Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтов
сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

14 ЧАСОВ

10 класс[1]


Творчество М. Ю. Лермонтова


УРОКИ 42-43*[2]
«Именно такой роман наиболее соответствовал духу времени, потребности в беспощадном анализе современной действительности, во всей ее трагичности и в то же время в утверждении идеала»[3]

Повторение романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».


В основе повторения романа
будет аргументация следующих положений:

1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х гг. XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг.

2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

На уроке следует вспомнить черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия характера героя в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» и их разгадки в «Журнале Печорина»; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж, журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.

Понять характер Печорина и его место в системе образов романа помогут опорные схемы «Дружба в жизни Печорина» и «Любовь в жизни Печорина».

Также необходимо и акцентировать внимание школьников на оценке романа в литературной критике.

Учебную работу по повторению романа
можно организовать в группах.

Группа 1. «Бэла».


1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?

2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?

3. Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите примеры психологического портрета, пейзажа, детали.

4. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

Группа 2. «Максим Максимыч».

1. От чьего лица ведется повествование в повести?

2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?

3. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

4. Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.

Группа 3. «Тамань».

1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

2. Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?

3. Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?

4. Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?

Группа 4. «Княжна Мери».

1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.

2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?

3. Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?

4. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

Группа 5. «Фаталист».

1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

2. Какие черты личности Печорина проявляются в повести?

3. В чем философский характер повести?

4. Философ Серебряного века В. С. Соловьев в статье «Лермонтов» (1901) писал, что в повести «Фаталист» «Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

Выводы.

Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако Печорину присущи черты искренности, штрихи грусти, ноты безысходности, что вызывает у читателя сострадание.

«Журнал Печорина» — это средство самораскрытия его характера. Личность героя сложна и противоречива. Он предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Каждый образ романа оттеняет важные грани в характере Печорина. Мужские образы — двойники и антиподы героя, но все они ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них нет способности к самоанализу. Женщины в романе выше, чище Печорина. Это натуры более цельные, умеющие любить и глубоко чувствовать.

В заключение урока можно обсудить оценки, данные роману Белинским, Набоковым, Эйхенбаумом, Айхенвальдом и современными лермонтоведами.

Выводы уроков.

Роман сходен с романтической поэмой, а главный герой изображен по принципам создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение героя в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, глубина внутренней жизни героя). Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков помогает читателю увидеть его личность с разных точек зрения. Кольцевая композиция символична. Она показывает бесполезность исканий героя (сравните с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).

Новаторство Лермонтова проявилось в создании образа главного героя романа. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Но автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Система образов, психологический портрет и пейзаж оттеняют черты его характера.

В романе звучат философские мотивы: для какой цели родится человек, зачем он живет, каково его предназначение, — поднимаются вечные проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, человека и его судьбы. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 1830-х гг.

Проза Лермонтова предвосхищает жанрово-стилевые особенности «натуральной школы», однако, по словам Ахматовой, в прозе «он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста».

Уроки 44-45.
Классное сочинение или контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова

Следующие уроки: Урок 46. Николай Васильевич Гоголь >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. — М., 1973. (вернуться)

 
В. А. Поляков. «Бэла». 1900.
Иллюстрация к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Источник: М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 2-х томах.
– СПБ, М.: Товарищество М. О. Вольф. 1900.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика