Баллада В. Скотта «Клятва Мойны»
Литература
 
 Главная
 
Портрет В. Скотта
работы Г. Рэйберна, 1822 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ЖАНР БАЛЛАДЫ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 15. Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка»

Урок 16. Баллада В. Скотта «Клятва Мойны»

Урок 17. Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»

Вальтер Скотт
(Walter Scott; 1771 — 1832)

УРОК 16
Баллада В. Скотта «Клятва Мойны»

Задачи:
познакомить шестиклассников с необычным примером балладного жанра; обобщить имеющиеся у учащихся представления о балладе; развивать навыки выразительного чтения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение баллад; наблюдение над художественными особенностями баллады; чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника.
Термины: баллада, ирония.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания,

выразительное чтение баллад И. В. Гёте «Лесной царь», Ф. Шиллера «Перчатка».

Особое внимание уделяется работе над интонацией, позволяющей передать характер происходящих событий, настроение героев, идейно-эмоциональное содержание произведения.

II. Устные сообщения учащихся
о Вальтере Скотте.


Данный этап урока,
помимо знакомства с жизнью и творчеством писателя, связан с задачами развития навыка выступления перед аудиторией.
Внимание шестиклассников обращается на
законченность сообщения,
последовательность приводимых фактов биографии,
оригинальность отобранного материала и иллюстраций к сообщению (фотографий, слайдов и т. п.).

В. Скотт собрал и опубликовал сборник старинных шотландских баллад и легенд «Песни шотландской границы», сам занимался переводом и созданием баллад.
В 1812 году он приобрёл поместье Абботсфорд на реке Твид, где выстроил для себя дом, подобный средневековому замку, в котором прожил до смерти. Здесь была обширная библиотека и коллекция оружия, утвари и старинных предметов.
Сам В. Скотт писал о себе: «Мне, как и всем детям, нравится чудесное и страшное. В этом отношении я остаюсь ребёнком до сих пор».

III. Беседа по вопросам
поможет закрепить и систематизировать представления учащихся о жанре баллады.

Примерные вопросы:

1. Какие черты объединяют произведения балладного жанра?
2. Чем близки друг другу баллады и лирические народные песни?
3. На какие жанры опирались авторы баллад?

Дополнить представления учащихся о балладе
может указание на фрагментарность,
непонятность, отчасти необъяснимость балладного сюжета,
его динамизм и некоторую тайну, с которой связана жизнь героев баллады.

IV. Выразительное чтение
и анализ баллады В. Скотта
«Клятва Мойны»
.


Необходимо остановиться на сюжете и композиции баллады, образах Мойны, старика, графа, а также сказать о приёмах, организующих балладное повествование, мелодике, ритме баллады.

Учащиеся сразу обратят внимание на шуточный характер данной баллады, в которой стилизация истории в средневековом духе некой таинственности оборачивается доброй иронией.

Примерные вопросы и задания:

1. Что такое клятва? Какую клятву и почему даёт Мойна?
Какие природные явления и общественные события привлекает Мойна, чтобы показать непоколебимость своего решения?

2. Опишите Мойну. Какие пояснения словам Мойны даёт старик?
Какова роль образа старика в балладе?

3. Проследите, как создаётся в балладе настроение загадочности и тайны.

4. Почему Мойна всё же становится женой графа?

5. Проиллюстрируйте примерами из текста использование в балладе обратного порядка слов (инверсии), преувеличения (гиперболы), преуменьшения (литоты), иронии, повторов (рефренов).

6. Вспомните черты баллады как жанра литературы.
Можно ли «Клятву Мойны» назвать настоящей балладой?

С целью развития мышления и формирования навыков исследовательской деятельности предлагается выполнение заданий 1, 2 учебника.

V. Представление домашних письменных работ
«Страшная история (сказка) со счастливым финалом».

VI. Домашнее задание:

1) прочитать балладу Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»;

2) выполнить задание 5 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3, 4 учебника (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 17. Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд» >>>


 
Томас Фаед. Вальтер Скотт и его литературные друзья в Абботсфорде.
Гравюра брата Томаса Фэда Джеймса Фэда.
Оригинал был написан в 1849 году по уже существующим портретам.
Слева направо изображены:
Сидят: Томас Томсон, Джеймс Баллантайн, Арчибальд Констебль, Томас Кэмпбелл, Том Мур, сэр Адам Фергюссон, Фрэнсис Джеффри, Уильям Вордсворт, Джон Гибсон Локхарт, Джордж Крабб, Генри Маккензи, сэр Вальтер Скотт и (на табурете) Джеймс Хогг.
Стоят: сэр Хамфри Дэви, сэр Дэвид Уилки, сэр Уильям Аллан, профессор Джон Уилсон.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика