Баллада В. А. Жуковского «Светлана»
Литература
 
 Главная
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 – 1852)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 18. Баллада В. А. Жуковского «Светлана»

Урок 19. Образ Светланы и средства его создания


УРОК 18
Баллада В. А. Жуковского «Светлана»

Задачи:
познакомить шестиклассников с историей создания, сюжетом баллады, народными обычаями, отражёнными в произведении; рассмотреть идейно-эмоциональное звучание баллады; провести наблюдение над языком и народностью баллады В. А. Жуковского.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; комментированное чтение баллады.
Термины: баллада, авторская позиция.

Этапы урока:

I. Чтение вступительной статьи учебника
с включением сообщений учащихся о биографии поэта

(домашнее задание 1 учебника) и комментариями учителя.

Следует сказать о чертах характера поэта (человека мягкого, доброго, впечатлительного, отзывчивого, имевшего безупречный вкус), о жанре сказки[2] в творчестве Жуковского, о жанре и о роли фольклора в его произведениях.

II. Рассказ учителя об истории
создания баллады «Светлана»

(с использованием комментариев к балладе).

В. А. Жуковский работал над балладой четыре года — с 1808 по 1812 год. Он обратился в балладе «Светлана» к мифологическому сюжету свадьбы с мертвецом, который до этого был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в балладе «Ленора».

Девушка ждёт с войны своего возлюбленного, жалуется на Бога и судьбу. В полночь появляется её жених, который зовёт героиню поехать в далёкий дом, оказавшийся могилой. Так наказана героиня за то, что посмела возроптать на Бога.

Жуковский вносит в балладу «Светлана» новое: народный колорит, язык, национальный характер героини.

Понаблюдать, как народность раскрывается в тексте баллады.

III. Выразительное чтение
баллады «Светлана» учителем

или группой подготовленных учащихся можно сопроводить презентацией иллюстраций к балладе, в том числе репродукции картины К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».

Учащимся рассказывается об адресате — племяннице поэта Саше Протасовой (Воейковой в замужестве), для которой баллада стала свадебным подарком.

IV. Анализ баллады
можно предварить вопросами на восприятие,

которые помогут активизировать учащихся, проверить знание и уровень понимания текста баллады и образа главной героини — Светланы:

1. О чём говорится в балладе?
2. С какой сцены начинается балладное действие?
3. Что можно сказать о героине баллады Светлане?
4. В чём концовка баллады не соответствует традиции данного жанра?

Перечитывание фрагментов баллады и работа с текстом помогут углубить восприятие учащихся, осознать идейные и художественные особенности произведения.

Примерные вопросы и задания:

1. Найдите в балладе описание народного быта, изображение народных обрядов, традиций. Дополните примеры сообщениями о русских народных обычаях, упомянутых в балладе.

2. Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений, использования художественных приёмов, создающих ощущение атмосферы народности.

3. Найдите примеры сказочного, фантастического, страшного в балладе. Что из найденного можно отнести:
а) к таинственному;
б) к тёмному;
в) к светлому?

4. Опишите время, изображённое в балладе. Какие средства, детали, образы помогают его почувствовать и увидеть?

5. Проследите, как время, место действия и сюжет соотнесены в балладе.

6. Выделите основные фрагменты балладного повествования. Какое настроение в каждом из фрагментов передаёт автор?

7. Как относится героиня к разлуке с любимым, гаданию, встрече с женихом?

V. Анализ авторской позиции
в балладе «Светлана».


Для раскрытия понятия «авторская позиция» можно обратиться к вопросам 1—5 учебника, записать определение авторской позиции, пояснить способы её выражения в художественном произведении (с использованием материалов «Краткого словаря литературоведческих терминов»).

Далее рассматривается вопрос 9 учебника. Учащиеся должны отметить, что Светлана сохраняет верность любимому, не отступается от близкого ей человека, не ропщет на Бога и судьбу, демонстрирует силу веры.

Рассмотрению понятия «авторская позиция» будет посвящён и следующий урок по балладе, где работа над образом Светланы и особым звучанием баллады будет продолжена.

VI. Домашнее задание:

1) выписать в тетради цитаты, характеризующие Светлану;

2) выполнить задание 10 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 6 учебника.



УРОК 19
Образ Светланы и средства его создания
(баллада В. А. Жуковского «Светлана»)

Задачи:
закрепить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания; провести углублённый анализ образа Светланы в балладе; выявить черты национального характера в образе героини.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов баллады; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями; составление плана характеристики образа персонажа.
Термины: баллада, заглавный образ, авторская позиция.

Этапы урока:

I. Вступительная беседа
об образе человека в художественной литературе
и о средствах его создания.


Шестиклассники вспоминают содержание вводной главы учебника (урок 1), говорят о портрете, пейзаже, «говорящих» имени и фамилии, значимых деталях, предметах, личных вещах героя, интерьере, снах, речевой характеристике героя.

II. Анализ заглавного образа
баллады «Светлана»

может начаться с беседы о композиции баллады, смысле её заглавия, а также о роли святочных гаданий и мистического сна в раскрытии образа Светланы, о причинах счастливого пробуждения, когда страшный сон оказывается лишь наваждением, предупреждающим о необходимости верить и быть сильной в своём ожидании любимого человека.

Попутно учащиеся вспоминают, что такое заглавный образ (урок 43 из пособия для 5 класса).

Примерные вопросы и задание:

1. О чём мечтают девушки во время Святок?
2. С какой целью они обращаются к гаданию?
3. В чём причина грусти Светланы?
4. Используя найденные дома цитаты, связанные с образом Светланы, опишите героиню.
5. К какому виду гадания прибегает героиня?

Важно отметить, что гадание с зеркалом здесь выступает как способ связи с потусторонним миром, ведь от жениха уже год нет никаких вестей.

При анализе образа главной героини баллады можно использовать также индивидуальные задания 2 и 3, помещённые в учебнике.

Перед обращением к анализу мистического сна Светланы следует перечитать центральную часть баллады, выписать фольклорные и христианские образы, обратить внимание на психологическое состояние героини, пейзаж, изобразительно-выразительные средства (антитезу, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Дополнительные вопросы и задания,
связанные с анализом финала баллады:


1. Проиллюстрируйте на примерах, как нарастает напряжение в балладе.
2. В какой момент Светлана понимает, что это не её жених ведёт её под венец?
3. Какие черты характера помогли Светлане выдержать испытание страшным сновидением?
4. Подтвердите текстом баллады, что героиню характеризуют внешняя красота, простота, верность, преданность, религиозность, жизнерадостность, близость народной жизни, смирение, решительность.
5. Как относится к Светлане автор? Докажите свою мысль примерами из текста.

III. Размышлениям о роли веры
в жизни героини и силе её чувств

как спасительной основы в достижении счастливого финала баллады помогут следующие задания:

1. Подберите синонимы к словам «вера» (доверие, религия, убеждённость, уверенность) и «верность» (надёжность, преданность, постоянство).
2. Раскройте на основе содержания баллады В. А. Жуковского «Светлана» значение следующих высказываний:
«Вера состоит в том, что мы верим тому, что не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим» (Аврелий Августин).
«Во что мы верим, то не потеряно ещё» (Ф. Шиллер).
«С верой нет ничего невозможного» (пословица).

Учащихся необходимо подвести к выводу о том, почему так важно быть активным, верить, любить, чтобы преодолеть все препятствия, пройти все преграды на пути к счастью. По мнению В. А. Жуковского, человек должен проявлять покорность и смирение, принимая предначертанное ему, при этом он не должен переставать бороться за своё счастье, должен не сдаваться, сохранять веру в высшие силы, своё мужество и веру в близких людей.

С главной героиней не случается никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, проявив стойкость в вере.

IV. Работа с репродукцией картины
К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».


Учащимся предлагается
примерный план рассказа по картине:

1. Какой теме посвящена картина К. П. Брюллова?
2. Что изображено на картине?
3. Описание образа Светланы: лицо (глаза, выражение лица), волосы, одежда, поза, руки.
4. Детали картины, пространство вокруг Светланы.
5. Цветовая гамма.
6. Черты характера, выделенные художником в героине.
7. Близость образа Светланы образам героинь других литературных произведений.
8. С каким фрагментом баллады можно соотнести эпизод, изображённый на картине?
9. Общее впечатление от картины.
10. Светлана как национальный тип русской девушки.

V. Подведение итогов урока
направлено на обобщение идейно-эмоционального содержания баллады, в которой показывается, как смирение, преданность, сила характера и вера становятся залогом торжества света над тьмой.

Сопоставительный анализ
баллад «Ленора» и «Светлана»

на основе индивидуального задания 6 учебника поможет учащимся увидеть разницу в образах двух героинь, в их жизненной позиции, а также сравнить авторское отношение к изображённой ситуации в произведениях двух поэтов.

VI. Домашнее задание:

подготовить письменный рассказ по картине К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».

Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1 или 2 учебника (по выбору).

Следующие уроки: Урок 20. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации >>>


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

(Статья учебника)

Василий Андреевич Жуковский – замечательный русский поэт, который уже хорошо знаком вам как автор известных переводов: древнегреческой поэмы Гомера «Одиссея» и баллад немецких поэтов Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера.

Место рождения поэта – село Мишенское Тульской губернии. Здесь прошло его детство. Жуковский получил хорошее домашнее образование, а в 1797 году его определили в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений того времени. Там в разные годы учились М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, В. Ф. Одоевский и другие известные русские поэты. Жуковский стал одним из лучших учеников пансиона, был первым председателем созданного в 1799 году «Собрания воспитанников университетского благородного пансиона», на котором читались и обсуждались сочинения и переводы пансионеров. Здесь он приобрёл верных друзей, испытал особые, ни с чем не сравнимые ощущения молодого автора, держащего в руках журнал, в котором опубликовано его первое стихотворение.

После окончания пансиона в 1800 году Жуковский продолжил литературные занятия, занимался самообразованием, много читал. Основным заработком поэта были переводы. В его переводе вышел тогда, например, знаменитый роман испанского писателя Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Некоторое время Жуковский был редактором журнала «Вестник Европы».

Жуковский признавался: «У меня всё или чужое, или по поводу чужого – и всё, однако, моё». Работая над переводами баллад немецких и английских поэтов, он сохранял сюжеты, однако наполнял их своим содержанием, опираясь на традиции русской народной поэзии. Мягкий, деликатный, доброжелательный, отзывчивый человек, всегда готовый прийти на помощь, он внёс в баллады частичку своей души, создал особый тип «русской баллады». Героиня его баллады «Светлана» наделена не только русским именем, но и чертами русского национального характера. Благополучная концовка баллады явно противоречила жанровой традиции, зато соответствовала постоянному стремлению Жуковского к утверждению торжества добра, правды и веры.

Во время Отечественной войны 1812 года Жуковский, имевший чин поручика, принял участие в составе пехотного полка московского ополчения в Бородинском сражении. Широкую известность получила его поэма «Певец во стане русских воинов», написанная под впечатлением от военных событий и вышедшая отдельным изданием в том же году.

В сентябре 1815 года Жуковский встретился с юным лицеистом Пушкиным, поэтический гений которого он сразу оценил. На протяжении долгих лет он был старшим другом и помощником поэта. Знаменательным фактом истории русской литературы стал подаренный Пушкину Жуковским портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820, марта 26, великая пятница».

В июле 1824 года Жуковский был назначен наставником великого князя Александра Николаевича (будущего российского императора Александра II), которому тогда шёл только седьмой год. Поэта увлекла идея воспитания будущего царя: «Я ещё слишком не уверен в своей способности исполнить как должно свою обязанность. Знаю только, что детский мир – мой мир, и что в этом мире можно действовать с наслаждением, и что в нём можно найти полное счастие».

Жуковский составил «План учения», в котором говорилось обо всех занятиях с великим князем от восьми до двадцати лет, особо отмечалось, что «главной наукой» для наследника престола должна стать история, и формулировались пожелания будущему царю: «Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царём, не будет храним и народом. Люби и распространяй просвещение: оно – сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства... Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нём и милосердие царей и свобода народов... Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа... Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения». Император Александр II, бывший воспитанник поэта, вошёл в русскую историю как освободитель крестьян от крепостной зависимости.

Последние годы жизни Жуковского прошли в Германии, где он продолжил работу над переводами. Семь лет (1842–1849) он посвятил своему главному труду – переводу поэмы Гомера «Одиссея», который до настоящего времени считается непревзойдённым.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Впоследствии важно проследить связь баллады В. А. Жуковского со сказкой, пересечение балладных и сказочных образов в тексте. (вернуться)

 
К. Е. Маковский. «Святочные гадания». 1900-е.
Холст, масло. 160 х 232.
Государственный музей истории религии. Санкт-Петербург.

Девушки собрались гадать на женихов. Взяли зерна, воду, монеты и зеркало, принесли петуха с синим хвостом и сели смотреть, к чему птица потянется. Если к зерну и монетам – муж будет богатым. Если к зеркалу – красивым. Если к воде – будет пить. На лицах девушек веселое любопытство, все тянутся посмотреть, что же выберет петух.
 

О ПРОТОТИПЕ СВЕТЛАНЫ

Алекса́ндра Андре́евна Вое́йкова
(урождённая Протасова; 20 августа 1795—16 февраля 1829) — племянница и крестница В. Жуковского, адресат его баллады «Светлана». Муза поэта Н. М. Языкова.

Александра Андреевна Протасова родилась в семье помещика Андрея Ивановича Протасова и его супруги Екатерины Афанасьевны, урождённой Буниной.

Протасовы поселились в Белёве, где прожили до лета 1810 года. Сюда же приехал и единокровный брат Екатерины Афанасьевны — Василий Жуковский. В кругу своих близких в «белёвском уединении» он читает, пишет стихи и много переводит, а также даёт уроки словесности подрастающим Александре и её старшей сестре Марии (1793—1823). Программа занятий, составленная Жуковским, включала разные предметы, в том числе философию, нравственность, историю, географию, эстетику и изящную словесность. Под руководством Жуковского разбирали стихи Державина, произведения Шиллера и Гёте, Шекспира, Расина, Корнеля, Вольтера, Руссо, а также произведения античной литературы — сатиры Ювенала, оды Горация; в подлиннике читали произведения создателя немецкой баллады Бюргера. В 1810 году по окончании строительства дома в Муратове (Орловская губерния) Протасовы переезжают туда, в соседней деревне Холх поселяется Жуковский.

