Авторская позиция в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Грибоедова
работы В. Н. Гундарева
(с акварели худ. Горюнова, 1828 г.).
Литературный музей Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН)[2]
 
А. С. Грибоедов.
Рис. А. С. Пушкина. 1828 г.[3]
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ
(1795-1829)


9 ЧАСОВ

9 класс[1]


Урок 33. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова

Урок 34. Основной конфликт и развитие действия в комедии «Горе от ума»

Урок 35. Этапы развития действия и кульминация, их своеобразие

Урок 36. Особенности финала и смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема ума, глупости и безумия

Урок 37. Своеобразие жанра «Горя от ума». Образ Чацкого

Урок 38. Авторская позиция и способы её выражения в драматическом произведении – комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок 39. Образы Софии, Молчалина, Фамусова. Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии

Урок 40. Черты реализма, классицизма и романтизма в «Горе от ума». Проблема человека и среды

Урок 41. Язык комедии «Горе от ума». Подготовка к сочинению

УРОК 38
Авторская позиция и способы её выражения
в драматическом произведении – комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Задачи:
продолжить формирование представлений учащихся об авторской позиции и способах её воплощения в художественном произведении; обобщить и классифицировать изученное на предыдущих уроках; рассмотреть проблему синтеза конкретно-исторического и общечеловеческого начал в комедии как отражения авторского подхода к изображению мира и человека.
Основные виды деятельности: эвристическая беседа; аудирование; составление плана и подтверждение его положений конкретным учебным материалом; письменная работа; ролевая игра; просмотр видеофрагментов; индивидуальные и групповые формы работы.
Термины: авторская позиция, тип, резонёр.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания.


Предлагая учащимся зачитать свои письменные ответы на вопрос («С вашей точки зрения, Чацкий является победителем или побеждённым?»), учитель возвращается к материалу первого урока, а именно к проблеме «автор и герой», рассмотренной на нём в теоретическом плане.

Теперь она приобретает свои конкретные очертания: каково отношение Грибоедова к Чацкому? Можно ли говорить о двойственности оценки автором своего героя? Чем это обусловлено?

Рассуждения над этими и подобными вопросами помогают учителю перейти к новой теме — к выявлению авторской позиции и способов её воплощения в комедии.

II. Вступительное слово учителя.

Художественное произведение от первой до последней строчки, от названия и жанрового наименования до возможной датировки, завершающей текст (вспомним, какую роль она, например, играла в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина), — плод воображения, ума и переживаний автора, результат его труда. Такой взгляд на текст помогает нам в полной мере осознать, что каждое слово в нём, каждый герой, каждый сюжетный поворот являются отражением его личной позиции, претворением его суждений о мире и человеке.

Обратимся к тому, что уже нами изучено, и попытаемся в этом ракурсе систематизировать наши знания и представления о комедии «Горе от ума».

III. Работа над планом по теме
«Авторская позиция и способы её воплощения
в комедии А. С. Грибоедова».


Методическая цель, которая стоит здесь перед учителем: собрать воедино под углом зрения определённой проблемы разнообразные знания и впечатления, полученные на предыдущих уроках, и, главное, подобрать оптимальные, точные формулировки для их выражения. Не стоит стремиться избегать в этой работе повторов: обращение к положениям, фразам, цитатам, которые уже звучали ранее, способствует закреплению изученного, делает учебный материал узнаваемым, придаёт ему системность и чёткость.

Приступая к работе над планом, учитель поясняет ученикам, что вступление к теме, в заголовок которой вынесены термины или иные сложные понятия, обязательно должно заключать определение этих терминов и понятий, которое нередко делается со ссылкой на словари, научную литературу.

1. Авторская позиция в драматическом произведении
(положение, высказанное учителем, ученики записывают в тетрадь).

Авторская позиция в художественном произведении может быть выражена прямо или косвенно. Например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» открыто заявляет о своём отношении к героям: «Друзья мои, я так люблю / Татьяну милую мою…», «Онегин, добрый мой приятель…», «Мой бедный Ленский…».

Однако в драматическом произведении автор не имеет возможности высказывать свои симпатии и антипатии и комментировать события. Следовательно, авторская позиция выражается здесь лишь опосредованно (за исключением ремарок и списка действующих лиц), и её надо суметь разгадать.

2. Как отражается авторская позиция в выборе конфликтов?

Размышление над этим вопросом позволяет повторить изученное, обобщить его. В комедии «Горе от ума» своеобразие авторского взгляда на мир и человека проявляется в первую очередь в выборе конфликтов.

Обращаемся к заполненной ранее таблице и представляем главное в ней в развёрнутом виде.

Общепризнанным является то, что основной конфликт комедии — социальный. Это — непримиримое столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», противоборство двух идеологий, влияющих на судьбы России. Грибоедов создаёт произведение, в котором впервые движение сюжета определяется не частными интересами и страстями, а общественной ситуацией в России тех лет.

Однако социальный конфликт осложняется здесь рядом других конфликтов, прежде всего любовным (Чацкий — София — Молчалин). Обнаруживается в комедии и конфликт общечеловеческого масштаба: извечное столкновение ума и глупости, передовых идей и консерватизма. Итак, в пьесе развивается сразу несколько конфликтов, и это подтверждает мысль о том, что Грибоедов стремится отобразить жизнь в её полноте и многогранности, её неоднозначности и противоречивости.

3. Как проявляется авторская позиция в выборе жанра?
(Формулируем ответ, опираясь на проделанную дома работу, и записываем его.)

Авторская позиция проявляется и в выборе жанра произведения. Сам Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией. И действительно, автор сатирически изображает нравы барской Москвы. Но остановиться на том, что «Горе от ума» всего лишь сатирическое обличение, было бы неверно.

И. А. Гончаров назвал произведение Грибоедова «комедией жизни», а А. С. Пушкин отнёс эту пьесу к разряду «высоких комедий», действие которых «нередко близко подходит к трагедии». Грибоедов разоблачает несправедливость и абсурдность жизни, в которой ум и добродетель расцениваются как следствие безумия, а пошлость, глупость и корысть «блаженствуют на свете».

Герой, вступивший в противоборство с миром косности, выносит из столкновения с ним «мильон терзаний». Более того, страдания Чацкого удваиваются, когда он узнаёт, что первоисточником слуха о его сумасшествии является София, об ответном чувстве которой он так мечтал. Смешно ли это? Конечно, нет…

Но нельзя забывать, что Грибоедов создал произведение оригинальное, новаторское, отражающее сложность и многогранность жизни, поэтому «Горе от ума» может восприниматься одновременно и как «комедия жизни», и как драма, и как трагикомедия, и как резкая сатира.

4. Какую роль в воплощении авторской позиции играет выбор главного героя?
Как позиция автора проявляется в разработке системы образов комедии?

(Записывается сформулированный ответ.)

Необходимо подчеркнуть, что мировоззрение автора, его убеждения и оценки наиболее полно проявляются в выборе главного героя.

Чацкий — человек честный, благородный, прогрессивно мыслящий и свободолюбивый. Его «программа», представление о которой мы можем составить, вчитываясь в его монологи, безусловно, привлекает Грибоедова. Иными словами, в этом смысле Чацкого можно назвать героем-резонёром, декларирующим со сцены идеи автора.

Но Чацкий отнюдь не идеален, как это было бы в случае с героем традиционной классицистической комедии. У него, как и у всех реально существующих людей, есть и свои достоинства, и свои недостатки, которые автор представляет в ироническом ключе. Иными словами, отношение Грибоедова к Чацкому двойственно, и это проявляется уже в том, что автор делает его героем комедии, а не драмы, сознательно снижая сюжетную ситуацию, в которой он оказывается. Его Чацкий неспособен адекватно и трезво оценить Молчалина и его «таланты».

Увы, в его суждениях о возможном сопернике им руководит предубеждение, в его глазах секретарь Фамусова лишь «жалчайшее созданье», и это — одно из основных заблуждений главного героя. Чацкий не замечает и не хочет замечать, что София готова в любой подходящий момент предать его, а окружающие шарахаются от его пламенных речей. Герой наивно полагает, что «век нынешний» сделал свои завоевания и это необратимо. Автор вынуждает героя пройти всю дорогу надежд, разочарований, горя и краха, чтобы, набравшись мудрости и сопутствующей ей сдержанности, Чацкий отказался от иллюзий, но остался верен своим идеалам.

5. Как отражает авторскую позицию разработанная Грибоедовым система образов комедии?

Основой развития социальной коллизии в комедии становится то, что идеалы Чацкого активно не принимаются в кругу Фамусова. Всё, что так страстно осуждает герой, составляет основу жизни московского общества.

Создавая систему образов своего произведения, Грибоедов использует уникальный приём: он раздвигает пространственно-временные рамки сюжета и вводит в комедию множество второстепенных, эпизодических и внесценических персонажей. Таким образом фамусовский круг разрастается почти до бесконечности: здесь и именитые «тузы», которые в Москве «живут и умирают», и безапелляционная в своих резких суждениях Хлёстова, и Татьяна Юрьевна, готовая составить протекцию угодному человеку, и княгиня Марья Алексевна, перед которой трепещет Фамусов, и Кузьма Петрович, и Фома Фомич, который «при трёх министрах был начальник отделенья», и многие другие. Но в то же время мы узнаём, что и Чацкий не одинок.

Племянник Тугоуховской князь Фёдор, двоюродный брат Скалозуба, профессора «пе-да-гогического» института — всё это люди, которые «не требуют ни мест, ни повышенья в чин». Подтверждая таким образом типичность Чацкого, Грибоедов тем не менее не «выводит» его единомышленников на сцену, и лишь жалкая пародия на героя и ему подобных — Репетилов — участвует в действии. Таким образом автор комедии предельно заостряет основной конфликт и подчёркивает, насколько неравны силы в столкновении двух идеологий.

6. Отражают ли авторскую позицию построение сюжета комедии и её финал?
В чём она заключается?


Этот конфликт, как и все остальные, нарастает поступательно, сюжет развивается линейно. Однако оригинальность в его построении заключается в смысловом сближении начальной и финальной сцен, напоминающем композиционное кольцо (в первом действии некогда покинувший Москву Чацкий возвращается в фамусовский дом, в конце пьесы он вновь покидает его).

С какой целью автор добивается этого эффекта? Возможно, он тем самым хочет подчеркнуть, насколько изменился настрой Чацкого, которого вернуться в Москву побудила любовь к Софии, а бежать из неё вынуждает «мильон терзаний». Казалось бы, два утра в жизни человека — такая малость, но какая пропасть рухнувших надежд, непонимания и одиночества разделяет их!

Конечно, о кольцевой композиции в полной мере говорить не приходится: по-настоящему круг замкнётся лишь в том случае, если Чацкий опять вернётся в фамусовскую Москву, но это может произойти, лишь если он будет окончательно сломлен.

По этому ли или иному сценарию будет развиваться его судьба, выдержит ли он суровый путь одиночества и гонений, найдёт ли поддержку в дружбе и новой любви, неизвестно: у комедии открытый финал. По замыслу автора, читатель сам должен решить, что ждёт главного героя, как, впрочем, и всех остальных персонажей комедии, в дальнейшем.

7. Название произведения — одно из самых действенных средств воплощения авторской позиции.

Как известно, первоначально Грибоедов назвал свою комедию «Горе уму». Почему он заменяет это заглавие? Скорее всего, потому, что такая его формулировка побуждала бы читателя толковать произошедшее однозначно: «страдательной» стороной оказывался бы только главный герой.

Окончательный вариант названия помогает увидеть двойственность происходящего, отражает диалектику жизни: горе от ума Чацкому — горе от ума Чацкого миру лицемеров и карьеристов.

В заключение работы над темой
учитель, обращаясь к статье учебника и материалам первого урока, ставит перед учащимися следующую проблему: как в комедии, на ваш взгляд, отразилась личность автора, его жизненные установки и убеждения?

Одним из важнейших в комедии становится мотив свободы — свободы социальной и свободы личностной, внутренней.

В письме к П. А. Катенину автор «Горя от ума» формулирует своё жизненное кредо: «Я как живу, так и пишу — свободно и свободно». Независимость Грибоедова проявляется и в выборе главного героя, близкого ему своим вольномыслием, и в разработке сюжета, основанного на противостоянии свободы и страха перед ней, и, наконец, в преодолении автором устоявшихся в литературе канонов и правил, иными словами, в создании произведения смелого, оригинального, новаторского.

Размышляя о личности Грибоедова, Пушкин выделяет в его натуре два, казалось бы, взаимоисключающих качества: «меланхолический характер» и «озлобленный ум». Предлагая учащимся поразмышлять о том, как эти свойства Грибоедова преломляются в комедии, учитель подводит их к мысли, что его нетерпимость ко всем формам социального и нравственного зла, сочетаясь со скептицизмом умного человека и государственного деятеля, знающего изнутри политическое устройство России, влияет на судьбу его литературного героя, обречённого на «мильон терзаний». «Меланхолический характер» и «озлобленный ум» обусловливают финал «Горя от ума», в котором зло не наказывается, а добро не торжествует, определяют и выбор жанра: в «Горе от ума» комическое и трагическое неразрывно связаны между собой.

Наконец, в письме к С. Н. Бегичеву Грибоедов замечает о своей судьбе: «Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов. Холод до костей проникает, равнодушие к людям с дарованием».

Слова эти как нельзя более точно характеризуют и судьбу его героя — русского романтика и страдальца.

IV. Предыдущий этап урока, основанный на эвристической беседе, аудировании и письменной работе, достаточно утомителен для девятиклассников. Оживление в их деятельность может внести ролевая игра, цель которой выявить важнейшую проблему в изучении литературы — проблему единства в классическом произведении конкретно-исторического и общечеловеческого начал (вопрос 13 учебника).

Провести её можно в виде популярного сейчас на телевидении ток-шоу, форма организации которого известна каждому.

Учитель, выполняя роль ведущего, умело руководит беседой с двумя выбранными классом «режиссёрами», один из которых придерживается традиционных представлений о постановке классической драмы, другой стремится осовременить пьесу, перенести её в наши дни. К разговору могут быть привлечены «критики» и «актёры», высказывающие своё мнение по предложенным ведущим вопросам; допускается и участие «зала» в возможном споре.

Обращаясь к первому «режиссёру», учитель задаёт ему вопрос: «Вы известны широкой публике как постановщик картин и спектаклей, в которых отразилось ваше благоговейное отношение к классике: почитая историю, вы тщательно воспроизводите дух эпохи, стремитесь создать точную картину минувшей жизни. Сейчас, мы знаем, вы приступаете к постановке „Горя от ума“. Какие черты того времени, отображённого Грибоедовым, вас особенно привлекают?»

Направляя беседу в нужное русло, учитель добивается того, что и «режиссёр», и помогающие ему (или критикующие его) другие участники ток-шоу перечисляют наиболее значимые конкретно-исторические черты грибоедовской эпохи, отразившиеся в его комедии: изжившее себя крепостное право, возникновение передовой дворянской идеологии, сословное неравенство, быт и нравы дворянской Москвы и др.

«Однако, — замечает ведущий, — жизнь не стоит на месте. Давно канули в прошлое и самодержавие, и крепостное право; стало достоянием истории восстание декабристов, разительно изменился облик Москвы. Будет ли интересен современной публике такой спектакль? Не превратится ли он в иллюстрацию к учебнику истории?

Сегодня у нас в гостях кинорежиссёр, который в своём творчестве стремится передать дух нашего времени и поэтому нередко переносит произведения прошлого в современность, тем самым делая их предельно актуальными.

Обращаясь к нему, хочется спросить: пойдёт ли он тем же путём в своём новом фильме по комедии Грибоедова? Какие вопросы, поднятые автором „Горя от ума“, будут, на ваш взгляд, интересны человеку XXI века?»

Ученики («гости» ток-шоу) выслушивают суждения второго «режиссёра», вступают с ним в дискуссию по поводу так называемого современного прочтения классики в театре и кино, особенно если им будет предложен просмотр наиболее выразительных фрагментов из спектаклей по «Горю от ума», поставленных в разной стилистике, — от традиционного спектакля в Малом театре до спектакля в постановке Ю. Любимова.

Конечно, проблема так называемого «осовременивания» классики волнует многих, она сама по себе представляет большой интерес. Однако для нас сейчас имеет значение иное. В процессе нашей ролевой игры мы должны показать ученикам, что в совершенном классическом произведении, обладающем многоуровневой содержательной структурой, конкретно-историческое сопрягается с общечеловеческим и это делает его актуальным во все времена (вопрос 13 учебника).

V. Для подтверждения этой мысли
обратимся к критической статье.


В своём критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров отмечает уникальное мастерство Грибоедова, сумевшего органично соединить эти два начала: воссоздание картины жизни его эпохи сопрягается у него с постановкой вечных вопросов. Этим и объясняется, по мысли критика, «живучесть» комедии: «…Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и „награжденья брать и весело пожить“, пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других, нужды нет, что с самой Москвы стёрся тот „особый отпечаток“, которым гордился Фамусов».

Убедительно размышляет автор критического этюда и об общечеловеческой сущности образа Чацкого: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».

VI. Постановка проблемы
об уровнях обобщения в художественном произведении становится логическим завершением урока.

Грибоедов в письме к П. А. Катенину подчёркивает своё стремление к типизации, к обобщению разных уровней: «…Портреты, и только портреты, входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдёшь. Вот моя поэтика».

Учитель поясняет, что образ Чацкого может и должен восприниматься нами и как представитель передовой дворянской интеллигенции первой половины XIX века, и как вечный тип романтика, живущего мечтой и неизменно стремящегося к ней.

Его драма — драма мыслящего человека, оказавшегося во враждебном мире, — позволяет вспомнить многие произведения мировой литературы, и прежде всего «Гамлета» У. Шекспира. Гамлет, как и Чацкий, мог бы воскликнуть: «А судьи кто?» Чацкий, как Гамлет, мог бы, обратившись к своему бывшему другу, предавшему его, с горечью сказать: «Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя» (перевод Б. Л. Пастернака). Гамлет объявляет себя сумасшедшим для того, чтобы разоблачить безумие окружающего его мира. Безумный мир объявляет Чацкого сумасшедшим, чтобы избавиться от его докучливых требований справедливости.

Индивидуальное задание 1 учебника предполагает сообщение ученика по статье И. С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» .

Завершает урок вопрос, ответ на который ученики должны дать в письменном виде дома: «К какому из этих двух архетипов, на ваш взгляд, ближе всего Чацкий?»

VII. Домашнее задание:

1) письменно ответить на поставленный выше вопрос;

2) подготовить краткое сообщение «Способы воплощения авторской позиции в комедии А. С. Грибоедова»;

3) разработать таблицы «Лагерь Фамусова» и «Лагерь Чацкого», вписать в них всех возможных второстепенных и внесценических персонажей;

4) ответить на вопросы 6, 8, 9 учебника.


УРОК 39
Образы Софии, Молчалина, Фамусова.
Роль второстепенных
и внесценических персонажей в комедии

Задачи:
рассмотреть центральные образы «Горя от ума» в их индивидуально-типической сущности; проанализировать способы воплощения авторской позиции по отношению к ним; углубить представление учащихся о значении второстепенных, эпизодических и внесценических персонажей; включить всех рассмотренных на уроке героев в систему образов комедии, обусловленную авторским отношением к изображаемому; выявить роль образов Репетилова и Загорецкого, их пародийную направленность.
Основные виды деятельности: аудирование; выразительное чтение; чтение по ролям; сопоставительный анализ; разработка планов устных сочинений сопоставительного характера; работа над таблицей; составление учебной модели; просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Термины: реалистичность, типичность, многоплановость, психологизм, система образов, речевая характеристика, «говорящие» имена и фамилии, второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи, пародия, двойничество.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания.


Ученики под руководством учителя перечисляют в сжатом виде пункты составленного на предыдущем уроке плана, в определённые моменты по указанию учителя поясняя в развёрнутом виде наиболее сложные его положения.

Подготовленное дома сообщение «Способы воплощения авторской позиции в комедии А. С. Грибоедова» позволяет органично перейти к новой теме и рассмотреть образы Софьи, Молчалина, Фамусова.

II. Вступительное слово учителя.

Для каждого мыслящего, читающего человека на протяжении практически двух веков София, Молчалин, Фамусов словно давние знакомцы: их лица и поступки узнаваемы, их высказывания бытуют в нашем языке, их ошибки и пороки становятся мерилом оценки реальных людей… Как вы относитесь к этим героям Грибоедова?

Предлагая ученикам высказаться о Софии, Молчалине, Фамусове, учитель отдаёт себе отчёт в том, что суждения девятиклассников будут недостаточны, хотя на предыдущих уроках уже немало говорилось об этих персонажах. Теперь перед учащимися стоит задача систематизировать учебный материал и углубить свои знания.

Ниже мы приводим группы вопросов, которые помогут ученикам под руководством учителя справиться с ней. Стоит подчеркнуть, что эта работа, проведённая в форме эвристической беседы, чрезвычайно важна, потому что, как уже отмечалось ранее, современные школьники крайне слабо владеют дефинициями черт человеческого характера и особенностей его проявлений. Категоризация поступков героев — путь к познанию окружающих подростка людей, формированию его оценочного тезауруса.

Образ Софии.

Обращаемся к вопросу 6 учебника, ответ на который надо было подготовить дома.

Характер героини противоречив, сложен, многогранен: самонадеянность, мстительность, лживость сочетаются в ней с прямодушием, острым умом, умением признавать свои ошибки. Учащиеся должны подтвердить примерами из текста это суждение о героине.

Под воздействием каких обстоятельств формировался характер Софии? Испытывает ли она влияние светской среды и как к ней относится?

Какие черты героини позволяют Гончарову утверждать, что в Софии есть «задатки недюжинной натуры»?

Чем обусловлено раздражение Софии по отношению к Чацкому? Какие особенности её натуры сближают Софию с главным героем? Что ею руководит в выборе между Чацким и Молчалиным?

Как она ведёт себя, узнав о своей роковой ошибке? Можно ли говорить о «мильоне терзаний» Софии? Что ждёт героиню в дальнейшем?

Предлагаем учащимся выразительно прочитать по ролям явление 12 четвёртого действия до последней в тексте комедии реплики Софии.

С какой интонацией она её произносит?
Что ощущает после столь мучительных для неё разоблачений и пугающих открытий?
На какие переживания указывает ремарка к одной из предыдущих реплик «почти шёпотом, вся сцена вполголоса»? Что скрывается за этим — аристократическая сдержанность при любых обстоятельствах, страх перед разоблачением, который сильнее страдания, или сила характера, которая позволяет даже здесь взять над Молчалиным верх?
Последнюю реплику София произносит «вся в слезах»: «…я виню себя кругом». О чём это свидетельствует?

В ней побеждают искренние чувства и осознание неизбежного признания своих ошибок. Именно поэтому, как нам кажется, весь гневный монолог Чацкого, полный справедливых, но столь эмоционально несдержанных упрёков в её адрес и в адрес её отца со всем его окружением, она выслушивает молча — какой аристократизм и какая сила духа!

Образ Молчалина.

Её избранник Молчалин представляет собой совсем иной типаж. Разработке такого характера уделяла и уделяет пристальное внимание вся мировая литература, особенно литература Франции. Жюльен Сорель из «Красного и чёрного» Стендаля, Растиньяк Бальзака, Жорж Дюруа из «Милого друга» Мопассана — наиболее яркие представители «молчалинского типа».

Есть и в русской литературе не менее выразительный продолжатель поступков и устремлений этого героя комедии Грибоедова, впервые представившего русскому читателю тип авантюриста, карьериста и лицемера. Им становится герой комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Егор Дмитриевич Глумов, который угождает сильным мира сего, но при этом ведёт дневник, где иронично и зло разоблачает их пороки. Когда же его записки становятся достоянием этого круга московских стяжателей и лжецов, они сначала в порыве «праведного» гнева решают покарать его, но затем приходят к выводу, что чуть позже придётся его «обласкать».

Почему происходит подобное? Учитель может предложить учащимся просмотр видеофрагмента — финальную сцену спектакля Малого театра по этой пьесе, которая помогает ощутить явные аналогии между героем Островского и героем Грибоедова и понять подоплёку отношения к ним представителей высоких кругов московского общества.

Почему представители фамусовского общества активно изживают из своего круга Чацкого, но не менее активно привечают Молчалина? Почему Фамусов терпит этого наглеца в своём доме?

Глуп или умён Молчалин? Что имеет в виду Чацкий, называя Молчалина «жалчайшим созданьем»? Прав ли Чацкий, характеризуя его таким образом?

Какую роль играет предыстория Молчалина, о которой мы узнаём благодаря разгневанному Фамусову («Безродного пригрел…»)? Почему немногословный Молчалин так словоохотлив с Чацким (действие третье, явление 3) и Лизой (действие второе, явление 12 и действие четвёртое, явление 12)?

Какие его поступки и высказывания вы можете привести в подтверждение той или иной точки зрения?

Молчалин ничего не делает просто так; с какой целью он якобы делится с горничной Софии: «Мне завещал отец…»? Покорен или честолюбив Молчалин?

Как Молчалина характеризует его фраза, обращённая к Лизе, которую он безуспешно пытается соблазнить: «И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека»? Как на самом деле он относится к Софии?

Как вы истолкуете слово «манипулятор»? Соотносится ли оно с характером Молчалина, его поведением? Можете ли вы подтвердить или опровергнуть суждение В. Г. Белинского, который утверждал, что Молчалин «умён, как дьявол, когда дело идёт о его личных выгодах»?

Согласны ли вы с Гоголем, сказавшим о Молчалине: «Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробивающееся в люди» («Выбранные места из переписки с друзьями»)? Что скрывается за гоголевским словом «покамест»? Что ждёт Молчалина в ближайшем будущем после разоблачений Софии? Каким вы видите этого героя в дальнейшем?

Образ Фамусова.

В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь пишет о Фамусове, сравнивая его с героиней комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут, как и Простаковой. Так же наивно, как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещеньем, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, всё с ужимкой; что дверь у него отперта для всех… что канцелярия у него набита ничего не делающей роднёй. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберётся с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».

Согласны ли вы с Гоголем в оценке этого персонажа? Какие особенности структуры образа Фамусова выявляет писатель? Можно ли утверждать, что натура Фамусова неоднозначна? Иными словами, можно ли обнаружить в его характере положительные черты?

Худо ли, бедно, но Фамусов принял в свой дом сына своего друга и вырастил его, он по-своему печётся о дочери, он жизнелюбив, хлебосолен и обладает достаточным умом, чтобы сознавать свои грехи и слабости. По каким же причинам мы тем не менее воспринимаем его как отрицательного героя?

Какие черты характера Фамусова, какие его жизненные установки нас возмущают? В чём заключается его мораль, какие ценности он исповедует? Почему так страшится «суда» княгини Марьи Алексевны?

Почему комедия заканчивается не отъездом Чацкого и его эффектной с точки зрения сценичности фразой «Карету мне, карету!», а горестными сетованиями Фамусова на свою судьбу? Расплачивается ли он в финале комедии за свои прегрешения, испытывает ли свой «мильон терзаний»? Что ждёт его в предполагаемой реальности за пределами сюжета комедии?

Размышляя над последними вопросами, ученики под руководством учителя приходят к выводу, что чувство собственного достоинства (это понятие нуждается в пояснении) присуще лишь Чацкому и, пожалуй, кроме него, Софии. При всей своей вальяжности, самодовольной барственности Фамусов жалок в своей зависимости от общественного мнения, потому что несвободен от своих служебных и светских прегрешений. Он слишком озабочен своей репутацией, которая на самом деле является ложной, мнимой, как и репутация всех, кто его окружает.

Концовка комедии напоминает нам, что мы знакомимся не с драмой, не с трагедией, а всё же с комедией: эмоциональная напряжённость последнего монолога Чацкого сменяется причитаниями и жалобами Фамусова. Таким образом, автор устанавливает некий художественный и смысловой баланс: пылкий пафос сменяется вполне житейскими интонациями, а разгневанный и оскорблённый Чацкий воспринимается не только как поверженный боец, но и как бунтарь, посеявший смуту и вынудивший обитателей фамусовского мира признать это.

Как автор комедии оценивает этих героев? Как выражается в художественных формах его отношение к ним?

Учащиеся рассуждают о речевых характеристиках героев, об их «говорящих» именах и фамилиях (этот вопрос будет детально рассмотрен на следующем уроке), учитель в дополнение к этим наблюдениям предлагает ученикам рассмотреть и систему пародирования, «двойничества» в комедии, которая ярко характеризует опосредованно выраженную оценку автором своих центральных персонажей.

III. Роль второстепенных
и эпизодических персонажей
определяется далеко не сразу.

Дело в том, что развитие сюжета, динамику действия и суть интриги определяют только пять героев: Чацкий, Фамусов, Молчалин, София и Лиза. С какой же целью Грибоедов вводит в комедию такое количество второстепенных и эпизодических персонажей? Почему не может и не хочет обойтись лишь пятью действующими лицами?

Во-первых, второстепенные и эпизодические персонажи необходимы автору для создания «картины нравов».

Во-вторых, второстепенные и эпизодические персонажи подтверждают типичность того, как живёт и к чему стремится Фамусов и другие обитатели его дома, а также типичность идейных устремлений Чацкого.

В-третьих, без этих персонажей автор не мог бы в полной мере отразить зарождение и поступательное развитие сплетни: в её механизме каждый голос и каждая фраза, вплетаясь в клубок ложных суждений, придают ей разящую силу.

В-четвёртых, все второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи включены в единую структуру образов, определяемую двумя факторами: конфликтом (противостояние двух идеологических лагерей, которые благодаря этим персонажам разрастаются почти до беспредельности) и системой пародирования, в которой убедительно и ярко реализуется авторская оценка основных героев.

IV. Анализ системы образов комедии,
основанной на пародировании и двойничестве.


Учитель вместе с учениками, рассуждая о героях второго плана и соотнося их с основными персонажами, устанавливает соответствия между ними на основе двойничества или пародирования и таким образом разрабатывает с учениками таблицу «Система образов комедии».

Продемонстрируем, как может вестись подготовительная работа при составлении учебной модели такого рода. В монографии С. З. Агранович, И. В. Саморуковой «Двойничество» (Самара, 2001) авторы рассматривают три основных варианта двойничества: «двойники-антагонисты», «карнавальные пары», «близнецы». Пародия — форма комического, способ сатирического осмеяния, основанный на имитации и одновременно с ней заведомом снижении пародируемого явления, художественного произведения или образа (запись в словарь). В нашем контексте пародия может рассматриваться как реализация принципа составления «карнавальных пар».

Итак, образ Чацкого. Он дан в окружении обитателей фамусовского дома и, безусловно, стоит особняком. И Фамусов, и Молчалин, и София — его противники, антагонисты. Он взят ими в кольцо, которое постепенно сжимается.

Лишь с Софией пунктиром могут быть намечены определённые соответствия: оба умны, достаточно независимы, им присуще чувство собственного достоинства, они пренебрегают наставлениями Фамусова. По сути, они образуют своеобразную пару «двойников», и тем удивительнее тот непримиримый негативизм, с которым София относится к главному герою.

В этом же кругу находится и Лиза: она обладает живым умом и пытается нейтрализовать ситуацию, направить ход событий в иное русло, но к её мнению никто не прислушивается. Кроме того, её житейски здравые суждения контрастируют с высказываниями витающего в романтических эмпиреях Чацкого и невольно способствуют их пародированию.

Во втором круге, в который заключён главный герой, находятся второстепенные персонажи (мы представляем это в виде некой схемы или таблицы, которая зримо подчёркивает трагизм его положения), включённые в общую картину двойничества и пародирования.

Намеченные Грибоедовым пары должны стать очевидными для учеников:

• Фамусов — Тугоуховские, Хрюмины (сословное чванство, сосредоточенность на собственных интересах, кроме которых им ничего не видно и не слышно, поиски выгоды, страх перед молвой и т. п.);

• Молчалин — Загорецкий (стремление услужить как способ существования);

• София — Хлёстова (хваткий ум, язвительное остроумие, а также безапелляционность, властность);

• София — Наталья Дмитриевна Горич (самоуверенность и властность, стремление помыкать «мужем-мальчиком, мужем-слугой»);

• нельзя не сказать и о параллели, нелестной для главного героя, — Чацкий — Репетилов. Как в кривом зеркале, в поведении, репликах и даже в манере речи Репетилова отражаются многие стороны натуры Чацкого: излишний, неуместный пафос его монологов, его критицизм, импульсивность, оппозиционность его суждений. Но если у Чацкого всё это продиктовано искренним чувством и обусловлено стремлением искоренить зло, то Репетилов лишь бездумно играет модную роль фрондёра.

Следует заметить, что в зависимости от уровня подготовленности класса учитель может лишь обозначить предложенные пары, ученики же должны сами обосновать данные параллели, пояснить их пародийный смысл.

Наконец, в третьем круге находятся все внесценические персонажи, создающие панорамный портрет дворянской Москвы, и каждый из них связан незримыми нитями с главными героями комедии. Предложим учащимся доказать это.

В процессе работы обнаруживаются интересные соотношения и связки, например София — Хлёстова — Татьяна Юрьевна и княгиня Марья Алексевна или Молчалин — Загорецкий — Фома Фомич, Максим Петрович. Такие параллели очень продуктивны для понимания авторской позиции, интерпретации текста и развития читательского воображения: они позволяют предположить возможную дальнейшую судьбу Софии, определить её положение в обществе в недалёком будущем или понять природу, цели и скрытые пружины угодничества (пресмыкательства, подобострастия) в их развёрнутом виде.

V. Завершить работу на данном уроке
стоит составлением тезисного плана по теме
«Роль образов Репетилова и Загорецкого в комедии».


Рассуждения на эту тему позволят не только подвести своеобразный итог проделанного на уроке, но и сосредоточить внимание учащихся на двух персонажах, которые выделяются своей значимостью, ибо они являются пародиями на Чацкого и Молчалина, а значит, дают возможность глубже проникнуть в суть центральных образов комедии.

VI. Домашнее задание:

1) подготовить устное сочинение по теме «Роль образов Репетилова и Загорецкого в комедии»;

2) ответить на вопросы 5, 6, 7, 8, 12 учебника.

Индивидуальные задания:
подготовить презентацию «Образы Чацкого (Фамусова, Молчалина, Софии) в сценических интерпретациях».


УРОК 40
Черты реализма, классицизма
и романтизма в «Горе от ума».
Проблема человека и среды

Задачи:
соотнести черты литературных направлений (классицизма, романтизма и реализма) с текстом комедии; обобщить изученное по вопросу о многоплановости реалистического характера; рассмотреть одну из важнейших проблем реалистического метода — диалектически сложное взаимодействие человека и среды в «Горе от ума».
Основные виды деятельности: работа со статьёй учебника; аудирование; беседа; презентация; составление плана и разработка устного сочинения; письменная работа.
Термины: реализм, классицизм, романтизм, типичность, многоплановость, социальная и психологическая мотивация поведения героев, диалектически сложная связь человека и среды в реалистическом произведении, «говорящие» фамилии и имена, правило трёх единств, конфликт.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

выступления учащихся с монологическими ответами по теме «Роль образов Репетилова и Загорецкого в комедии».

Устное сочинение — один из важнейших видов работ в старших классах: развёрнутое публичное выступление, соответствующее определённому плану, опирающееся на доказательства собственных суждений, апеллирующее к тексту обсуждаемого произведения, — свидетельство серьёзной подготовительной работы, достаточно развитой способности обобщать и теоретически мыслить. Всему этому мы учим девятиклассников в процессе обсуждения их монологических ответов.

Выводы учителя подводят учащихся к освоению новой темы: как видим, роль этих второстепенных образов в комедии Грибоедова неоднозначна, сложна, и это явное свидетельство новаторства драматурга, реалистической природы его смелого произведения.

II. Тема «Черты реализма,
классицизма и романтизма в комедии»

сложна для девятиклассников, несмотря на то что всем ходом предыдущих уроков они уже подготовлены к её усвоению.

Дело в том, что она требует максимального абстрагирования от конкретного содержания текста, теоретического обобщения изученного и сложного для них выборочного цитирования.

Основным видом деятельности поэтому становится последовательная работа со статьёй учебника и обсуждение её по соответствующим пунктам, выделенным в ней. Это обсуждение требует привлечения полученных ранее знаний, что, безусловно, способствует закреплению изученного материала.

• Многогранное изображение жизни
это положение требует привлечения знаний о конфликте, вернее, о конфликтах, определяющих развитие действия в комедии. Учащиеся обращаются к разработанной на уроках таблице, в которой отражены их наблюдения о многогранности конфликта «Горя от ума», и доказывают тем самым положение учебника.

• Своеобразие жанра.
По этому вопросу у учеников накоплено немало материала. Поэтому учитель, прежде чем обратиться к изложенному в учебнике, может предложить девятиклассникам высказаться о том, как жанр комедии, синтезирующий черты трагедии, драмы, комедии и фарса, свидетельствует о реалистической природе произведения.

• Историзм
понятие весьма сложное для учеников и нуждается в пояснении учителя. Этот фрагмент статьи учитель комментирует сам и приводит доказательства из научной и мемуарной литературы в подтверждение этого положения.

• Типичность изображённого
также требует теоретико-литературных объяснений и обобщений. «Изображение общего через индивидуальное» — это положение должно быть прояснено на конкретных примерах не только из «Горя от ума», но из других изученных ранее произведений. Как сопрягаются разноречивые суждения о том, что типичны, например, Фамусов и Скалозуб, которых было большинство в определённой среде, и типичны такие, как Чацкий, которых всегда, во все времена было меньшинство? Следует пояснить, что типичным мы называем не только и не столько то, что встречается часто, но и то, что определяет основные тенденции развития жизни.

• Роль второстепенных и внесценических персонажей
этот вопрос вполне освоен учащимися на предыдущем уроке, поэтому беседа по нему может строиться как проверка домашнего задания (вопрос 8 учебника).

• Многоплановость характеров.
Этот вопрос наиболее интересен для развития у учащихся способностей интерпретировать текст художественного произведения. Учебного материала по данной проблеме накоплено немало, поэтому ученики, подготовившиеся дома (вопросы 5 и 6 учебника), с увлечением рассуждают на эту тему. Способствуют разнообразию их суждений и презентации «Образы Чацкого (Фамусова, Молчалина, Софии) в сценических интерпретациях». Критицизм подростков направляется учителем в нужное русло в процессе беседы: что нравится и что не принимается вами в трактовках образов комедии разными режиссёрами и актёрами? Подтверждает ли подобное разнообразие сценических воплощений мысль о многоплановости характеров главных героев комедии? Какие изменения вы внесли бы в сценическую интерпретацию этих характеров? Какую бы трактовку предпочли?

• Социальная и психологическая мотивация устремлений и поступков героев.
Проблема мотивации — одна из важнейших для реализма, принципиально стремящегося к психологизму и исследованию взаимодействия человека и среды. Посвящённый ей фрагмент статьи учебника может быть прочитан в классе с необходимыми комментариями учителя.
На следующем этапе урока мы вернёмся к ней в процессе подготовки устного сочинения на эту тему.

• Своеобразие финала комедии
отражение неоднозначного взгляда Грибоедова-реалиста на мир и человека. Вопрос этот детально обсуждался на предыдущих уроках и был проработан дома (вопрос 12 учебника), поэтому учитель может ограничиться тем, что предложит ученикам высказаться по нему, а затем прочитать фрагмент статьи учебника.

• Черты романтизма и классицизма в комедии.
Их выявление в «Горе от ума» представляет для учащихся особую сложность: оно предполагает обращение к ранее изученным произведениям, их сопоставление с текстом комедии, теоретическое абстрагирование. Прочитав статью учебника, учащиеся рассуждают о правиле трёх единств и его реализации в «Горе от ума», пытаются по-своему истолковать «говорящие» имена и фамилии героев.

Обобщая столь обширный материал урока, учитель предлагает ученикам сосредоточиться на одной из важнейших проблем, привлекающих реалистов, исследующих жизнь, — на проблеме диалектического взаимодействия человека и среды и её реализации в комедии Грибоедова «Горе от ума».

III. Беседа с учениками
о проблеме человека и среды в комедии
может быть начата вопросом: «Каким образом связан человек с той средой, которая породила его и с которой он вынужден сосуществовать?»

Если рассуждать об этой проблеме отвлечённо, можно прийти к следующим выводам: окружение, среда, круг, в котором по воле судьбы должен вращаться человек, влияют на его формирование, и в то же время индивидуум может стремиться преодолеть давление социума, противопоставить обществу собственные представления о роли и назначении человека.

Сознавая это, мы можем говорить о диалектическом взаимодействии человека и среды. Классицисты и романтики трактовали эту проблему достаточно упрощённо (чаще всего у классицистов среда определяла поведение человека, у романтиков человек резко противостоял ей).

Грибоедов (одновременно с Пушкиным) впервые в своём произведении выявил диалектику взаимодействия человека и среды, показал зависимость человека от своего окружения и в то же время его стремление вырваться из тех пут, которые накладывает на него общество.

IV. Домашнее задание:

1) составить конспект статьи учебника «Новаторство Грибоедова-драматурга»;

2) разработать текст устного сочинения «Проблема человека и среды в комедии А. С. Грибоедова»;

3) ответить на вопросы 10, 11 учебника;

4) подготовить выразительное чтение самостоятельно выбранных фрагментов комедии;

5) выучить наизусть монолог Чацкого или Фамусова (по выбору учащихся).


УРОК 41
Язык комедии «Горе от ума».
Подготовка к сочинению

Задачи:
расширить представления учащихся о своеобразии языка художественного произведения как ведущего средства воплощения авторского замысла; создать позитивную атмосферу на уроке, способствующую не только интеллектуальному, но и эмоциональному освоению темы заключительного урока; продолжить развитие способностей учащихся к интерпретации художественного текста в процессе его выразительного чтения; развивать навыки работы над темой сопоставительного характера; подготовить учащихся к итоговому сочинению.
Основные виды деятельности: работа со статьёй учебника; конспектирование; литературная игра-эстафета; ролевая игра; выразительное чтение, чтение наизусть; разработка плана и подготовка к домашнему сочинению.
Термины: афоризм, индивидуализация, типизация, разностопный ямб, книжный стиль, разговорная речь.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания:

прослушивание и обсуждение монологических ответов (устных сочинений) учащихся по теме «Проблема человека и среды в комедии А. С. Грибоедова».

Тема этого урока, как и урока предыдущего, трудна для девятиклассников: в сознании учащихся понятия «стиль», «язык художественного произведения» ещё не «отделяются» от непосредственного содержания текста, не соотносятся с ним. Самостоятельно оценить достоинства словесного выражения авторского видения мира и человека — задача для учеников практически непосильная. Роль учителя в этом случае чрезвычайно важна.

Созданные им во вступительном слове установки, его комментарии и своевременные пояснения по ходу урока должны помочь девятиклассникам не только осознать, но и ощутить эстетическую значимость языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

II. Переход к новой теме
не должен быть излишне академичным: его непринуждённость создаёт на уроке особую атмосферу творческой заинтересованности, способствует реализации творческих задатков учащихся.

Учитель обращается к классу с вопросом: где, когда, из чьих уст и при каких обстоятельствах девятиклассники недавно слышали крылатую фразу из «Горя от ума»? Наверняка в любой аудитории найдётся не одна забавная или поучительная история на сей счёт, да и сам учитель приведёт убедительные примеры того, что афоризмы Грибоедова действительно вошли «в пословицу».

Естественное бытование стихов в живом, подвижном языковом потоке на протяжении практически двух веков — явление действительно уникальное. Когда мы употребляем меткие выражения из «Горя от ума», мы не цитируем текст, чтобы показать свою образованность и продемонстрировать свой интеллект, — крылатые слова Грибоедова стали органичной составляющей нашего мышления, нашего отношения к жизни и людям, нас окружающим.

Учитель во вступительном слове настраивает учащихся на восприятие сложного учебного материала. Кроме того, он создаёт позитивную установку на серьёзную работу с авторитетными суждениями учёных, критиков и писателей о блистательном языке комедии Грибоедова.

III. Работа со статьёй учебника
«Язык комедии»
,
которая объединяет два вида деятельности — беседу (ответы на вопросы 10 и 11 учебника) и обсуждение прочитанного учебного текста.

По ходу чтения учащиеся под руководством учителя составляют план статьи, который впоследствии поможет сделать им самостоятельное сообщение на эту тему. Подобная репродуктивная работа в данном случае необходима, потому что текст статьи насыщен новой для учеников терминологией, которая лишь постепенно может стать органичной составляющей их речи. Кроме того, освоение учебного материала такого объёма и такой сложности предполагает именно репродуктивный вид деятельности на уроке. Однако, для того чтобы внести в неё элемент самостоятельности, учитель может предложить учащимся включить в пересказ статьи собственные примеры, подтверждающие следующие положения:

• Афористичность языка комедии.
• Язык «Горя от ума» как средство индивидуализации характеров.
• Речь героев комедии — мощное средство типизации.
• Автор с помощью строя реплик и монологов героев передаёт их психологическое состояние.
• Язык комедии объединяет две стихии — «прозу и стих» (И. А. Гончаров). Как автору стихотворного произведения удаётся создать эффект живой разговорной речи?

IV. Подобная работа утомительна для учащихся, поэтому на следующем этапе урока, чтобы разрядить атмосферу напряжения, мы предлагаем им литературную игру-эстафету, которая внесёт оживление в урок и в то же время придаст «общению» девятиклассников с текстом комедии живой, личностно значимый характер.

Класс разделяется на две команды, их соревнованием руководит учитель, определяя задания и выдавая за неправильные и верные ответы карточки разного цвета. Накопившая больше карточек «правильного» цвета команда становится победительницей.

Важное условие игры — её темп. Заданий всего два, но они предполагают разнообразие ответов.

Задание первое:
кому из героев принадлежит следующее высказывание?

Учитель предлагает выбранные им цитаты из «Горя от ума», а ученики должны назвать того из героев, кто произносит эти слова.

Задание второе:
процитируйте те афоризмы из комедии, которые вам запомнились.

Ученики передают «эстафету» в цитировании и приносят своей команде очки — это увлекает их, придаёт игре азартность и тем самым способствует активному усвоению текста комедии.

V. Следующий этап урока
органично связывается с предыдущим.

Выразительное чтение учениками отрывков из пьесы и пояснение того, почему они выбрали для прочтения именно этот фрагмент текста, также могут оцениваться как участие в командном соревновании.

Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова может принять форму ролевой игры-«кастинга»: чтецы-«актёры» предлагают свою интерпретацию монологов Чацкого и Фамусова, слушатели-«режиссёры» критически оценивают их чтение и поясняют, почему они принимают этих «актёров» на роль героя или отказываются от их участия в спектакле.

VI. Подведя итог
проделанной работе над темой,
учитель переходит к завершающему этапу урока — подготовке к домашнему сочинению сопоставительного характера.

Несмотря на то что на предыдущих уроках было рассмотрено множество проблем, мы обращаемся к теме, которая лишь на первый взгляд кажется простой: «Чацкий и Молчалин».

Сопоставление — одна из самых сложных логических задач, которая может встать перед учеником девятого класса. Такого рода письменные работы проводились и ранее, но теперь, на более глубоком уровне освоения произведения, по-новому предстают те требования, которые предъявляются к сочинениям сопоставительного плана.

Сначала ученики под руководством учителя выявляют основания для сопоставления. Иными словами, они поясняют, каковы причины, по которым мы можем сравнивать этих героев. Затем мы начинаем определять параметры сопоставления. В данном конкретном случае ими являются происхождение, воспитание, образование и т. п., то есть всё то, что позволяет сопоставлять и противопоставлять героев.

В результате проведённой беседы возникает подобный план:

1. Происхождение героев как фактор, предопределивший их образ жизни; проблема выбора в сословном обществе.

2. Тип воспитания, который во многом обусловлен происхождением героев.

3. Характеры героев, формирующиеся под воздействием их происхождения, воспитания и образования.

4. Цели Молчалина и Чацкого, порождённые их происхождением, воспитанием и особенностями их характеров.

5. Представление о средствах достижения этих целей у Чацкого и Молчалина.

6. Отношение к Софии этих двух героев: безрассудная, пылкая любовь и лицемерный прагматизм.

7. Ум Чацкого и ум Молчалина: два типа ума в комедии.

8. Открытый финал: можно ли предположить, какова дальнейшая судьба героев?

Далее учитель предлагает ученикам подобрать эпиграф к сочинению, а также цитаты к каждому положению плана: значение этой деятельности заключается в том, что ученики постепенно осознают, что положения их письменной работы не могут быть «голословными» — они должны подтверждаться примерами из текста или вытекать из него.

VII. Домашнее задание:

написать сочинение «Чацкий и Молчалин».

Индивидуальные задания:
1) выполнить задание 1 или 6 учебника (по выбору);
2) подготовить одну из презентаций
«Ближайшее окружение Пушкина (родители, няня, лицейские наставники, литературные авторитеты, друзья)»,
«Портреты поэта»,
«Пушкинская Москва»,
«Пушкинский Петербург»,
«Михайловское и Болдино».

Следующие уроки: Урок 42. Биография и творчество А. С. Пушкина >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

2. Портрет носит эскизный характер. Грибоедов изображен в 3/4 вправо, в шинели с высоким воротником. По сравнению с портретом работы М. Теребенева, написанным в 1825 г., Грибоедов здесь выглядит старше, с заметно поредевшей шевелюрой. Это позволяет отнести дату написания портрета к последнему периоду жизни писателя, времени его приезда в Петербург весной 1828 г., когда и друзья писателя, и сам Грибоедов замечали происшедшую в его облике перемену.
«Я там (в Персии), – говорил Грибоедов, по воспоминаниям К. Полевого, – состарился, не только загорел, почернел, почти лишился волос на голове, но и в душе не чувствую прежней молодости».
Принадлежность портрета кисти художника Горюнова не доказана. Сведений о художнике нет.
Портрет поступил в Пушкинский Дом Академии Наук в 1919 г. от В. П. Всеволожского, потомка друга Грибоедова А. В. Всеволожского.
Атрибуция портрета: Грибоедов А. С. Полное собрание сочинений: [В 3 т.]. – СПб.: Изд. Разряда изящной словесности Имп. акад. наук, 1917. – (Акад. б-ка рус. писателей;.). – Место изд. 3 т.: Пг. Т. 2 / Под ред. и с примеч. Н. К. Пиксанова. – 1913. – Вклейка между сс. IV и 1. (вернуться)

3. Рисунок А. С. Пушкина на черновике стихотворений «Предчувствие» и «Увы! Язык любви болтливый…» (1828).
В тот день Пушкин принял участие в морской прогулке на пироскафе вместе с Олениными и покидавшим Россию художником Доу. О чем и говорит запись под портретом: «9 мая 1828. Море. Ол[енины], Дау».
Т. Г. Цявловская пишет: «Через тридцать лет вспоминала еще Оленина об этой поездке: "Помните ли вы, – писала она Вяземскому, – то счастливое время, где мы были молоды, и веселы, и здоровы! Где Пушкин, Грибоедов и вы сопутствовали нам на невском пароходе в Кронштадте. Ах, как всё тогда было красиво и жизнь текла быстрым шумливым ручьем…"». (вернуться)

 
Делабарт Ж. Вид Моховой и дома Пашкова в Москве. 1795–1797 гг.
Государственный Исторический музей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика