Русская литература XVIII века. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. Д. Кантемира
работы П. Алькина (1810 г.) с оригинала Я. Амикони (1735 г.). ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН
 
Портрет М. В. Ломоносова.
Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г.К.И. фон Преннера 1755 г. Середина XIX в. ГИМ. Москва[2]
 
Портрет Н. М. Карамзина
работы неизв. художника. Нач. 1780-х гг.
 
Портрет Д. И. Фонвизина.
Начало XIX в. Неизвестный художник с оригинала А.-Ш. Караффа. 1784-1785 гг. ИРЛИ РАН
 
Портрет А. П. Сумарокова
работы неизвестного художника с оригинала Ф.С. Рокотова. 1762 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

2 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 21. Своеобразие русской литературы XVIII века

Урок 22. Русская сатирическая литература XVIII века


УРОК 21
Своеобразие
русской литературы XVIII века

Задачи:
воссоздать картину развития русской литературы в XVIII веке на конкретных примерах с чтением фрагментов литературных произведений разных жанров и направлений; отметить характерные черты русского Просвещения; показать преемственные связи русской литературы XVIII века с литературой Древней Руси и литературой XIX века.
Основные виды деятельности: лекция учителя; сообщения учащихся; слайд-презентация; чтение фрагментов; аналитическая работа со статьёй учебника; работа с иллюстрациями; работа над таблицей.
Термины: литературный процесс, классицизм, сентиментализм.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

о знакомой и незнакомой учащимся русской литературе XVIII века (повторение ранее изученного):

1. Вспомните, в каком известном вам романе используется несколько эпиграфов из произведений русской литературы XVIII века. С какой целью это делает автор? Что вам известно об авторах этих произведений, а также сюжете, особенностях проблематики?

• Старинные люди, мой батюшка.

• — Ин изволь, и стань же в позитуру,
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

• Заняв луга и горы,
С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.
За саном повелел соорудить раскат
И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

• В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» —
Спросил он ласково.

Учитель также напомнит девятиклассникам об упоминавшихся в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» именах Александра Петровича Сумарокова (в главе IV «Поединок» и эпиграфе-стилизации к главе XI «Мятежная слобода») и Василия Кирилловича Тредиаковского (в главе IV «Поединок»).

2. Сейчас прозвучат фрагменты из знакомых вам произведений русской литературы XVIII века. Назовите автора, укажите жанр, литературное направление.

• «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в тёмных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времён, бездною минувшего поглощённых, — стону, от которого сердце моё содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, — печальные картины!» (Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментализм)

• Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, —
Тебе числа и меры нет! (Ода Г. Р. Державина «Бог». Классицизм)

• Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан. (Ода М. В. Ломоносова «Утреннее размышление о божием величестве». Классицизм)

• О Меланхолия! Нежнейший перелив
От скорби и тоски к утехам наслажденья!
Веселья нет ещё, и нет уже мученья;
Отчаянье прошло… Но слёзы осушив,
Ты радостно на свет взглянуть ещё не смеешь
И матери твоей, Печали, вид имеешь. (Элегия Н. М. Карамзина «Меланхолия». Сентиментализм)

• «Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Верь мне, что наука в развращённом человеке есть лютое орудие делать зло, Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения». (Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Классицизм)

Уже во вступительной беседе прозвучат основные термины, которые будут использованы в лекции учителя: «Просвещение», «классицизм», «сентиментализм», «ода», «сатира». Их нужно попутно прокомментировать, возможно, записав определения в рабочую тетрадь (это и будет началом работы над конспектированием лекции учителя).

II. Лекция учителя об особенностях
русской литературы XVIII века должна,

создав особую эмоциональную атмосферу погружения в эпоху, подвести к пониманию того, как социальные, политические и иные факторы развития общества могут повлиять на литературный процесс, тематику и проблематику литературных произведений, способы изображения жизни и человека, язык художественной литературы. Разумеется, это только первые наблюдения и выводы, которые будут дополнены и уточнены при изучении русской литературы XIX—XX веков.

В последующем речь пойдёт об индивидуально-авторском периоде (здесь мы вновь возвращаемся к материалам вступительной статьи учебника «Художественный мир литературной эпохи, направления») в истории литературы, когда на первый план выдвигается индивидуально-творческое художественное сознание, когда многие выдающиеся писатели уже как будто не вписываются в общее движение литературы.

Примерный план лекции
«Своеобразие русской литературы XVIII века»:


А. Раннее русское Просвещение.

1. Деятельность Петра I. Основание Московского университета.
2. Сатиры Антиоха Кантемира (чтение фрагмента сатиры «На хулящих учение. К уму своему»).
3. Научная деятельность и художественное творчество М. В. Ломоносова. Теория трёх «штилей». Образцы «высоких» («похвальные» оды, главы из поэмы «Пётр Великий», трагедия «Тамира и Селим»), «средних» («Письмо о пользе стекла», надписи) и «низких» (сатирические стихи, «притчи») жанров в творчестве М. В. Ломоносова.
4. Научная деятельность и поэтическое творчество В. К. Тредиаковского (чтение стихотворений «Пастушок довольный» или «Душа моя, спрячь всю мою скорбь хоть на время…»).

Б. Расцвет русского Просвещения.

1. Деятельность Екатерины II, её личные контакты с французскими философами Вольтером и Д. Дидро. Открытие Эрмитажа, Российской национальной библиотеки в Петербурге.
2. Просветительская деятельность Н. И. Новикова. Типография при Московском университете. Журналы.
3. Сатирические произведения Д. И. Фонвизина (весь материал о сатирической литературе XVIII века только обозначается на этом уроке, потому что сатире посвящён следующий урок).
4. Деятельность и творчество А. Н. Радищева (чтение фрагментов из «Путешествия из Петербурга в Москву»).
5. Деятельность и творчество Н. М. Карамзина (журналистика, поэзия, художественная проза).

Лекция учителя может сопровождаться слайд-презентацией, посвящённой русскому искусству XVIII века.

Целесообразно вернуться к переплёту учебника, на котором помещена репродукция картины И. В. Ческого «Вид Большого Каскада, фонтана Самсона и Большого дворца в Петергофе», показать учащимся слайды:

• архитектура Петербурга (Кунсткамера, Петропавловский собор, Адмиралтейство, Зимний дворец и др.), Петергофа, Ораниенбаума, скульптуры и ограда Летнего сада;
• архитектурные памятники в Москве (Петровский дворец, ансамбль Красных ворот, Кремлёвский дворец, дом Пашкова и др.), Лефортове, Царицыне;
• «Медный всадник» в Петербурге (Э. М. Фальконе);
• памятник Минину и Пожарскому в Москве и памятник Ришелье в Одессе (И. П. Мартоса);
• портретные работы художников А. П. Антропова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова и др.;
пейзажи С. Ф. Щедрина и др.;
• архитектура русской усадьбы (Останкино, Архангельское и др.).

III. Работа со статьёй учебника,
посвящённой русской литературе XVIII века:

самостоятельное чтение, подбор тезисов, дополняющих лекцию учителя, и ответы на вопросы:

1. По определению философа В. В. Зеньковского, XVIII столетие в русской истории представляет «грандиозную картину лихорадочного, а частью и более глубокого усвоения западной культуры». Как вы прокомментируете это высказывание? Какие знакомые вам факты из истории русской культуры и литературы могут подтвердить эти слова?

2. Выпишите основные положения теории трёх «штилей» М. В. Ломоносова и своеобразную иерархию литературных жанров, которая действовала как норма вплоть до пушкинских времён. Обратите внимание на то, что и до настоящего времени в каком-то смысле сохранилось разделение на «высокие» и «низкие» жанры, однако уже в литературе XIX века наметилась тенденция к их сближению. Приведите примеры.

3. Вы уже знакомы с отдельными произведениями русского классицизма и сентиментализма. Попытайтесь сделать вывод о том, что делает эти разные художественные направления близкими и (пусть в разной степени) соответствующими основным задачам искусства Просвещения.

IV. Начало работы над таблицей
«Классицизм и сентиментализм»,

которую учащиеся завершат дома, обратившись к материалам учебника и дополнительным источникам.

V. Домашнее задание:

1) завершить работу над таблицей «Классицизм и сентиментализм»;
2) перечитать сцену экзамена Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (действие четвёртое, явление VIII) и подготовиться к её анализу;
3) подобрать материалы по темам «Жанр оды в литературе русского Просвещения», «Темы воспитания и образования в литературе русского Просвещения», «Историческая тема в литературе русского Просвещения» (по выбору учащихся).


УРОК 22
Русская сатирическая литература
XVIII века

Задачи:
обогатить представления учащихся о сатире и средствах сатирического изображения на примере произведений русской литературы XVIII века; повторить и обобщить сведения о сюжете, образной системе, тематике и проблематике комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Основные виды деятельности: лекция учителя; чтение фрагментов; просмотр фрагментов спектакля; беседа по вопросам; письменный ответ на вопрос.
Термины: сатира, сатирическая комедия, эпизод, конфликт, сюжет, проблематика.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания,

письменный ответ на один из вопросов домашнего задания 3 учебника (по выбору учащихся):

1. Почему именно жанр оды получил такое широкое распространение в литературе русского Просвещения?