В ноябре 1813 года в Муратово по приглашению Жуковского приехал его друг Александр Воейков (1779—1839). Он произвёл впечатление на Екатерину Афанасьевну и особенно на Александру Андреевну. Участник Отечественной войны, он обладал даром увлекательного рассказа и насмешливым складом ума. Увидев прелестную 18-летнюю Сашу Протасову, которую Вигель сравнивал с Сильфидой и Ундиной, литератор (ему к этому времени было уже тридцать пять), посватался к ней. Поддерживал этот брак и Жуковский. Давно влюблённый в Марию Протасову, поэт надеялся на помощь Воейкова в получении благословения от Протасовой.

Свадьба состоялась 14 июля 1814 года в Подзаваловской церкви. Чтобы обеспечить племянницу приданым, Жуковский продал свою деревню. По случаю свадьбы Жуковский подарил ей балладу «Светлана». Он же исхлопотал место профессора для Воейкова в Дерптском университете. Вместе с молодожёнами в Дерпт уехали Екатерина Афанасьевна и Мария.

Супружеская жизнь Александры Андреевны оказалась очень несчастливой.

В 1820 году Воейковы переезжают в Санкт-Петербург. По рекомендации Жуковского Н. И. Греч соглашается на соредакторство Воейкова в журнале «Сын отечества», поручив ему отдел критики и обозрения журналов. Также Воейков получает место преподавателя русской словесности и инспектора классов в петербургском артиллерийском училище. А. Тургенев назначает его на должность чиновника особых поручений в департамент духовных дел.

Жуковский предлагает Воейковым поселиться вместе, совместная жизнь была, по его словам, «жертвой миленькому Сандрочку». Квартира Воейкова—Жуковского на Невском проспекте вскоре стала центром литературно-художественной жизни Петербурга 1820-х годов. Хозяйка в нём была Александра Андреевна. Высокообразованная и живая, она была не только ценительницей поэзии, но и сама обладала литературным талантом. Жуковский писал: «Саша писала. В её стиле был виден талант». Она принимала участие в обработке переводов и статей в газете «Русский инвалид», где был редактором её муж. По её инициативе Воейков начал издавать «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“». В гостиной Воейковой собирался «весь литературный цвет столицы». Привлечённые умом и очарованием Александры Андреевны, поэты посвящали ей стихи. Своей музой её считал И. Козлов, её воспевали Е. Баратынский и Н. М. Языков. А. Блудова так описывала Воейкову:

«Молодая, прекрасная, с нежно-глубоким взглядом ласковых глаз, с лёгкими кудрями тёмно-русых волос и чёрными бровями, с болезненным, но светлым видом всей её фигуры, она осталась для меня … неземным видением времени моего детства.»

Воейкова собрала обширную библиотеку на различных языках (французским и немецким она владела в совершенстве).

Осенью 1827 года на средства Жуковского А. А. Воейкова уехала лечиться за границу.

Александра Андреевна Воейкова скончалась 16 февраля 1829 года от чахотки в Пизе (по другим данным — в Ницце). Была похоронена на греческом православном кладбище в Ливорно. Похоронами занимался К. Зейдлиц. Он заказал крест с распятием и плиту белого мрамора с теми же словами из Евангелия от Иоанна (XIV, 1-4) «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Мя веруйте», как и на могиле Марии Мойер в Дерпте. Он писал Жуковскому:

«Мне пришлось еще раз применить к делу мое столярное искусство и приготовить для Александрины последнюю тесную обитель её — гроб. Для Кати Мойер я изготовил её 1-е жилище [колыбель], для Александрины — последнее! Милый Жуковский, как странно судьба приводит меня делить радость и горе вашей семьи!» Жуковский, бывая в Италии, всегда посещал могилу племянницы.

Образ А. А. Воейковой в литературе
Н. В. Соловьев «История одной жизни. А. А. Воейкова — „Светлана“». В двух томах. — Типография «Сириус», 1915 г.;
Н. Языков посвятил А. А. Воейковой ряд стихотворений: К А. А. Воейковой; Воспоминание об А. А. Воейковой, А. А. Воейковой, Посвящение А. А. Воейковой и др.
И. Козлов «Разбойник», «К Светлане».
К. Ф. Рылеев поэма «Рогнеда».
Е. А. Баратынский «А. А. Воейковой»
(вернуться к уроку)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика