Главная |
|
|
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)
2 ЧАСА
9 класс[1] |
Урок 23. Поэзия Г. Р. Державина
Урок 24. Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина
УРОК 23
Поэзия Г. Р. Державина
Задачи: подготовить учащихся к восприятию художественного мира поэзии Г. Р. Державина, познакомить с личностью поэта; проанализировать стихотворение
«Объявление любви» и фрагмент оды «Фелица», на этих примерах рассмотреть особенности художественного мира поэта, продемонстрировать идейную функцию основных средств
художественной выразительности.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений поэта, фрагментов прозаических произведений; работа со статьёй учебника; устные
сообщения; анализ поэтического текста.
Термины: художественный мир, ода, сатира, автобиографизм, анакреонтическая поэзия, лирический герой.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о Г. Р. Державине.
Учитель настраивает учащихся на восприятие и осмысление сложного, значительно удалённого от нас (по времени и по стилистике)
творчества поэта.
В самом начале урока можно дать задание — подобрать эпиграф к этому уроку из тех строк самого поэта или высказываний о нём, которые прозвучат на занятии.
II. Проверка домашнего задания,
знакомство с личностью и биографией Г. Р. Державина, закрепление помещённого в учебнике материала о жизни и творчестве поэта:
1. Сообщение о наиболее значительных событиях из жизни Г. Р. Державина «Чем особенно интересна личность Державина?» (рубрика в учебнике «Публичное выступление»).
2. Сообщение «Личность и творчество Г. Р. Державина в оценке его современников» с использованием дополнительной литературы и источников Интернета (рубрика
в учебнике «Поиск информации»).
3. Выразительное чтение учащимися (с комментариями) фрагмента автобиографических «Записок из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключавших в себе
жизнь Гаврилы Романовича Державина» и книги В. Ф. Ходасевича «Державин» (отчёт о выполнении индивидуального задания).
III. Чтение и анализ
стихотворения «Объявление любви»
(на основе вопросов и заданий учебника).
На этом этапе урока возможно обращение к произведениям любовной лирики поэтов
XVIII—XIX веков («Песенка любовна» В. К. Тредиаковского, «Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю…»
А. П. Сумарокова, «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» А. С. Пушкина, «Нет, не тебя так пылко я люблю…» М. Ю. Лермонтова и др.).
Их сопоставление со стихотворением Державина наглядно продемонстрирует учащимся движение русской поэзии к простоте и ясности выражения чувств.
IV. Чтение и анализ
фрагмента оды «Фелица»
(на основе вопросов и заданий 1—3 учебника) следует предварить сообщением ученика об истории создания и публикации оды, исторических прототипах её героев
(отчёт о выполнении индивидуального задания).
В оде «Фелица» отмечаются (и записываются в рабочие тетради) новаторские черты:
• нарушение классицистической нормативности, иерархии жанров (соединение оды и сатиры), «высокого» и «низкого» стилей (принцип антитезы в композиции оды);
• образ императрицы как изображение официального лица и обычного человека (в отличие от ломоносовской оды);
• собирательный образ мурзы — самого поэта, откровенного и лукавого, живущего в роскоши и праздности.
Так, в завершение работы над одой «Фелица» осуществляется переход к следующему уроку, посвящённому теме поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина.
V. Домашнее задание:
1) подготовить выразительное чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» и ответить на вопросы учебника 1, 2, 3 после стихотворения;
2) подготовить выразительное чтение стихотворений М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» и А. С. Пушкина «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…».
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 1—5 (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 24
Тема поэта и поэзии
в лирике Г. Р. Державина
Задачи: формировать начальные представления учащихся о теме поэта и поэзии как одной из центральных тем русской лирики; рассмотреть эту тему на примере
анализа стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» и с использованием элементов сопоставительного анализа.
Основные виды деятельности: выразительное чтение; беседа по вопросам; анализ поэтического текста; сопоставительный анализ.
Термины: тема, идейно-эмоциональное содержание, ода, образ поэта, символ, пейзаж, интерьер.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
учащиеся отчитываются о выполнении индивидуальных заданий 1—3 учебника:
1. Прочитайте стихотворение «На смерть князя Мещерского». Какими изобразительно-выразительными средствами создаётся образ смерти в стихотворении? О чём размышляет
лирический герой? К каким выводам он приходит?