2. Почему темы воспитания и образования заняли центральное место в литературе русского Просвещения?

3. Почему в литературе русского Просвещения одно из важных мест заняла историческая тема?

Опыт таких письменных опросов можно использовать и на последующих уроках, к которым учитель даёт задание подобрать материал (и подготовиться) по определённым темам, но в достаточно общей формулировке. На уроке же эта формулировка конкретизируется, подаётся в виде вопроса. Так проверяется степень самостоятельного освоения подготовленного учащимися материала и умение давать чёткий, развёрнутый, аргументированный ответ на вопрос.

II. Лекция учителя с элементами беседы
посвящена сатире как виду комического изображения и сатирической литературе XVIII века.

На уроке используется читательский опыт девятиклассников, в том числе опыт анализа отдельных сцен комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Примерный план лекции
с элементами беседы:


1. Что такое сатира? Какие другие виды комического изображения вам известны? Вспомните, какую роль в создании комического эффекта играют несоответствия. Что чему чаще всего не соответствует в сатирических произведениях? Какова позиция автора в сатирических произведениях? Чем она принципиально отличается от позиции автора юмористического произведения?

2. Сатиры Антиоха Кантемира (учащиеся вспоминают о прочитанных на предыдущем уроке фрагментах сатиры «На хулящих учение. К уму своему»).

3. Особое распространение жанра басни в русской литературе XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, И. И. Хемницер, И. А. Крылов и др. (чтение басни А. П. Сумарокова «Жуки и Пчёлы»). Основные темы русских басен: обличение невежества, грубости, беззакония, произвола, галломании.

4. Русская сатирическая журналистика:
• правительственный журнал «Всякая всячина» (1769—1770), издававшийся Екатериной II и пропагандировавший идею «сословного мира», критиковавший явления, нежелательные именно с точки зрения правительства;
• журнал «И то и сё» (1769) М. Д. Чулкова, поддержавший предложенную Екатериной II программу «улыбательной» сатиры и ратовавший за «снисхождение» к человеческим слабостям;
• журнал «Трутень» (1769—1770) Н. И. Новикова, главной темой которого стало обличение крепостного права (эпиграф к журналу «Они работают, а вы их труд ядите» из басни А. П. Сумарокова «Жуки и Пчёлы»);
• журнал «Пустомеля» (1770) Н. И. Новикова, в котором сатира занимала уже более скромное место;
• журнал «Живописец» (1772) Н. И. Новикова, в котором была опубликована хвалебная рецензия на комедию Екатерины II «О, время!» и несколько оригинальных сатирических произведений (например, «Письма к Фалалею», обычно приписываемые Д. И. Фонвизину);
• журнал «Почта духов» (1789) И. А. Крылова, содержавший критику социального устройства и нравов при императорском дворе (своеобразный роман в письмах, в котором объединены переводные и самостоятельно сочинённые письма).

5. Типы петиметра (щёголя, слепо копирующего французские образцы) и щеголихи в сатирической литературе XVIII века. «Опыт модного словаря щегольского наречия» (1772), приписываемый Д. И. Фонвизину и публиковавшийся в журнале Н. И. Новикова «Живописец» (с чтением фрагментов и указанием на развитие этой традиции в русской литературе XIX века: в диалоге «просто приятной дамы» и «дамы приятной во всех отношениях» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

6. Творчество Д. И. Фонвизина. Комедия «Бригадир» (1769) — об «Иванах, не помнящих родства». Комедия «Недоросль» (1782) — первая русская социально-психологическая комедия. «Всеобщая придворная грамматика» (1786) — злая сатира на царившие при дворе Екатерины II лесть, ложь, взяточничество, фаворитизм (комментированное чтение фрагментов).

III. Чтение (или чтение по ролям)
и анализ эпизода «Экзамен Митрофана»
из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

(действие четвёртое, явление VIII).

Девятиклассники повторяют содержание практикума «Анализ эпизода эпического произведения», вспоминают об особенностях драматических произведений (чёткое разделение действий на явления, сцены; особая роль диалогов и монологов персонажей, участвующих в эпизоде; отсутствие прямой авторской оценки и др.).

IV. Обобщение сведений о сюжете,
образной системе, тематике и проблематике
комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

с возможным использованием фрагментов из театральных постановок пьесы и на основе примерных вопросов:

1. Как основная тема воспитания нашла отражение уже в названии комедии? Вспомните первоначальное значение слова недоросль, которое приобрело после выхода пьесы Д. И. Фонвизина преимущественно иронический оттенок. В каком произведении литературы и в связи с чем это слово используется однозначно с иронией?

2. Какие другие темы, особенно важные для литературы русского Просвещения, нашли отражение в сюжете комедии?

3. Попытайтесь восстановить основные стадии развития конфликта в «Недоросле». О чём мы узнаём из экспозиции пьесы? Какое событие стало завязкой конфликта, началом осуществления гнусного замысла госпожи Простаковой? Какую сцену можно назвать кульминационной? В чём своеобразие развязки комедии?

4. Какие черты классицизма нашли отражение в комедии Д. И. Фонвизина? В чём драматург отступает от норм классицизма?

5. Как вы думаете, почему любовная интрига в этой пьесе (в отличие, например, от «Мещанина во дворянстве» Ж. Б. Мольера) уходит на второй план? Какую другую известную русскую комедию напомнил вам в этой связи «Недоросль»?

6. Кто из персонажей комедии «Недоросль» выполняет функции резонёра? Какую положительную программу воспитания и образования гражданина предлагает в своей пьесе Д. И. Фонвизин? В чём актуальность этой программы? Какие фрагменты комедии звучат, на ваш взгляд, особенно современно? Приведите примеры.

7. Только ли исторический интерес (как памятники литературы прошлого) представляют произведения русской литературы XVIII века?

Последние вопросы, выводящие учащихся на размышления и обобщение изученного материала, завершают урок, предшествующий изучению вершинного явления русской поэзии XVIII века — творчества Г. Р. Державина.

V. Домашнее задание:

1) прочитать статью учебника о жизни и творчестве Г. Р. Державина;
2) выполнить задания 1 и 2 после этой статьи (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания:
1) подготовить выразительное чтение (с необходимыми комментариями) фрагмента автобиографических «Записок из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключавших в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина» или книги В. Ф. Ходасевича «Державин» (по выбору учащихся);
2) рассказать об истории создания и публикации оды «Фелица», исторических прототипах героев оды, обратившись к дополнительным источникам (рубрика «Публичное выступление»).

Следующие уроки: Урок 23. Поэзия Г. Р. Державина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. Портрет Ломоносова работы Г. Преннера – единственное достоверное прижизненное изображение в живописи.
Заказчиком и владельцем портрета являлся граф Воронцов, позволявший делать копии с него создателям гравированных и мозаичных портретов, впоследствии также утерянных. Первым же владельцем портрета из представителей рода Ломоносова стала после 1767 года единственная дочь учёного Елена Михайловна (1749–1772). После ее смерти портретом Ломоносова в разные годы владели следующие представители семьи: А. А. Константинов; Софья Алексеевна (1769–1844) — дочь Константинова и внучка Ломоносова, ставшая женой генерала Н. Н. Раевского — героя Отечественной войны 1812 года; Александр Николаевич Раевский (1795–1868) — старший сын Раевских, полковник и правнук Ломоносова, друг А. С. Пушкина и прототип его «Демона»; Иван Григорьевич Ностиц (1824–1905) — граф, генерал и муж дочери А. Н. Раевского Александры (1839–1863), праправнучки Ломоносова, рано ушедшей из жизни; Григорий Иванович Ностиц (1862–1926) — граф, генерал, начальник штаба гвардейского корпуса, сын Александры и прапраправнук Ломоносова. До 1917 г. портрет хранился у потомков Ломоносова. но позднее был утрачен.
Фрагментарную копию с прижизненного портрета работы Г. Преннера по заказу главы двух Академий Екатерины Романовны Дашковой (1744 – 1810) выполнил популярный в те годы петербургский художник Леонтий Семенович Миропольский (1744(5) – 1819), ученик Левицкого. Портрет находится в Музее М. В. Ломоносова в Кунсткамере.
В XVIII–XX вв. помимо этих портретов Ломоносова было выполнено значительное количество копий как с них, так и с последующих копий. (вернуться)

 
 
Щедрин С. Ф. Лунная ночь в Неаполе. 1828.
Холст. 60.3 х 43. Масло. Третьяковская галерея


(вернуться к уроку)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Боровиковский В. Л.
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (На фоне Чесменской колонны). 1794. Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика