Художественный образ в мифе
Литература
 
 Главная
 
Статуя Аполлона Кифареда.
Мрамор. Римская работа II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пио-Клементино, Зал муз, 16.
 
Гибель Орфея.
А. Дюрер, 1494 г.
 
 
 
 
 
 
 
МИФОЛОГИЯ
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 2. Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»

* Урок 3. Художественный образ в мифе[2]

* Урок 4. Славянская мифология


УРОК 3
Художественный образ в мифе

Задачи:
закрепить представления пятиклассников о художественном образе и средствах его создания на примере мифов; повторить и обобщить имеющиеся у пятиклассников знания об эпических, лирических и драматических жанрах, их происхождении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; устные рассказы по крылатым выражениям из греческой мифологии.
Термины: миф, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, символ, литературный род, эпос, лирика, драма, жанр.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания.

Рассказы учащихся о вариантах продолжения мифа об Орфее
, не почитавшем бога Диониса, который в гневе направил на Орфея менад («безумствующих»), своих постоянных спутниц, растерзавших певца; о том, как вся природа оплакивала Орфея и как тень Орфея спустилась в царство Аида, где певец вновь соединился со своей женой Эвридикой
(на материале энциклопедических изданий и книги Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).

II. Беседа о художественных образах
и средствах их создания в мифологии.


Её могут направить такие вопросы:

1. Вспомните миф о Кипарисе. Почему кипарис стал олицетворением печали, скорби? Что такое олицетворение? Какие другие художественные приёмы используются в сказании о Кипарисе? Приведите примеры (эпитет «стройный», сравнение «как стрела»).

2. Почему так часто в мифологии используется приём превращения? Приведите примеры из известных вам мифов.

При ответе на этот вопрос пятиклассники должны увидеть связь между приёмом превращения и такими художественными приёмами, как сравнение, метафора, олицетворение.

Здесь уместно сказать об одном из самых значительных памятников античной литературы — поэме древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы», представляющей своеобразную мифологическую энциклопедию, в которой изложено около 300 мифов, в том числе мифы о Кипарисе, Нарциссе, Орфее и Эвридике.

В этой поэме приём превращения, метаморфозы (от греческого слова metamorphōsis — превращение), позволяет поэту создать картину жизни как постоянного движения и превращения живых и неживых форм друг в друга. В основе приёмов сравнения, метафоры, олицетворения (как вида метафоры) лежит характерное для мифологического (и сказочного) мышления уподобление природного мира миру человеческому.

III. Чтение вступительной статьи учебника
(фрагмента о литературных родах и жанрах) и беседа по вопросам:

1. Найдите в сказании об Орфее фрагмент, в котором описано пение Орфея. О чём поет певец? Представлено ли в его песне повествование? О чём повествует певец? Нашлось ли в его песне место выражению чувств, переживаний? Что всё-таки преобладает — повествование или переживание? Как вы думаете, песня Орфея — это произведение эпическое или лирическое?

На данном этапе изучения курса литературы важно ещё раз показать учащимся, что в древности были тесно связаны не только разные литературные роды, но и разные виды искусства (Орфей не только повествует, выражает свои чувства, но и сопровождает своё пение игрой на кифаре; боги пляшут под звуки кифары Аполлона, участвуют в весёлом хороводе).

2. В каких прочитанных вами раньше произведениях русских и зарубежных писателей преобладает повествование, а в каких — выражение чувств, переживаний автора? Приведите примеры эпических (сказки, повести, рассказы) и лирических (стихотворения) произведений.

В 5 классе учащиеся получают лишь начальные представления о видах (родах и жанрах) литературы. Различение произведений эпических и лирических жанров не является самоцелью и осуществляется в процессе работы с конкретными художественными текстами, поэтому при изучении темы «Мифология» вполне достаточно повторить и обобщить знания учащихся, полученные в начальной школе.

3. Какой литературный род связан с театром? Какие театральные постановки вы видели (комедии, пьесы-сказки)? Чем они отличаются от эпических произведений? Что вам известно о древнегреческом театре? Какие мифологические персонажи стали героями древнегреческих трагедий?

Разговор об особенностях драматических произведений, функции списка действующих лиц, диалогов и монологов, а также авторских ремарок ещё предстоит, и вновь следует предпочесть практическое освоение теоретическим рассуждениям.

Впрочем, на данном уроке может быть уместно краткое сообщение учителя о мифологических сюжетах в древнегреческом театре. Достаточно упомянуть, например, о трагедии Эсхила «Прометей прикованный», с фрагментами которой учащимся предстоит познакомиться в последующем (см. Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл. К уроку литературы в 6 классе).

IV. Отчёты о выполнении
творческой работы

(индивидуальное задание 4 учебника).

Подготовленные учащимися рассказы предпочтительнее заслушать и обсудить на уроке, отметив наиболее интересные по содержанию и удачные по построению. Однако возможна проверка всех письменных работ и краткий их анализ на следующем уроке.

V. Домашнее задание:

подготовить устный рассказ об одном из богов или персонажей славянской мифологии (Перун, Велес, Даждьбог, Стрибог, Купала, Масленица, Кострома и др.).

Индивидуальные задания:

выполнить индивидуальное задание 3 учебника.

Следующие уроки: Урок 4. Славянская мифология >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Якоб Хофнагель. Орфей очаровывает животных. 1613
Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
 
Никола Пуссен. Парнас (Аполлон и музы). 1630-1631 гг.
Холст, масло. 145x197. Музей Прадо. Мадрид, Испания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика