Славянская мифология
Литература
 
 Главная
 
Баба-яга,
персонаж славянского фольклора.
И. Я. Билибин
 
Еруслан Лазаревич.
Гравюра на дереве, XVIII век
 
 
 
 
 
 
 
 
МИФОЛОГИЯ
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 2. Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»

* Урок 3. Художественный образ в мифе[2]

* Урок 4. Славянская мифология


УРОК 4
Славянская мифология

Задачи:
закрепить представления пятиклассников о мифологии; познакомить с образами славянской мифологии; формировать навык работы со справочной литературой, энциклопедическими словарями.
Основные виды деятельности: устные сообщения о мифологических персонажах; оформление записей в рабочих тетрадях; работа со справочной литературой, энциклопедическими словарями.
Термины: миф, мифология, энциклопедия.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о славянской мифологии и её своеобразии:

связи с устной (фольклорной) традицией, фрагментарности и разрозненности преданий, не представляющих стройной системы (как, например, в греческой мифологии), потому что древние славянские предания не были зафиксированы (до X века на Руси не было письменности).

II. Записи в тетрадях
«Боги, герои, ритуальные персонажи
и злые духи в славянской мифологии».


Боги: Перун — бог грозы (грома), высший бог в Киевской Руси; Велес (Волос) — бог домашних животных и богатства; Дажьбог (Даждьбог) и его отец Стрибог — боги богатства; Сварог — бог огня.

Герои: первые русские князья Рюрик, Синеус и Трувор; основатели Киева Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь; князь Владимир Красное Солнышко; вещий Олег; богатыри Волх, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович; сказочные богатыри-великаны Горыня, Дубыня и Усыня; пахарь-богатырь Микула Селянинович; купец и гусляр Садко; поэт-певец Боян; Еруслан Лазаревич; Иванушка-дурачок; Иван Царевич.

Ритуальные персонажи: Коляда и Авсень (Овсень) — персонажи, связанные с Новым годом (или Рождеством); Кострома и Ярила (Ярило) — персонажи, воплощающие весну и плодородие; Купала — главный персонаж праздника летнего солнцестояния; Масленица — персонаж, воплощающий зиму и смерть; Морозко; Навь — воплощение смерти; Лихо — воплощение горя; Спорыш — воплощение плодородия.

Предметы: меч-кладенец; плакун-трава; каравай и др.

Чудовища: Змей Горыныч; Змей Тугарин; Соловей-разбойник; Кащей Бессмертный и др.

Злые духи: чёрт; анчутка; водяной; леший; русалка; кикимора; Баба-яга; бесы; див; Вий; лихорадки (демоны болезни); русалки мавки (навки); овинник (подовинник); дворовик; домовой; полевик (полевой); упырь (вампир); банник (дух бани).

III. Проверка домашнего задания,
информация о богах, героях и персонажах
славянской мифологии.


Подготовленные учащимися краткие сообщения могут быть лаконично записаны в рабочие тетради.

Сообщения необходимо дополнить вопросами, которые зададут пятиклассники своим товарищам. На данном этапе работы важно формирование навыка чёткого формулирования вопроса и краткого ответа на него (даже при незнании точного ответа, отсутствии необходимой информации).

IV. Беседа по вопросам,
направленная на сопоставление персонажей
славянской и древнегреческой мифологии:


1. В чём сходство между славянским Перуном и греческим Зевсом, славянским Сварогом (Сварожичем) и греческим Гефестом?

2. В мифологии древних славян Никола (Микола) и Мороз (Морозко, Дед Мороз) часто связываются с жизнью в лесной глуши, с зимой и новогодними праздниками. Какой персонаж западноевропейской мифологии, знакомый всем детям, также связан с новогодними праздниками?

3. Почему в мифах разных народов присутствуют общие темы и образы? При ответе на этот вопрос учащиеся могут ещё раз обратиться к материалам вступительной статьи «Мифология».

V. Знакомство с энциклопедическими словарями и справочниками,
в которых можно найти информацию о мифологических персонажах, например:

Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.
Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.
Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.
Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.

Данный этап урока (или весь урок) можно провести в школьной библиотеке. Уже в 5 классе следует также формировать навыки работы с поисковыми системами в Интернете и с такими электронными энциклопедиями, как «Википедия», «Кругосвет» и др.

VI. Подведение итогов урока,
заключительное слово о близости мифов разных народов по тематике, сюжетам, образам.

VII. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью «Фольклор»;

2) ответить на вопросы 1—4 учебника.

Индивидуальные задания:

подготовить план сообщения «Боги, герои, ритуальные персонажи и злые духи в египетской (или китайской, японской, германской) мифологии» (по выбору учащихся и по образцу работы, выполненной на уроке).

Следующие уроки: Урок 5. Фольклор и народная словесность >>>


Мир в слове

ОБРАЗ

(Статья учебника)

1. Внешний вид, облик. 2. Отражение в нашем сознании предметов и явлений жизни. 3. Результат работы воображения («образы будущего»). 4. Часть художественной картины («художественный образ»). 5. Характер, особенность («образ жизни»). 6. Способ, средство («устроить наилучшим образом»). 7. Икона.

Из Ветхого Завета: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...» (Первая книга Моисея «Бытие»).

Из русского фольклора: «Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах» (пословица), «Образа да ножи не дарят, а меняют» (пословица).

Из русской литературы: «Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой...» (басня И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»); «И милый образ во сне лишь порою видали...» (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Они любили друг друга так долго и нежно...»); «Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей...» (драма А. П. Чехова «Три сестры»); «И твой образ, милый и далёкий...» (стихотворение И. А. Бунина «Не угас ещё вдали закат...»).


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Князь Владимир отдаёт распоряжения у идола Перуна
(миниатюра из Радзивиловской летописи, конец XV столетия)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика