Герои в древнегреческих мифах
Литература
 
 Главная
 
Статуя Фемиды –
аллегория и символ правосудия[3]
 
Гордеев Ф. Г.
Прометей. Гипс. 1769
Третьяковская галерея. Москва
 
Геракл и гидра.
Антонио дель Поллайоло, ок. 1475
 
Елена Прекрасная садится на корабль, отплывающий в Трою.
Фреска из Помпей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИФОЛОГИЯ
 
Герои в древнегреческих мифах
(1853 – 1921)

2 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 2. Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл

Урок 3. Троянский цикл и его герои


УРОК 2
Герои в древнегреческих мифах.
Прометей и Геракл

Задачи:
обобщить знания шестиклассников о древнегреческой мифологии; познакомить с фрагментами древнегреческих мифов о героях; дать начальное представление о культурном герое и героическом эпосе.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий; работа с иллюстрациями.
Термины: миф, мифология, комментарий, культурный герой, героический эпос, аллегория, символ.

Этапы урока:

I. Чтение вступительной статьи учебника «Мифология».


В работе со статьёй, основанной на преимущественно уже знакомом учащимся материале, необходимо особое внимание уделить понятию «культурный герой»,
подготовить шестиклассников к чтению и анализу фрагментов из эпических поэм Гомера, произведений западноевропейского и русского героического эпоса.

II. Беседа о героях древнегреческой мифологии.

Шестиклассники уже знакомы с изложением древнегреческих мифов, представленным в известной книге Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».

Важно ещё раз подчеркнуть, что это не художественный текст, однако в нём широко используются приёмы, характерные для художественной литературы.

Поэтому беседа о Прометее как характерном примере культурного героя может быть дополнена чтением небольших фрагментов из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в переводе С. Апта (например, монологи Прометея «О свод небес, о ветры быстрокрылые…», «Сегодня в оковах железных томлюсь…»).

В ходе беседы по вопросам 1, 2, 3 учебника необходимо вспомнить о том, почему при знакомстве с древними текстами особенно важно обращаться к комментариям, и найти толкования непонятных учащимся слов.

Дополнительные вопросы и задание:

1. Как связаны в древнегреческой мифологии имена Прометея и Геракла? Что общего у этих героев?

2. Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют Прометея и Геракла? Дополните этот перечень: мужество, решительность, гордость, сила духа, мудрость, хитрость, самопожертвование.

3. Какие качества героической личности подчёркнуты в иллюстрациях к мифам о Прометее и Геракле?

III. Отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий
(представление художественных картин и скульптур-аллегорий).

В ходе подготовки индивидуального задания можно предложить учащимся объединиться в небольшие группы и представить сообщения о самых распространённых аллегориях: добре и зле, временах года, войне и мире, справедливости и правосудии и др.

При проведении этого этапа урока важно соотнести два знакомых учащимся теоретико-литературных понятия «аллегория» и «символ», которые в нашем повседневном общении часто используются как синонимы.

Достаточно вспомнить статую Фемиды — своеобразной аллегории и символа правосудия.

Следует обратить внимание шестиклассников на центральные образы в картинах-аллегориях, которые и становятся символами. Восприятие всякого иносказания требует сотворчества, работы воображения, поэтому учащимся необходимо показать на конкретных примерах, как сложно иногда расшифровать аллегорию.

Примерные вопросы и задания:

1. Познакомьтесь с аллегориями Э. Бака «Америка», У. Блейка «Жалость», А. Лоренцетти «Аллегория Доброго правления» или другими.
Какие образы на этих картинах помогли вам расшифровать эти аллегории? Какая картина оказалась самой сложной для истолкования?

2. Внимательно рассмотрите три аллегории, принадлежащие известным западноевропейским художникам.
Вы не знаете названия этих картин. Попытайтесь определить, какие из перечисленных ниже аллегорий представлены на них.
(Варианты ответа: лето, война, смерть, богатство, бедность, мир, весна.)

Названия выбранных картин-аллегорий: «Иероглифы смерти» Х. де Вальдеса Леаля, «Аллегория богатства» С. Вуэ, «Аллегория Лета» Г. де Феррари.

Разумеется, возможен иной выбор картин-аллегорий, которые учащиеся по рекомендации учителя найдут в альбомах или при помощи поисковых систем Интернета.

3. Какие из помещённых в учебнике иллюстраций можно рассматривать как аллегории? Как бы вы назвали иначе статую Ф. Г. Гордеева «Прометей»?

IV. Заключительное слово учителя
о героях древнегреческих мифов и о культурном герое.

V. Домашнее задание:

1) прочитать миф «Состязание Пана с Аполлоном»;

2) выполнить задания 6, 7 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 3 учебника (по выбору).

УРОК 3*[2]
Троянский цикл и его герои

Задачи:
закрепить представления шестиклассников о героическом характере в мифологии; подготовить к чтению и анализу отрывков из поэмы Гомера «Илиада»; закрепить навык использования в устной и письменной речи отдельных слов и выражений, восходящих к древнегреческой мифологии.

Основные виды деятельности: рассказы учащихся о героях древнегреческих мифов; записи в тетрадях; ответы на вопросы учебника; письменная творческая работа.

Термины: миф, мифология, герой, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, символ.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания.

Рассказы учащихся о продолжении мифов о Геракле

(на материале энциклопедических изданий и книги Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).

II. Записи в тетрадях плана
«Основные циклы древнегреческих мифов и их главные герои»
,
дополненные комментариями учителя и небольшими сообщениями учащихся:

1. Мифы о Прометее.

2. Мифы о Геракле.

3. Мифы об искусстве (Дедал, Икар, Орфей).

4. Мифы об аргонавтах (Ясон).

5.
Троянский цикл (Парис, Менелай, Ахилл, Гектор, Аякс, Патрокл).

6.
Мифы об Одиссее и Телемахе.

7. Мифы об Агамемноне и Оресте.

8. Фиванский цикл (Эдип).

Мифы об аргонавтах и Одиссее могут быть уже знакомы шестиклассникам.

Фиванский цикл на уроке не рассматривается, однако учитель кратко представляет его главного героя Эдипа и предлагает учащимся разгадать известную загадку Сфинкса, которую отгадал Эдип: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?»

III. Выполнение письменной творческой работы
(написание небольшого рассказа о жизненной ситуации
с использованием слов и выражений из древнегреческих мифов).

Возможно проведение конкурса рассказов на одну или несколько заданных тем, например:
«Между Сциллой и Харибдой», «Яблоко раздора», «Дары данайцев».

IV. Домашнее задание:

познакомиться с мифами об Одиссее и Телемахе.

Следующие уроки: Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Фемида — в греческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса.
Упомянута в гомеровской «Одиссее» (II 68). У римлян — Юстиция.
Фемиду изображают с повязкой на глазах, что символизирует беспристрастие, с весами в одной руке и мечом в другой — такое распространённое изображение она получила уже у римлян, заимствовавших её образ у греков в виде Юстиции.
Римляне вложили в её руку меч вместо рога изобилия, первоначально же у неё не было и повязки, то есть она изображалась с весами и рогом изобилия.
Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом. (вернуться)

 
Уильям Блейк. Жалость, 1795.
Тейт галерея, Лондон
Композиция создана по мотивам шекспировской пьесы «Макбет», является иллюстрацией к следующим словам поэта:
И жалость, будто голенький младенец,
Влекомый вихрем, или херувим
На скакунах невидимых воздушных…
На картине изображена женщина-херувим на «воздушном» скакуне.
Она наклонилась, чтобы взять у матери младенца, олицетворяющего жалость.
(вернуться к уроку)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика