М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтов
сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Система уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова
14 ЧАСОВ
(уроки 32 - 45)

10 класс[1]


Урок 32. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Урок 33. Молитва как «жанр» в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного)

Урок 34. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 35. Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного)

Урок 36. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою...»

Урок 37*. Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения[2]

Уроки 38-39*. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма

Уроки 40-41*. М. Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции

Уроки 42-43*. Повторение романа «Герой нашего времени»

Уроки 44-45. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 32
«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют „сотой интонацией“. Слово слушается его, как змея заклинателя...» [3]

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.
Эволюция его отношения к поэтическому дару.
«Нет, я не Байрон, я другой...». «Есть речи — значенье...».


Десятиклассники не просто изучают отдельные стихотворения Лермонтова,
а определяют основные мотивы его поэзии,
учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты.

Школьников следует познакомить с оценками творчества поэта, высказанными В. Белинским, В. Розановым, А. Ахматовой, И. Андрониковым и современными лермонтоведами.

При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, т. е. с 1826-го до начала 1850-х гг., повторить этапы биографии поэта и обобщить информацию о его творчестве, полученную в основной школе.

Это предстоит сделать учителю и специально подготовленным ученикам.

Тематика сообщений учащихся

1. Жажда борьбы — одиночество — поиск гармонии мира в лирике Лермонтова.

2. Поэт-избранник и поэт-пророк в лирике Лермонтова.

3. «Я... теперь никого не люблю...» Любовь-страдание в лирике Лермонтова.

4. Осмысление судьбы своей родины и своего поколения в творчестве Лермонтова.

Основные положения лекции учителя

1. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30—40-е гг. XIX в. в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике.

Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России. Это стало началом идеологических споров между славянофилами и западниками.

2. В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х гг. Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828—1836 гг. и 1837—1841 гг. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

3. В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

4. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это:

жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»);
осмысление судьбы своего поколения («Дума»);
положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»).

Положения вступительной лекции на следующих уроках будут обогащаться новыми фактами творческой биографии Лермонтова.

Особое внимание следует уделить изучению особенностей художественной формы лирики поэта, осмыслению ее богатства, жанрового своеобразия, специфики поэтических интонаций, фонического и ритмико-мелодического совершенства.

Беседа на уроке
может быть посвящена проблеме эволюции отношения к поэтическому призванию в творчестве Лермонтова.

Традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии будет пополняться новыми страницами, вписанными Лермонтовым. Для этого следует повторить уже знакомые тексты: «Не обвиняй меня, Всесильный...» (1829), «Я жить хочу! хочу печали...» (1832), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841) и изучить новые для школьников стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832), «Есть речи — значенье...» (1840).

Вопросы и задания
на повторение изученного


1. Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении «Я жить хочу! хочу печали...»?
(В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страдания. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи — неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достается даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание — обязательное условие формирования настоящего поэта.)

2. Каков аллегорический смысл истории кинжала в стихотворении «Поэт»? Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов? Как это отразилось в языке и стилистике текста?
(Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества, — незначительна, истинную ценность представляет только внутреннее содержание. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для «толпы» утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество — игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на злато», его «тешат блестки и обманы», т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.)

3. Какова авторская концепция поэта в стихотворении Лермонтова «Пророк»? Какой смысл выявляется при исследовании лексики и стилистики текста?
(Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам привело к утрате способности «глаголом жечь сердца людей». Поэты не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен.)

Вопросы и задания к стихотворению
«Нет, я не Байрон, я другой...»


1. В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается?
(Он, как и Байрон, — «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой», он «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и уверен, что «кончит ране», т. е. предсказывает свою короткую жизнь.)

2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли.
(Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог — «никто»!)

3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию?
(Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)

4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?

5. Индивидуальное задание.
Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» и в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило...»?

Вопросы и задания к стихотворению «Есть речи — значенье...»

1. Какая проблема поэтического творчества поднята в стихотворении?
(Поэт поднимает проблему действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.)

2. Какие тайны поэтической речи волнуют поэта? В чем он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе?
(Поэта волнует внутреннее содержание слова, тайна подтекста, которой обладают лишь слова, рожденные сердцем, «из пламя и света». Существуют «речи», в которых трудно уловить смысл, их значенье «темно иль ничтожно». Отсюда задача поэта — находить такие слова, которые, подобно слову Божьему, влияют на людей, побуждают их к сильным чувствам и действиям.)

3. Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова?
(Поэзия должна помочь читателям проникнуться волнением «безумства желаний», «слез разлуки», «трепета свиданья». Жизнь толпы, «шум мирской» мешают услышать поэтическое слово, рожденное «из пламя и света». Оно не отзовется в равнодушном сердце, которое разучилось страдать.)

4. Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию?
(Только слова, рожденные «из пламя и света», способны влиять на человеческие души. Такие слова слышны повсюду: и «в храме», и «средь боя». Когда чувства поэта предельно напряжены и выражены, вещие, пророческие слова приходят к нему и становятся слышимыми, узнаваемыми. Слова любви, прощанья, борьбы, протеста, облеченные в поэтическую форму, способны вызвать воина «из битвы» и даже прервать молитву в храме, такие слова волнуют и зовут.)

5. Индивидуальное задание 1.
Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Есть речи — значенье...» со стихотворением Жуковского «Невыразимое» и стихотворением Пушкина «Эхо».

6. Индивидуальное задание 2.
Проанализируйте стихотворение Лермонтова «Журналист, читатель и писатель».

7. Индивидуальное задание 3.
Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

Итог урока.

В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х гг. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.

На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829—1841 гг. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его «от страшной жажды песнопенья», которая «лавой вдохновенья» клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв.

Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые находит прежде всего в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него — оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначению, презираем обществом и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.



УРОК 33
«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв...» [4]

Молитва как «жанр» в лирике М. Ю. Лермонтова
(с обобщением ранее изученного).
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Благодарность».


В начале урока могут прозвучать стихотворения «Ангел», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...»), «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива...», изученные ранее.

Можно прослушать сообщение «Молитва как жанр религиозной литературы», где будет объяснено каноническое построение молитв и их ритуальный смысл, названы святые, к которым обращаются с молитвами.

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») (1829) — первое с таким названием. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва» (1833—1834), затем «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1837), посвященная В. Лопухиной, и, наконец, «Молитва» («В минуту жизни трудную...» (1839), посвященная М. Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность» (1840).

Вопросы и задания
для повторения изученного


1. Как в стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...») отражаются отношения лирического «я» и Бога? О чем поэт просит его?

2. Как создается иронический пафос в «Юнкерской молитве»?

3. В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную...») мы читаем: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых». Как понять эти строки?

Вопросы и задания к стихотворению
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)


1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?

2. Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?

3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?

5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

7. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «я» все меньше просьб к Богу. Подтвердите или опровергните это мнение.

Вопросы и задания
к стихотворению «Благодарность»


1. В первой редакции стихотворения слово «тебя» писалось с заглавной буквы. Истолкуйте идейно-эстетический смысл обоих написаний.

2. Какие переживания опустошили душу лирического «я»?

3. Какими способами выражается пафос стихотворения? Какой смысл придают ему иронические тона и многочисленные оксюмороны?

4. В чем «богоборческий» смысл финала стихотворения?

5. Индивидуальное задание 1.
Сопоставьте отношение лирического «я» к Богу в «Молитвах», стихотворениях «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Благодарность». Почему везде, кроме «Благодарности», отражены светлые чувства к Богу и созданному им миру?

6. Индивидуальное задание 2.
Сопоставьте «Ветку Палестины» Лермонтова и «Цветок» Пушкина с балладой Жуковского «Старый рыцарь».

Итог урока.

Жанр «молитвы» в лирике Лермонтова претерпевает эволюцию. В 1829—1832 гг. «молитвы» построены по каноническому образцу, и лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный...», и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, ирония, дерзость и просьбы о смерти.

Это может быть связано с неуравновешенностью характера Лермонтова, перепадами в его поведении, которые отмечало и окружение поэта, и его биографы.

Следующие уроки: Урок 34. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч.: В 2 т. — М., 1990. — С. 134. (вернуться)

4. Пушкин А. С. Поэт и толпа // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 148. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика