Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар»
Литература
 
 Главная
 
Статуя Аполлона Кифареда.
Мрамор. Римская работа II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пио-Клементино, Зал муз, 16.
 
Дедал привязывает крылья Икару.
Соколов П. И., 1777 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
МИФОЛОГИЯ
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 2. Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»

* Урок 3. Художественный образ в мифе[2]

* Урок 4. Славянская мифология


УРОК 2
Мифы об искусстве «Аполлон и музы»,
«Дедал и Икар», «Кипарис»,
«Орфей в подземном царстве»

Задачи:
обобщить представления пятиклассников о мифах; познакомить с древнегреческими мифами о происхождении искусства; дать начальное представление о литературных родах и жанрах, их происхождении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий; работа с иллюстрациями.
Термины: миф, мифология, комментарий, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, литературный род, эпос, лирика, драма, жанр.

Этапы урока

I. Чтение
вступительной статьи «Мифология».


Работа со статьёй основывается на уже знакомом учащимся материале, в том числе на заранее прочитанных мифах «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

II. Работа с комментариями
к древнегреческим мифам
.


Знакомство со статьёй «Комментарий»[4] в «Кратком словаре литературоведческих терминов».

Вопросы для разъяснения:

1. Зачем нужны комментарии к текстам?
2. Как обычно оформляются комментарии? Чем они отличаются от сносок?
3. Какие слова в древнегреческих легендах вам были непонятны? Нашли ли вы их толкования?
4. О чём вы ещё узнали из комментариев к древнегреческим мифам? Почему важно отметить в комментарии, что перед нами не древние тексты, а изложение мифов, причём предложенное современным учёным?

III. Выполнение тестовых заданий
(или небольшая викторина
«Образы древнегреческой и римской мифологии»).


Важно проверить знание учащимися помещённых в учебнике мифов и комментариев к ним, а также того, насколько хорошо они ориентируются в античной мифологии.

Для работы на уроке можно использовать задания учебника, тесты с выбором одного из вариантов ответа или тесты на соотнесение описания и образа.

Материалы
для работы на уроке:


1. Муза эпической поэзии — это …, муза лирики — это …, муза любовных песен — это …, муза трагедии — это …, муза комедии — это …, муза танцев — это …, муза истории — это …, муза астрономии — это …; муза священных гимнов — это …
(Каллиопа, Эвтерпа, Эрато, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния).

2. Над морями властвует бог … (Посейдон), брат громовержца … (Зевса). Его сын … (Тритон) звуком своей трубы из раковины вызывает бури. Глубоко под землёй царит мрачный … (Аид), другой брат громовержца … (Зевса). В его подземном царстве струятся воды реки … (Леты). Вход в царство мёртвых сторожит трехглавый пёс … (Кербер, или Цербер). Один из древнейших богов Греции — златокудрый … (Аполлон), это бог солнца, света, покровитель стад, охранитель дорог, а потом он превратился в покровителя искусства, поэзии и музыки, стал богом муз, поэтому его зовут ещё … (Мусагет). Торжественно звучат струны его … (кифары).

3. Чтобы овладеть городом Троей, хитроумный … (Одиссей) предложил соорудить огромного деревянного … (коня), в котором могли бы спрятаться греческие воины. Самым смелым воином у греков был неистовый … (Ахилл), который разгневал бога … (Аполлона), и тот не сдержал своё обещание хранить … (Ахилла). Стрела поразила героя в … (пяту), которая была единственным уязвимым местом, так как её не коснулись воды подземной реки … (Стикса). Отсюда и появилось выражение «…» («ахиллесова пята»), т. е. уязвимое, слабое место.

IV. Беседа по вопросам 5, 6 учебника,
направленная на объяснение древнегреческих мифов о происхождении искусства.

В ходе беседы необходимо закрепить содержание вступительной статьи, ещё раз обратить внимание пятиклассников на то, что в древние времена искусства, науки и ремёсла были самым тесным образом связаны, объединены ритуалом, были одинаково значимы.

Пятиклассники должны также привести конкретные примеры из мифов, показывающие, что искусство играло особую роль в жизни древнего человека.

Дополнительные
вопросы и задания:


1. Как реагировала сама природа на пение муз? Почему боги на Олимпе, забыв обо всём, слушали кифару Аполлона? Почему мир и тишина воцарились на Олимпе? Только ли грусть и задумчивость могли вызвать у слушателей звуки кифары Аполлона?

2. Почему статуи, созданные Дедалом, казались живыми? Только ли великим художником и скульптором был Дедал? Когда он проявил себя как искусный изобретатель и мастер?

3. О чём пел Орфей в подземном царстве мёртвых? Как восприняли его пение обитатели Аида?

4. Вспомните случай из жизни, когда общение с искусством произвело на вас особенно сильное впечатление. Какие чувства, эмоции вызвало у вас это общение (грусть, потрясение, тревогу, восторг, смех, радость и т. д.)?

V. Заключительное слово о мифах,
посвящённых происхождению искусства и его огромной роли в жизни человека.

VI. Домашнее задание:

прочитать миф «Состязание Пана с Аполлоном».

Индивидуальные задания:

выполнить письменно индивидуальное задание 4 учебника.

Следующие уроки: * Урок 3. Художественный образ в мифе >>>


МИФОЛОГИЯ
(Статья учебника)

Источниками литературы как вида искусства являются мифология и фольклор, которым и посвящены два следующих раздела учебника – «Мифология» и «Фольклор». И хотя мифология и фольклор как коллективное и устное творчество не имеют прямого отношения к письменности, без них было невозможно зарождение и существование литературы. Знание мифологических и фольклорных образов необходимо внимательному читателю для более глубокого понимания литературных произведений.

Мифы (от греческого слова mythos – предание, сказание) – своеобразное отражение реальной жизни, выраженное в форме преданий, сказаний о деяниях божественных сил и подвигах героев. В глубокой древности мифы складывались для объяснения того, что происходило в мире, и были связаны с представлениями древнего человека о самых важных в его жизни событиях, с попытками ответить на сложные вопросы о происхождении мира, появлении человека, сущности отдельных природных и общественных явлений.

Древние мифы объединили в себе и науку (научное познание), и ритуал (обряды), и художественное (образное) повествование. Это результат коллективного народного творчества. Мифы передавались из поколения в поколение. Как всякое устное предание, они имели множество вариантов, причём не только у разных народов, но даже и в рамках одной культуры. Например, один из самых известных героев древнегреческой мифологии Прометей, имя которого означает «предвидящий», связан с мифами о создании рода человеческого. Согласно одним источникам, именно Прометей создал людей из земли и воды, добыл для них огонь, научил их заниматься ремёслами, читать, писать, создавать произведения искусства. По другим мифам, отцом всех богов и людей, их справедливым защитником и покровителем является Зевс, верховное божество в греческой мифологии. Зевсу же принадлежит заслуга преобразования человечества, внесения в мир закона, науки, норм морали и искусства. Богиня памяти Мнемосина (Мнемозина) рождает Зевсу девять муз – богинь наук, поэзии и искусств. Сыном Зевса является и бог Аполлон, покровитель певцов и музыкантов, он же Мусагет – водитель муз.

В древнегреческих мифах о происхождении искусства вы встретите множество уже знакомых и совсем незнакомых вам слов, имён и названий. Чтобы узнать их значение, нужно использовать справочный аппарат учебника, сноски и комментарии (от латинского слова commentarius – заметки, толкование). Если вам захочется узнать подробнее об этих и других мифологических персонажах, обращайтесь к многочисленным энциклопедическим и справочным изданиям.

Мифология (от греческих слов mythos – предание, сказание и logos – слово) – это совокупность всех мифов, а также наука, изучающая мифы, их возникновение, содержание, распространение.

Учёные давно отметили в мифах разных народов повторяющиеся темы и образы. Греческому богу Зевсу-громовержцу, например, соответствуют в римской мифологии Юпитер, в славянской – Перун.

Особый интерес для современного читателя представляют мифы о происхождении мира и Вселенной, человека, Солнца, звёзд, о появлении разных ремёсел, об установлении правил, законов, традиций, обрядов.

Для мифов характерно очеловечивание всей природы, использование художественных приёмов для описания героев или событий. Эти приёмы впоследствии получат широкое применение в литературе. Боги и герои древнегреческой мифологии описываются при помощи ярких эпитетов, сравнений.

В мифах присутствуют аллегория (от греческого слова allegoria – иносказание), передающая скрытый смысл, заложенный в описании, и гипербола (от греческого слова hiperbole – преувеличение) – намеренное преувеличение. Образ греческой богини Фемиды, которую изображали с завязанными глазами и весами в руке, представляет собой аллегорическую фигуру, олицетворяющую правосудие. Гиперболический образ сторуких мифологических чудовищ помогает представить картину страшной борьбы Зевса с титанами[3], ощутить мощь стихийных сил, неподвластных разуму древнего человека.

В целом ряде мифов нашли отражение представления древних людей о том, что такое искусство, каково его влияние на человека, рассказывается о ярких, талантливых творцах художественных произведений: певцах, музыкантах, художниках.

В Древней Греции складывается сохранившееся до настоящего времени деление произведений художественной литературы на три большие группы, или роды литературы:

эпос (от греческого слова epos – слово, повествование, рассказ), или эпические произведения, в основу которых положено повествование о событиях и героях;

лирика (от греческого слова lyra – струнный музыкальный инструмент), или лирические произведения, в которых передаются чувства, настроения, переживания, раздумья героев;

драма (от греческого слова drama – действие), или драматические произведения, изображающие действия, в которых принимают участие герои (драматические произведения обычно предназначены для постановки на сцене).

В каждом роде литературы выделяются особые виды произведений, или жанры литературы:

эпические жанры (например, роман, повесть, рассказ);

лирические жанры (например, стихотворение, ода, послание);

драматические жанры (например, трагедия, комедия, драма).

С некоторыми жанрами вы уже знакомы, со многими познакомитесь на уроках литературы и в самостоятельной читательской практике.
(вернуться к уроку)


КОММЕНТАРИИ
(Статья учебника)

Помещённые в учебнике описания мифов даны в изложении Николая Альбертовича Куна (1877 – 1940), историка, писателя, педагога, профессора Московского университета, автора широко известной книги «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима», впервые вышедшей в 1914 году под названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях».

Гера (в римской мифологии – Юнона) – в греческой мифологии царица богов, покровительница брака.

Леда – в греческой мифологии супруга спартанского царя Тиндарея.

Геликон – гора в Греции, где, согласно греческим мифам, обитали музы.

Гиппокрена (Иппокрена) – в греческой мифологии источник вдохновения, который возник от удара копыта крылатого коня Пегаса на горе Геликон.

Парнас – горный массив в Греции, который считался местом обитания Аполлона и муз.

Аполлон (в римской мифологии – Феб) – олимпийский бог, целитель, пастух, музыкант, покровитель искусств, сын Зевса и Лето, брат Артемиды.

Музы – богини наук, поэзии и искусств, дочери Зевса и Мнемосины.

Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти, мать девяти муз, дочь Урана и Геи.

Олимп – самый высокий горный массив в Греции, который в греческой мифологии считался местом пребывания олимпийских богов во главе с Зевсом.

Арес (в римской мифологии – Марс) – бог коварной, вероломной войны, сын Зевса и Геры.

Хариты – благодетельные богини, воплощающие доброту и милость, радостное и вечно юное начало жизни: Аглая («сияющая»), Ефросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).

Афродита (в римской мифологии – Венера) – богиня любви, красоты, плодородия и вечной весны, родившаяся из морской пены.

Гермес (в римской мифологии – Меркурий) – вестник олимпийских богов, покровитель пастухов, путников, торговли.

Артемида (в римской мифологии – Диана) – богиня охоты, дочь Зевса и Лето.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Титаны – в греческой мифологии сыновья Урана (бога неба) и Геи (богини земли), вступившие в борьбу с Зевсом за обладание небом и сброшенные за это в Тартар, царство мёртвых. (вернуться)

4. Комментарий (лат. commentarius – заметки, толкование) – толкование, разъяснение текста литературного произведения. (вернуться)

 
Никола Пуссен. Парнас (Аполлон и музы). 1630-1631 гг.
Холст, масло. 145x197. Музей Прадо. Мадрид, Испания
 
Брюллов К. П. Солнечное затмение. Прощание Дианы с Аполлоном. 1851.
Холст, масло. 63х75. Новосибирский государственный художественный музей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика