|
|
|
Улица Седова пересекает с севера на юг значительную территорию Невского района и тянется от пересечения Фаянсовой улицы и Глухоозерского шоссе до проспекта
Александровской Фермы. Длина – около 6,5 км.
Сначала именем русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова в августе 1940 года был назван безымянный
проезд, носивший условное название Второй Параллельной улицы. Это был проезд от Большой Щемиловки до Куракиной дороги (позже в составе Южного шоссе), проходившей
между современными домами № 87 и 89 по улице Седова.
В 1956 году эту магистраль продолжили и включили в нее бывшие Екатерининскую, Агафоновскую и Экипажную улицы. Екатерининская улица именовалась так с 1904 года по
имени землевладелицы и проходила от Большого Смоленского проспекта до железнодорожной линии, то есть в сторону, противоположную нынешнему направлению улицы Седова.
В начале 1950-х годов улицу продлили до улицы Бехтерева.
Агафоновская улица известна с 1900 года. Ее имя происходит от фамилии члена Фарфоровского попечительства пристава М. С. Агафонова. Первоначально улица шла от
Палевского проспекта (проспект Елизарова) до Московской улицы (улица Крупской). В начале 1950-х годов в ее состав вошел участок от Большого Смоленского проспекта.
Экипажная улица немного старше. Ее название впервые появилось на карте Петербурга в 1896 году и происходило от Александровского завода, на котором производился ремонт
экипажей, то есть легких рессорных колясок. Ныне здесь, в современном доме № 45 по улице Седова, находится Вагоноремонтный завод Октябрьской железной дороги.
В 1960-е годы к улице Седова присоединили 3-ю улицу. Это была одна из 14 номерных улиц Леснозаводской деревни. Она появилась в 1910-е годы и проходила от Южного шоссе
до проспекта Александровской Фермы. Наконец, 15 июня 1976 года в улицу Седова включили Новую дорогу, возникшую в 1930-е годы и протянувшуюся от Глухоозерского шоссе
до улицы Бехтерева. Тогда-то улица Седова и приобрела современные границы, став одной из самых длинных улиц города. |
|
|
История переименований: |
|
ул. Седова (с 15 июня 1976)
Новая дорога (1960-е гг. – 15 июня 1976)
ул. Седова (1960-е гг. – 15 июня 1976)
ул. Седова (3 декабря 1956 – 1960-е гг.)
Екатерининская ул. (1904 – 3 декабря 1956)
Агафоновская ул. (1900 – 3 декабря 1956)
Экипажная ул. (1896 – 3 декабря 1956)
ул. Седова (1940-е гг. – 3 декабря 1956)
|
|
|
Георгий Яковлевич Седов |
|
Имя полярного исследователи Георгия Яковлевича Седова (1877-1914) было выбрано среди имен многих российских полярных исследователей не случайно, так как он, в
отличие от подавляющего большинства, не отличался знатным
происхождением, а в жизни своей добился всего собственными усилиями.
Седов, сын азовского рыбака, в 1900 году приехал в Петербург и добился права сдать экзамен на полный курс Морского корпуса. В 1902 году он впервые попал в Арктику в
составе гидрографической экспедиции Варнека, которая на пароходе «Пахтусов» исследовала юго-западную часть Карского моря и берега острова Вайгач. В этом же году бухта
и островок в губе Дыроватой на западе острова получили имя молодого исследователя Седова. Георгию Яковлевичу было тогда 25 лет.
Седов мечтал достичь Северного полюса и в 1912 году представил свой проект экспедиции на Северный полюс начальнику Главного географического управления. Особой комиссии
при морском министерстве не понравился маршрут, и Государственная Дума отказала в финансировании проекта.
Но Седов был упрям и в том же году организовал частные пожертвования. Экспедиция вышла из Архангельска только в середине сентября 1912 года. Судно «Святой Фока»
затерло льдом у Новой Земли. Но на этой вынужденной зимовке было сделано много открытий: открыты новые ледники, хребты, заливы, нанесены на карту Южные Крестовые
острова. Северная оконечность Новой Земли приобрела на карте тот вид, который имела на самом деле.
Почти через год Седов отправился к Земле Франца-Иосифа. 13 сентября 1913 года судно
бросило якорь на юго-западной оконечности острова Нортбрук. К тому времени гибельность стала очевидной. Судно остановилось во льдах в бухте Тихой на острове Гукера.
Поняв, что эта зимовка будет последней, Седов не взял с собой Владимира Визе (ставшего впоследствии выдающимся советским ученым), чтобы сохранить научные наблюдения,
собранные им. Взял же с собой двух матросов – Линника и Пустошного. На трех нартах с восемью собаками они отправились в последний поход. 5 марта 1914 года Седов
скончался. Место его захоронения не найдено.
В 1938 году на мысе Аук сотрудники полярной станции острова Рудольфа нашли обломки лыж, ржавые консервные банки, куски материи, веревки. И главное – нашли флагшток,
на котором была медная втулка с надписью латиницей: «Полярная экспедиция. Седов. 1914». Эти предметы ныне хранятся в Музее Арктики и Антарктики в Петербурге.
Георгий Седов стал прообразом капитана Татаринова в романе Вениамина Каверина «Два капитана».
|
|
|
|
Улица Седова, 72. (Конструктивизм. 1933 г.) Бывший район Щемиловки.
Фото 2010 г. |
Улица Седова. Жилой квартал завода "Большевик"
(1945 – 1948 гг. арх. А. В. Жук, И. И. Фомин). Фото 2010 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|