Главная |
|
|
Заклятие меча перед идолом. С рисунка В. Овсянникова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона
восточных славян. Его имя впервые встречается в летописи под 907 годом.
После победоносного похода князя Олега на греков греческие цари Леон и Александр
вынуждены были заключить с ним мир и обязались уплачивать дань. Договор был скреплен, по обычаю, клятвами обеих сторон. Греки-христиане «целовали крест,
а Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».
То же самое повторилось спустя лет сорок, уже при князе Игоре. Греческие послы прибыли в Киев, чтобы привести Игоря к клятве, записанной в
новом мирном договоре: «Призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его, — сколько
было язычников между русскими».
И, наконец, еще спустя лет тридцать князь Святослав поклялся соблюдать мир с греками: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть
я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — от Перуна и Волоса, бога скотьего, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас
собственное оружие».
Заметим, что в клятвах подчеркивается связь Перуна с оружием: это свидетельствует о его воинственности. Отсюда понятно, почему Перун
считался покровителем князя-воина и его боевой дружины. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. В священных
местах сооружались его изображения.
В 980 году князь Владимир, свергнув своего брата Ярополка, «стал княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме возле двора
теремного: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами...».
Добрыня, дядя Владимира, став его наместником в Новгороде, прежде всего «поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы
новгородцы как богу».
Каждый языческий бог у всех народов обладал своими особыми качествами, имел свои атрибуты, каждому богу были подвластны свои стихии природы и
одновременно — свои сферы жизни людей.
Перун — это прежде всего бог грозы (грома). В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник обновления земли, природы, отсюда
— первостепенная роль Перуна. В белорусском и украинском языках слово «перун» означает «гром», «удар грома». Если молния зажигала какую-то постройку,
то говорили: «Перуном спалило». Такой пожар тушить было нельзя. Известно проклятие, ходившее в народе: «Чтоб тебя Перун убил!» (у словаков: «Перунова стрела
в тебя!»).
Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии — это стрелы, которые метал Перун), топором. Топор считался одним из главных символов бога.
Молния в небе воспринималась не только как стрела, но и как летящий огненный топор Перуна.
Археологи нашли множество миниатюрных бронзовых и железных топориков, датируемых X—XIII веками: им приписывались сверхъестественные
свойства оберегов. Орнаменты на них имели символический смысл: зигзаги означали молнии, кружок с точкой — солнце. Считалось также: гром возникал, когда Перун
трет один о другой два гигантских небесных жернова.
|
Место поклонения Перуну в Новгороде.
Реконструкция по археологическим исследованиям
|
Перун-громовержец возбуждал в древнем человеке двоякое чувство. С одной стороны, это был страх перед божеством, владеющим грозными
природными стихиями, которые способны нести смерть и разорение. От такого злого божества надо было искать защиту, им
надо было его умилостивить. Верили, что спастись от удара молнии можно, если умыться «с серебра», то есть погрузив в сосуд для умывания серебряную
ложку или золотое кольцо. От молнии предохраняло также растение чернобыльник. С другой стороны, верили, что всесильный Перун убивает и разгоняет силы зла,
наказывает их и утверждает добрые начала. Воплощением зла считался Змей (не природный большой змей вроде удава, но фантастический, часто крылатый, многоголовый,
пышущий ядом и огнем, враг всего сущего).
О борьбе Перуна со Змеем, или шире: представителей двух противоположных миров, существовали не только славянские мифы, следы которых находят в
поздних славянских сказках. Параллельные сюжеты есть в мифологии и фольклоре у разных народов.
В общих чертах древний сюжет можно передать следующей схемой: Змей, обитатель Нижнего мира (это подземный — хтонический — мир, мир тьмы, зла,
смерти), похищает обитателей Среднего мира — людей, скот — и прячет их в своих пещерах. Бог Громовник (обитатель Верхнего мира, мира светлых сил)
разбивает молотом или палицей скалу и освобождает пленных. Змей, чтобы спастись, бежит, принимая облик то человека, то разных животных. И таким образом, меняя
личину, он на время ускользает от преследования. Наконец он укрывается под деревом или под камнем — здесь-то бог на коне либо на колеснице настигает его, ударяет
молнией — считалось, что при этом возникает вспышка огня и идет дождь.
Так Перун оказывается тесно связанным помимо огня с культами воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на
землю, даёт жизнь огню земному и обеспечивает людям тепло и жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце.
Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Археологические, этнографические и лингвистические данные позволяют утверждать, что бог с именем Перун,
или близкими именами, был известен всем славянам и многим неславянским народам (сравним: литовский Перкунас, латышский Перконс, индоевропейский Парджанья,
одновременно означающий дождевую тучу и имя бога).
Культ Перуна подвергся жестоким ударам с принятием на Руси христианства. Повсеместно стали свергать его изображения, разрушать посвященные ему
святилища.
Летопись описывает, как Владимир перед крещением киевлян безжалостно обошелся со своим прежним языческим покровителем: «Перуна же приказал
привязать к хвосту коня и волочить его по Боричеву извозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами... И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил
Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его..." И когда пустили Перуна
и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как и до сих пор зовется».
В Новгороде же архиепископ Яким, посланный произвести крещение, порубил Перуна и велел сбросить его в Волхов. Привязали веревки и волокли его по
грязи, избивая жезлами и пиная ногами. В это время в Перуна якобы вошел бес и начал кричать: «О горе! Ох мне! Достался я этим немилосердным рукам». Плывя
по Волхову, Перун забросил свою палицу на мост, со словами: «Потешайтесь, новгородские люди, и меня поминайте» (не с того ли момента повелся в Новгороде обычай
жестоких побоищ на Волховом мосту между новгородскими молодцами?). Некий селянин, шедший в город, увидел, как Перун подплывает к берегу, и оттолкнул его шестом,
сказав при этом: «Ты досыта ел и пил, а теперь плыви прочь».
Археологи раскопали близ Новгорода, в урочище, носящем название Перынь (!), на холме, огражденном с трех сторон водами реки, озера и болота,
языческое святилище: должно быть, здесь разыгралась тысячу лет назад драма с изваянием Перуна, описанная в летописи.
В Новгороде же нашли металлическую скульптуру, вероятнее всего — тоже изображение Перуна.
Днем Перуна считался день 20 июля. Перуновым деревом почитали дуб — символ могучей силы. Перуновым животным — быка, или тура, как самого
сильного из близких к человеку животных.
Источник: Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. – СПб.: Азбука, 1999.
|
|
|
1. Борис Николаевич Путилов (1919 – 1997) – советский и российский фольклорист-путешественник,
специалист по мировому эпическому наследию.
В книге "Древняя Русь: Боги, герои, люди" представлены персонажи народных верований языческой и христианской Руси, герои устного и книжного эпоса,
исторические деятели. ( вернуться)
|
|
|
Князь Владимир отдаёт распоряжения у идола Перуна
(миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV столетия) |
|
|
|
|
|
|
|