2. В чём особенности восприятия мира и человека в стихотворении Державина «На смерть князя Мещерского»? Сравните
его с одой М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
3. Отметьте особенности пейзажа в стихотворениях Державина. Какие изобразительно-выразительные средства используются
для воссоздания картины лунной ночи в Петербурге в стихотворении «Видение Мурзы», потока воды в стихотворении «Водопад»?
Поэт противопоставляет здесь мысль, разум, рассудок — «смутному сну», тревогу — забытью, которое дарует природа: её гармония и красота увлекают лирического героя в
мир, далёкий от обыденности, подобный «таинственной саге».
II. Чтение и анализ
стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»
(на основе вопросов и заданий учебника), в том числе сопоставительный анализ этого стихотворения и других (уже известных учащимся) вариантов поэтических переложений
оды Горация «К Мельпомене».
В данном случае учитель возвращается к материалам урока, посвящённого поэзии Горация, и всю работу выстраивает таким
образом, чтобы подвести учащихся к ответу на вопрос о том, как решается Державиным тема назначения поэзии.
III. Составление примерного плана рассуждения
«Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина»
и запись его в рабочих тетрадях:
1. Традиции античной литературы в осмыслении роли поэта и поэзии (основные задачи поэзии — воспитание и услаждение).
В стихотворениях А. С. Пушкина: «…в мой жестокий век восславил я свободу / И милость к падшим призывал…» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»); «Мы рождены
для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв…» («Поэт и толпа»).
2. Образ поэта в лирике Державина:
— праздный мурза в оде «Фелица»;
— поэт, прославляющий Фелицу в «Видении Мурзы» («Тобой бессмертен буду сам…»);
— простой смертный, обычный человек, принимающий как данность и смерть друзей, и радость общения, и простые житейские радости, всё более склоняющийся к умеренности
и душевному покою, внутренней свободе в стихотворениях «На смерть князя Мещерского», «Похвала сельской жизни», «Приглашение к обеду» («Умеренность есть
лучший пир…»),«Евгению. Жизнь Званская» («Блажен, кто менее зависит от людей…»), «Признание» («Падал я, вставал в мой век…») и др.;
— певец любви в «Даре» («Я богатым быть не мог, / Но я мил женам прелестным…») и др.;
— поэт, трезво оценивающий свой вклад в отечественную литературу в стихотворении «Памятник» («Что первый я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы
возгласить, / В сердечной простоте беседовать о Боге / И истину царям с улыбкой говорить…»).
3. Державинские традиции в решении темы назначения поэзии в русской литературе XIX века (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и др.).
IV. Сообщение ученика
«Образ Державина — поэта, гражданина, человека своего времени — в поэме К. Ф. Рылеева „Державин“» (рубрика учебника «Публичное выступление»).
V. В качестве обобщения изученного материала
можно предложить задание, помещённое в учебнике (рубрика «Для дискуссии»):
«Можно ли сказать, что с приходом Державина в литературу поэт перестал зависеть от заданных правил и предмета рассуждения? Почему Державина называют не только зодчим
классицизма, но и его разрушителем? Покажите на конкретных примерах».
Важно обратить внимание учащихся на то, что Державин, ставший самым ярким поэтом русского классицизма, во многом действительно отступал от норм и правил (как и
знаменитые классики французской литературы Ж. Расин, Ж. Б. Мольер).
Он «разрушал», но не «разрушил» нормы классицизма, которые ещё долгое время среди авторитетных критиков были главным критерием оценки художественности литературных
произведений, в том числе и в пушкинские времена.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать вступительную статью учебника «Зарубежная литература первой половины XIX века»;
2) выполнить задание 1 (рубрика учебника «Поиск информации»).
Индивидуальные задания:
подготовить сообщения «Романтизм в музыке», «Романтизм в живописи» (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 25. Художественный мир романтизма >>>
|
|
Тредиаковский
Василий Кириллович
ПЕСЕНКА ЛЮБОВНА[2]
Красот умильна!
Паче всех сильна!
Уже склонивши,
Уж победивши,
Изволь сотворить
Милость, мя любить:
Люблю, драгая,
Тя, сам весь тая.
Ну ж умилися,
Сердцем склонися;
Не будь жестока
Мне паче рока:
Сличью обидно
То твому стыдно.
Люблю, драгая,
Тя, сам весь тая.
Так в очах ясных!
Так в словах красных!
В устах саха́рных,
Так в краснозарных!
Милости нету,
Ниже привету?
Люблю, драгая,
Тя, сам весь тая.
Ах! я не знаю,
Так умираю,
Что за причина
Тебе едина
Любовь уносит?
А сердце просит:
Люби, драгая,
Мя поминая.
<1730>
Источник: Тредиаковский B.K. Избранные произведения. М.–Л.: Советский писатель, 1963. – М.: Скорпион, 1909. – Т. 3.
(вернуться к уроку)
Сумароков
Александр Петрович
ПЕСНЯ LX[3]
Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю,
И горесть опишите, скажите, как терплю;
Останьтесь в ея сердце, смягчите гордый взгляд
И после прилетите опять ко мне назад;
Но только принесите приятную мне весть,
Скажите, что еще мне любить надежда есть.
Я нрав такой имею, чтоб долго не вздыхать,
Хороших в свете много, другую льзя сыскать.
<1755>
Источник: А. П. Сумароков. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1957. С. 264.
(вернуться к уроку)
Державин
Гавриил Романович
ОБЪЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ[4]
Хоть вся теперь природа дремлет,
Одна моя любовь не спит;
Твои движенья, вздохи внемлет
И только на тебя глядит.
Приметь мои ты разговоры,
Помысль о мне наедине;
Брось на меня приятны взоры,
И нежностью ответствуй мне.
Единым отвечай воззреньем
И мысль свою мне сообщи:
Что с тем сравнится восхищеньем,
Как две сольются в нас души?
Представь в уме сие блаженство
И ускоряй его вкусить
Любовь лишь с божеством равенство
Нам может в жизни сей дарить.
<1770>
Источник: Г. Р. Державин. Стихотворения. – Л.: Советский писатель, 1957.
(вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф.
Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). ( вернуться)
2. «Песенка любовна» – "Езда в Остров любви", – М., 1730 (в качестве второй, самостоятельной
и оригинальной части книги). В «Известии читателю», которым предварялась вторая часть книги, Тредиаковский оправдывал помещение своих собственных стихов при переводе
романа П. Тальмана тем, что «ежели б оным здесь не быть, то бы им надлежало в вечном безызвестии пропасть...».
Большая часть стихотворений Тредиаковского стала популярными песнями (кантами) середины XVIII века, которые исполнялись в быту и после смерти автора.
Особенно часто в рукописных песенниках XVIII века (тексты и ноты) встречаются: "Весна катит...", "Песенка любовна", "Ах!
невозможно сердцу пробыть без печали..." и др.
Среда, где были популярны песни Тредиаковского, состояла из горожан, купцов, низшего духовенства, нижних военных чинов; иногда его стихотворения встречаются и в
песенниках, принадлежавших грамотным крестьянам. Наряду с Кантемиром, Тредиаковский по праву может считаться родоначальником русской вокальной любовной
лирики, но среди его песен есть и продолжающие традицию духовных и патриотических кантов. ( вернуться)
3. «Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю...» – впервые: Полное собрание всех сочинений,
ч. 8. – М., 1781. Стр. 253. Из цикла «Песни».
Эта песня имеется в рукописном сборнике 1755 г. из собрания И. А. Вахрамеева (№ 14).
Песни Сумарокова – это любовный диалог, выполняющий лирическую роль. ( вернуться)
4. «Объявление любви» – впервые: «Анакреонтические песни» Державина. СПб., 1804,
стр. 128.
Датируется на основании Объяснений Державина к своим сочинениям (полностью напечатаны в третьем томе издания Грота): «Соч. в 1770 в Пб».
В первой редакции примечаний на свои сочинения (так называемая тетрадь 1805 г., или «рукопись Анастасевича») Державин отнес это стихотворение к 1776 г., как и
стихотворение «Пламиде».
По предположению Грота, «Объявление любви», как и два следующих стихотворения, было переработано Державиным при подготовке издания «Анакреонтических песен»
(Грот, 1, 1). В Изд. 1808 г. последняя строка была несколько изменена: «Нам может в жизни подарить», но в личном экземпляре третьего тома Державин исправил ее
в соответствии с «Анакреонтическими песнями» на «Нам может в жизни сей дарить». ( вернуться)
|
|
|
|
| |
|
|