н.И.Панина вышел в отставку и Фонвизин (в марте 1782). В 1782-1783 "по мыслям Панина" он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. "Завещание Панина"), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И.Паниными проекту "Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью" (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это "Завещание Панина", изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы. Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру "Жизнь графа Н.И.Панина", вышедшую в С.-Петербурге сначала на французском языке (1784), а затем и на русском (1786).

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия "Недоросль" (1779-1781, пост. в сентябре 1782, опубл. 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор "Драматического словаря" (1787): "Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков". Это "комедия нравов", живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии - образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о "вольности дворянской". Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном (тема жестокого, предающегося своим страстям и губящего подданных тирана сближает комедию Фонвизина с трагедиями А.П.Сумарокова). Современников более всего в "Недоросле" пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии - идеологический и бытописательный - противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф.Богдановича:

Почтенный Стародум,
Услышав подлый шум,
Где баба непригоже
С ногтями лезет к роже,
Ушел скорей домой.
Писатель дорогой,
Прости, я сделал то же.

В 1783 г. княгиня Е.Р.Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале "Собеседник российского слова". В первом же номере появился его "Опыт российского сословника". Составленный как будто бы для нужд готовившегося "Словаря Российской Академии наук", фонвизинский "Опыт..." являлся политической сатирой, изобличающей придворные порядки и "бездельничанье" дворян. В том же журнале в 1783 без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие "вопросы" Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как "Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание"), адресованные Екатерине II и снабженные "ответами" самой императрицы, которая поначалу автором "вопросов" полагала И.И.Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим "свободоязычием" навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов. Перевод сочинения И.Г.Циммермана "О национальном любочестии" (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю (Каллисфен. "Греческая повесть", 1786), и стихотворная басня "Лисица-Казнодей" (1787) были напечатаны анонимно. К 1788 г. он подготовил свое Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах: была объявлена подписка, однако издание не состоялось, и даже рукопись его теперь утрачена. В том же 1788 г. Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала "Друг честных людей, или Стародум" (часть подготовленных писателем материалов журнала увидела свет лишь в 1830 г.).

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось (в 1784-1785 гг. он выезжал с женой для лечения в Италию) и вместе с тем возросли его религиозные и покаянные настроения. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном "по стопам" "Исповеди" Ж.-Ж.Руссо, - "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (1791). Сохранившаяся неполностью последняя его комедия "Выбор гувернера" (между 1790 и 1792), посвящена, как во многом и "Недоросль", вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.

Скончался Фонвизин 1 (12) декабря 1792 в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Владимир Коровин


 
 
Фонвизин читает свою комедию "Бригадир" в салоне цесаревича Павла Петровича.
С гравюры П. Бореля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Д. И. Фонвизин.
Гравюра. XIX в.
 
 
 
 
 
Софья получила письмо
Иллюстрация Д. А. Дубинского к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 1946 г.
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика