Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
Литература
 
 Главная
 
Роберт Льюис Стивенсон.
Портрет работы Уильяма Блейка Ричмонда, 1887 г. Национальная портретная галерея, Лондон
 
Беспечные пикты. Худ. А. А. Харшак.
Иллюстрация к балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР БАЛЛАДЫ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 15. Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка»

Урок 16. Баллада В. Скотта «Клятва Мойны»

Урок 17. Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»


УРОК 17
Баллада Р. Л. Стивенсона
«Вересковый мёд»

Задачи:
познакомить шестиклассников с примером героической баллады; закрепить имеющиеся у учащихся представления о своеобразии балладного жанра, его отличии от жанра былины.
Основные виды деятельности: выразительное чтение баллады; ответы на вопросы учебника; словарная работа; работа с иллюстрациями.
Термины: баллада, былина.

Этапы урока:

I. Чтение вступительной статьи
учебника о Р. Л. Стивенсоне

важно дополнить рассказами о детстве писателя, о его заветной мечте — писать, об увлечении путешествиями.

Подробнее можно остановиться на чертах характера, которые ценил Стивенсон в людях: мужестве, смелости, отваге, благородстве. Именно такими являются любимые герои писателя — отважными, храбрыми, благородными, бесстрашными.

II. Закрепление материала
о жанре баллады,
об отличии баллады и былины.


Баллада «Вересковый мёд» — поздняя переработка старинной легенды. Народ воплотил в содержании легенды свои радости и печали.

В авторской балладе, основанной на шотландской легенде, выражено отношение к любви и долгу, честности и мужеству.

Можно поговорить о несомненной связи и различиях между народными и авторскими балладами, предложив учащимся вспомнить о сходстве и различиях народных и авторских сказок.

Учитель перечислит тематику балладных сюжетов
(героические, комические, любовные, волшебные),
приведёт примеры.

При рассмотрении вопроса о связи былинного и балладного творчества (в связи с обращением к балладе героической тематики) важно отметить, что в балладе события развиваются быстрее, в центре баллады не чудо-богатырь, а обычный человек. В балладе подвиг героя раскрывается без преувеличений, каждый повтор здесь усиливает напряжение. Мы слышим голоса действующих лиц, настроение которых помогает передать интонация баллады. В былине же повторы замедляют действие, здесь широко используются гиперболы.

III. Словарная работа
направлена на расширение словарного запаса учащихся, а также непосредственно связана с анализом текста баллады Стивенсона.

Шестиклассники объясняют значения слов «вассал», «пикты», «медвяный» и др. Отдельно проводится работа со словом «вереск».

Вереск — низкий вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лиловорозовыми цветами. Вереск покрыт цветами летом и поздней осенью, когда вся природа готовится к покою. Мелкие цветки, похожие на колокольчики, а махровые — на розочки, густо расположены на веточках-соцветиях. Дикорастущий вереск произрастает и в России, встречается в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Беларуси. Растёт он на бедных песчаных почвах, в сосновых лесах, около торфяников и на склонах гор. Плод — маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Вереск обладает оздоравливающим действием, в том числе противовоспалительным, дезинфицирующим, успокаивающим, снотворным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим, антимикробным и др.

IV. Выразительное чтение
баллады учителем

создаст атмосферу героико-драматического звучания произведения.

Для выявления первичного восприятия после чтения баллады можно обратиться к вопросу о её основном настроении.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какое событие лежит в основе сюжета баллады?
2. Перечислите главных героев и основные образы баллады.
3. О каком напитке рассказывается в балладе?
4. Какое значение этот напиток имел для пиктов?
5. От кого пикты защищали свои земли?

V. Сообщение учителя
об исторической основе баллады

будет способствовать более глубокому осмыслению её героического звучания, обозначит связь народного и авторского текстов.

Учитель отметит, что мёд — священный напиток, в культуре древних северных народов — напиток богов и поэтов, напиток, являющийся символом посвящения и покровительства высших сил.

Древняя легенда гласит, что когда-то очень давно на северных полях Шотландии жили отважные и сильные люди — пикты. Только они владели секретами приготовления чудодейственного напитка — верескового мёда, дающего людям силу и молодость. Король Шотландии решил овладеть тайной и направил своё войско на это племя, чтобы узнать всё о напитке. Но свободолюбивый и гордый народ не раскрыл тайны приготовления напитка и унёс её в могилу. Считалось, что белый вереск защищает от насилия, а вересковый эль — целебный напиток — несёт утешение.

VI. Анализ баллады
Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»

направят вопросы 2—4 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Перечитайте описание верескового поля. Чем становится вересковое поле с приходом шотландского короля?
2. Сравните пленников и короля. Почему король, завоевавший вересковые поля, недоволен?
3. Чем близка эта баллада произведениям героического народного эпоса?

VII. Отчёты учащихся
о выполнении индивидуальных заданий:

выразительное чтение баллад,
представление иллюстраций.

VIII. Домашнее задание:

1) прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана»;

2) подготовить сообщение о поэте.

Индивидуальные задания:
1) найти сведения о вариантах русских народных гаданий, об обычаях, о приметах;
2) нарисовать иллюстрацию к одной из баллад В. А. Жуковского.

Следующие уроки: Урок 18. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» >>>


 
 
Иллюстрация В. Ненова к балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
 
Король и пикт.
Иллюстрация В. Ненова к балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика