«Маскарад» как романтическая драма М. Ю. Лермонтова. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет М. Ю. Лермонтов
сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

14 ЧАСОВ

10 класс[1]


Творчество М. Ю. Лермонтова


УРОКИ 38-39*[2]
«И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело...»[3]

М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма.
Проблема гордости и одиночества.
Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.


Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы,
полной сильных страстей и трагических ошибок.

Необходимо выявить связь «Маскарада» с комедией Грибоедова «Горе от ума», трагедией Шекспира «Отелло» и драмой Шиллера «Коварство и любовь». Сильные учащиеся подготовятся к сопоставлению этих произведений.

Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума» и романе «Евгений Онегин».

Исследовательская работа учащихся
может быть организована в группах.

Группа 1.
Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль.


1. Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин?

2. Проанализируйте диалог баронессы и князя (действие второе, сцена первая, выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей света? В чем их порочность и безнравственность?

3. Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин?

Группа 2.
Арбенин и Нина.


1. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины (действие первое, сцена третья, выходы третий—пятый). Докажите, что Арбенин не принимает «мнений света» и одновременно живет по его законам. В чем нравственное превосходство Нины?

2. Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвертый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели». Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя?

3. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью (действие третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины?

Группа 3.
Неизвестный.


1. Проанализируйте диалог князя и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы света.

2. Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход восьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме?

Итоговые вопросы уроков

1. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света?

2. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы?

3. В чем символический смысл маскарада?

4. Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина?

5. В чем драма «Маскарад» близка романтическим произведениям и чем от них отличается?

Итог уроков.

Автор драмы осуждает порочность светского общества, его губительность для человеческой души. Свет — это толпа, законам которой трудно противостоять.

Главные герои драмы — Арбенин и Нина — хотят жить в свете, не надевая масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет от своей простосердечности и естественных чувств. Арбенин — оттого, что решил отделить себя от света, но остался его порождением.

Маскарад — символ разрушенного общества, пораженного порочными страстями. В философском плане маскарад — это арена испытаний человека в схватке добра и зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряя рассудок, становится снова представителем света, от которого он пытался убежать. Взращенный светом, он так и не смог встать выше его.

Новаторство Лермонтова выразилось в том, что романтическая теория «высокого зла» и мести поставлена им под сомнение, а стремления героя занять место Бога на земле потерпели крах.

Следующие уроки: * Уроки 40-41. «Демон» М. Ю. Лермонтова: замысел, особенности сюжета и композиции >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Лермонтов М. Ю. Маскарад // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 3. — С. 19. (вернуться)

 
Головин А. Я. Эскиз декорации к драме Лермонтова «Маскарад»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика