Пленный рыцарь («Молча сижу под окошком темницы…»). Лермонтов М. Ю.
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ [1]
 
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время – мой конь неизменный,
Шлема забрало – решетка бойницы,
Каменный панцирь – высокие стены,
Щит мой – чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, –
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Март или апрель 1840?

Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Т. 2. Стихотворения, 1832–1841. – 1954. – С. 156.
 

1. Пленный рыцарь («Молча сижу под окошком темницы…») – впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки», 1841, том XVII, № 8, отд. III, с. 268.
Датируется предположительно 1840 г.
Стихотворение завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. 1840 г., когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом.
Э. Герштейн относит стихотворение к 1841 г. на том основании, что оно объединено со стихотворениями этого времени темой смерти (№ 406, 414 и др.). Однако к этой теме Лермонтов обращался и в 1840 г. (№ 392 – «Благодарность»; № 399 – «Завещание»). Едва ли стихотворение написано в первые месяцы 1841 г., когда Лермонтов был в отпуске в Петербурге (до 14 апр.): стихотворения более позднего периода вошли в зап. кн., где автографа «Пленного рыцаря» нет. (вернуться)
__________________________

«Пленный рыцарь» («Молча сижу под окошком темницы…») – стихотворение зрелого Лермонтова (1840?).

Тематически связано с более ранними стихотворениями тюремного цикла – «Желаньем», «Узником». Принято считать, что это стихотворение, как и «Соседка», написано Лермонтовым во время ареста за дуэль с Э. Барантом.

В стихотворении использована образность, фразеология и ритмико-интонационная структура т. н. «рыцарской баллады». Однако ее традиции получают здесь своеобразное преломление. В отличие от баллады, «Пленный рыцарь» лишен сюжетного развития, реалии же стихотворения становятся символами: «Быстрое время — мой конь неизменный, / Шлема забрало – решетка бойницы, / Каменный панцирь – высокие стены, / Щит мой – чугунные двери темницы». Осознание рыцарем, облаченным в подобные «доспехи», своего бессилия, абсолютной несвободы вносит в его монолог оттенок горькой самоиронии, которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть, встретить ее лицом к лицу: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало».

Если в других стихах тюремного цикла выход из заточения герой видел в свободе, то неразрешимость трагической ситуации «пленного рыцаря» в том, что единственным выходом из темницы оказывается смерть, только к ней мчится «летучее время» и к ней устремлено сознание героя стихотворения. Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана (2-я строфа).

Именно поэтому герою «больно и стыдно» наблюдать из своей тюрьмы, как «в небе играют все вольные птицы» (1-я строфа). Их свобода, с одной стороны, противопоставлена абсолютной неподвижности закованного в каменные доспехи рыцаря, а с другой – движению «коня-времени» к смерти в конце стихотворения, что создает скрытую кольцевую композицию (свобода-воля и свобода-смерть) и усиливает ощущение герметичной замкнутости самой мысли лирического героя, движущейся в кругу трагических парадоксов, безысходности его жизненной ситуации.

К. М. Черный. Лермонтовская энциклопедия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика