Прототипы действующих лиц в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Грибоедова
работы В. Н. Гундарева
(с акварели худ. Горюнова, 1828 г.).
Литературный музей Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН)[31]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ
(1795-1829)

ПРОТОТИПЫ
ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
[1]
 
«Портреты, и только портреты входят в состав комедии и трагедии:
в них однако есть черты, свойственные многим другим лицам,
а оные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек
похож на всех своих двуногих собратий».
А. С. Грибоедов
(Письмо к Катенину[2], янв. 1825 г.).
 
Воркулов, Евдоким – будто бы враг поэта А. И. Якубович[3].

«Вон тот еще, который для затей» – генерал-лейтенант Измайлов, помещик Зарайского уезда, Рязанской губ., известный зверским обращением с крестьянами. См. «Рус. Стар.» 1872, № 12. По Вяземскому[4] (Соч. т. Х, стр. 47 и 244), это Ржевский.

Арапов называет его сокращенно Р — им, рязанским помещиком, жившим в Москве «в первых двадцатых годах», «страстным любителем хореографического искусства»; под старость он ездил нарочно в Париж, чтобы научиться танцевать по правилам, у лучших тамошних балетмейстеров, дабы быть в возможности давать уроки танцеванья своим дворовым девицам в заведенной им школе, независимо от этого, нанят был и танцмейстер, который помогал ему в балетных лекциях; помещик-хореограф разорился вноследствии от затей, вошел в неоплатные долги и должен был распустить своих Терпсихор; самые талантливые из них в 1825 г. поступили на сцену московского театра, это были солистки: Ситникова, Харламова, Карасева и две Михайловы, они доучивались у известной танцовщицы того времени Гюллен. Харламова особенно удивляла своею силою, имела необыкновенный aplomb (стр. 398, изд. Серчевского).

Горичева – дочь Аграфены Дмитриевны Офросимовой. Гарусов знает, но не называет ее.

Горичев – Илья Иванович Огарев (по Гарусову Обрезков), служил вместе с А. С. Г. в военной службе, был лихой наездник и собеседник, в 1821 г. женился на красивой молодой девушке, которая прибрала к рукам и мужа, и хозяйство и дом. По Шимановскому [5] («Русский Арх.» 1875,11, 344) — сам С. Н. Бегичев[6].

Григорий князь, англоман – или кн. Оболенский[7], у которого действительно бывали в 20-х годах по четвергам тайные собрания, или Ал. Петр. Завадовский[8] («Рус. Стар.» 1874, V), или, по словам Завалишина[9], кн. П. А. Вяземский.

Д. – чиновник, служивший под начальством Фамусова (см.) Ср. сочинения Грибоедова изд. под редакцией И. А. Шляпкина СПБ., 1889 г. т. II.

Загорецкий – оригинал наверное неизвестен: или ловко втиравшийся в московскую знать, не брезговавший никакими средствами ярославский откупщик А — в, или московский откупщик — в, крупный капиталист, или содержатель одного игорного дома в Москве, большой шулер, или (по Веселовскому) некто Арс. Барт — в. (Соч. Гриб., редакц. И. А. Шляпкина). Н. О. Лернер в своей статье «Прототип Загорецкого» («Русск. Стар.», декабрь, 1908 г.) указывает на некоего Элькона. По словам современника (1830 г.), «покойный Грибоедов удачно срисовал с него многие черты для Загорецкого».

Лохмотьев – или декабрист Якушкин[10], или барон Алексей Ив. Черкасов.

Марья Алексевна – Завалишин видит в М. А. какую-то даму, близкую к кн. Зинаиде Волконской[11]. Другие предполагают княгиню Голицыну (la princesse Moustashe), мать московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына, или Наталью Кирилловну Загряжскую.

Ментор – будто бы Петрозилиус[12], первый воспитатель поэта.

Максим Петрович (покойник дядя) – Новосильцев, дальний родственник А. С. Грибоедова, приятель гр. Растопчина, екатерининский вельможа.

«Наше солнышко», наш клад... – Театрал помещик Позняков; в его театре на Никитской, на углу Леонтьевского переулка, в 1812 г., французы дали 11 представлений, под дирекцией Боссе, во время занятия Москвы; по Вяземскому и Гарусову, это балетоманы — Измайлов или рязанский помещик Ржевский. По рассказу Арапова, П — в одно прекрасное утро узнает, что где-то за Москвой-рекой, в гостинице появился кучер, который с помощью свистка производит соловьиные трели. П. посылает за этим художником, обещает» большие деньги, словом, что не дать, лишь бы достать диковинного свистуна, и таким образом был посажен в боскет «певец зимой погоды летней», которого трели на празднике П — ва слушала вся Москва, («Заметки Арапова» в изд. Серчевского).

«Ночной разбойник» – портрет знаменитого в то время дуэлиста гр. Толстого-американца.

Репетилов – Шатилов[13], по словам Бегичева, «добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью непрестанно острить и говорить каламбуры. Этим, наконец, он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра, и как только тот — каламбур, к нему сейчас обращались с вопросом: «на какой странице?» «Свое, ей-Богу, свое», отвечал он всегда. Остряк этот был в Москве, когда Грибоедов привез туда оконченную комедию. Автор сам прочел ему роль Репетилова. Тот расхохотался, говоря: «я знаю, на кого ты метишь!» — На кого? — «На Чаадаева![14]» Страсть повторять чужое была вообще отличительной чертой Шатилова, почему друзья находили переделку фамилии остряка очень удачною».

Шатилов действительно, был чиновником в Спб. в каком-то департаменте, где директор был немец — любитель карт. (Сочинения Грибоедова, редакция И. А. Шляпкина).

Скалозуб – бригадный генерал Фролов, по другим Паскевич[15], Аракчеев, или даже лицо, более высокопоставленное в армии. Видели в нем и Римского-Корсакова, за которого Софья Павловна (по Гарусову) действительно вышла замуж. (Сочинения Грибоедова, изд. под ред. И. А. Шляпкина). Арапов вспоминает, что «приезжал в Москву после кампании и подобный полковник, как Скалозуб, повествовавший дамам о своих подвигах и формах в гостиных, который слыл всеобщим женихом, выделывал злодейские фигуры в мазурке и предусмотрительные матушки носили его на руках. (Грибоедов. Изд. Серчевского, стр. 397).

Татьяна Юрьевна – Прасковья Юрьевна Кологривова[16] (1762—1848), урожденная Трубецкая, по первому мужу (ум. 1794 г.) Гагарина. Особа, отличавшаяся сильным влиянием в чиновных сферах до конца жизни.

Тетушка, Анна Фед. Разумовская или Елиз. Федор. Акинфиева — охотницы гордиться «столбовой» родней.

Трое из бульварных лиц – хлыщи, рисовавшиеся на Тверском бульваре и, выдававшие своих любовниц за сестер, кузин и пр.

Тот черномазенький... – некто Сибилев, прихлебатель московских гостиных и посетитель чужих лож в театре. («Рус. Арх.» 1874, 2, стран. 487).

Тугоуховский, князь и его семья – будто бы Шаховские, но это неверно. «Я предупреждала Александра, говорила Д. А. Смирнову[17] сестра поэта, что он с комедией наживет кучу врагов себе, а еще более мне, потому что станут говорить, что семья Грибоедова указывала на оригиналы. — Да какие же оригиналы? — спросил он. — Помилуй, да ведь твои Тугоуховские разве не Шаховские? — Я твоих Шаховских и не знаю, — отвечал он». Шаховской, действительно, был глух и в ревматизме.

Удушьев – или Пестель[18], известный декабрист, или Якубович или даже князь П. А. Вяземский.

Фамусов – «почти бесспорно нарисован дядя автора Алексей Федорович Грибоедов»[19].

Хлестова – Настасья (или Аграфена) Дмитриевна Офросимова. Она принадлежала к самому высшему московскому кругу и была сильною и влиятельною личностью консервативного направления. Она отстаивала все, что было хорошего в её время, и осмеивала все дурное в новом поколении. Основательного образования она не получила; не была чужда страсти к знатности, чину и богатству. Но она была одарена от природы проницательностью, здравым, светлым русским умом и метким взглядом на обстоятельства и людей. Её откровенность и правдивость не знали границ, и потому её приговоры над личностями отличались беспощадностью. Сарказмы её были до того язвительны, что, добрая в душ и честная, она получила эпитет «злоязычной». Она выведена и в одной комедии гр. Растопчина, и в «Войне и мире» Толстого. По другим, это тетка поэта, дочь которой будто изображена в лице Натальи Дмитриевны.

Хрюмины жили в то время (1816—1822) около Арбата, в своем доме, недалеко от известного дома Рюмина.

Чацкий – Пушкин, а вслед за тем Гарусов, видели в Чацком черты Чаадаева. А. Н. Веселовский в Чацком видит самого Грибоедова. По свидетельству Бегичева, «ничего подобного истории Чацкого с Софьей не было», но «речей Чацкого, его стремлений и понять нельзя без помощи постоянного сличения с оригиналом». В своей работе А. П. Кадлубовский отмечает «черты сходства между поэтом и его героем». Любовь к правде, естественности, свободе в искусстве Грибоедова г. Кадлубовский ставит в связь «с его любовью к правде, простоте, с нерасположением ко всякой фальши и деланности и в жизни. Эта правдивость и все обусловливаемые ею черты составляли самое выдающееся свойство характера Грибоедова.

«Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду; он мог сам обманываться, но обманывать никогда», говорит о Грибоедове один из его друзей[20]; современники удивлялись его благородству, прямоте, искренности; таков и Чацкий, возмущающийся всякою лестью и необдуманно смело и откровенно высказывающийся перед окружающими людьми; припоминаем интересный для характеристики Чацкого момент, когда он, говоря с Софьей в 3-м действии комедии о Молчалине, хочет подавить свои чувства, говорить спокойно и рассудительно, но не выдерживает, — черта, тонко подмеченная и прекрасно изображенная поэтом.

У обоих, у Грибоедова и у Чацкого, мы видим горячую любовь к правде в самом широком нравственном значении этого слова: везде у Грибоедова видно высокое уважение человеческого достоинства н способность видеть в человеке прежде всего человека, самая искренняя и глубокая гуманность, величайшая справедливость, горячая любовь к людям и желание им добра, желание, переходящее и в дело; доброе, любящее сердце у него и в «личных отношениях; на любви к людям основана и его глубокая преданность общественным интересам; Грибоедов горячий сторонник и поборник свободы; он враг всего, что противоречит его идеалу правды, понятию человеческого достоинства: он с презрением относится к мелочным интересам, узким и эгоистическим, которые наблюдает у людей, негодует на господство их в окружающей жизни, на её пошлость, косность и ничтожность; он ненавидит всеми силами своей души рабство (ненавидит самое слово раб по его собственному признанию[21]), презирает сословные предрассудки, внешние отличия, иронизирует над ними; любит простоту жизни, порицает роскошь. Человек серьёзно образованный, он предан интересам просвещения, является горячим его поборником; он негодует на тех, которые «хотели бы оставить наш народ в младенчестве»[22].

Мы отметили уже у Грибоедова особенный, глубокий интерес к историческим занятиям, главным образом его серьёзное изучение отечественной истории; эти занятия хорошо гармонировали с тем патриотическим настроением, которое охватило после войны 1812 г. лучших русских людей; Грибоедов до конца жизни полон горячей любви к родине,[23] пламенно желает её процветания и, насколько хватает сил, служит ей; исторические занятия, в свою очередь, поддерживали этот патриотизм; они развивали серьёзное отношение и любовь к прошлому, уважение к историческим заветам минувших времен народной жизни; во многом являясь предшественником последующих славянофилов, только не доводя своих мыслей до такой ясной формулировки, Грибоедов желает родной стране и её народу постоянного развития, прогресса, но не разрывающего с прошлым, а развития органического, в духе жизненных начал этого прошлого, начал, сохранение которых Грибоедов, опять сближаясь со славянофилами, готов был искать в простом народе; в нем он готов был усматривать носителя начал здоровой жизни и самобытной цивилизации; в его жизни Грибоедову чуялась желанная ему простота и правдивость[24]; и эта любовь к народу является еще одной, ярко выдающейся у Грибоедова, чертой; да и самая его гуманность, чувство любви к людям, участие к низшим и слабейшим должны были заставить его любить народ, особенно в виду современного его положения, далеко не облегчавшего Грибоедову возможности изгнать из своего словаря ненавистное ему слово раб.

И все вышеуказанные черты сквозят или прямо выражены и в речах главного героя Грибоедова.[25] У них общее мировоззрение, общие черты характера; и недостатки у них обоих сходны: гордость, слишком, однако, оправдываемая и извиняемая условиями жизни и качествами окружающей среды: вспыльчивость и раздражительность; мало у обоих благоразумной рассудительности, такта[26]. Но этого сходства мало; и выразителем своего характера и мировоззрения сделал Грибоедов Чацкого потому, что прежде всего в положении Чацкого он воплотил свою жизнь, свое положение в окружающей его сред и свое к ней отношение; оттого невольно он передал Чацкому и свои личные черты.

Изучение биографии Грибоедова не оставляет никакого сомнения в автобиографическом значении комедии; таково значение того положения, которое занимает Чацкий в обществе: ведь, это самого Грибоедова возили ребенком на поклон к «Нестору[27] негодяев знатных», его дяде, который послужил оригиналом для Фамусова, и портрет которого был, кроме того, и прямо набросан Грибоедовым в статье: «характер моего дяди»[28]; ведь он сам испытал гнет родственной среды, гнет условных предрассудков, фальши и невежества окружавшей его жизни, он выстрадал сам тот горячий протест против зла и мрака, тот пламенный призыв к добру и свету, свободе и правде, который звучит в каждой фразе его героя; ведь он сам, с детства страдавший от сознания общественной неправды, так же горячо, как и Чацкий, возмущался ею и раздражался, и при этом порою так же, не взвешивая всех условий, без надлежащей осторожности; так возмущался он искренней, двуличной политикой персов и, наконец, жизнью заплатил за свою резкую борьбу с нею.

Весьма интересный анекдот[29] передает даже, будто той сплетне о сумасшествии, которая нанесла последний и тяжелый удар Чацкому, подвергся в Москве сам Грибоедов. История создания «Горя от ума», насколько она теперь выяснена, противоречит такому показанию об автобиографическом значении развязки комедии, но оно характерно для нас теме, что свидетельствует, что за Чацким чувствовался Грибоедов, как в представлении самого общества творец был отожествлен со своим созданием».

Чахоточный – представитель типа Магницкого, известного гонителя просвещения в 20-х годах.

Федор, князь («Горе от ума»). – Уп. л. Родственник княгини Тугоуховской. Учился в Петербурге в педагогическом институте, «и вышел, хоть сейчас в аптеку в подмастерьи!» По словам княгини, «от женщин бегает», «чинов не хочет знать», — «он химик, он ботаник».

По свидетельству Т. П. Пассек, в князе Федоре выведено действительное лицо, «умный, образованный, ученый, известный под названием «Химика», Алексей Александрович Яковлев. Получив наследство по смерти отца, известного деспота и самодура, он «уменьшил наполовину тяжелый оброк, наложенный его отцом на крестьян, простил недоимки и даром отдал рекрутские квитанции, которые отец его продавал им, отдавая дворовых детей в солдаты» (Воспоминания Т. П. Пассек. Спб., изд. Маркса, т. 1, гл. 11).

О нем же Герцен[30] «Былое и думы», т. II, стр. 80 и след.

1. Источник: Прототипы действующих лиц в комедии «Горе от ума» // Литературные типы Грибоедова / Под ред. Н. Д. Носкова. – Петербург: Всходы, [1909]. – С. 89–93. – (Слов. лит. типов; Т. 3, вып. 6). (вернуться)

2. Катенин Павел Александрович (1792–1853) – русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской АН (1841). Член «Союза спасения». Гражданская поэзия 1810–1820-х гг. в духе декабристского романтизма. Трагедия «Андромаха» (1809–1819, поставлена 1827); комедия «Студент» (1817, совместно с А. С. Грибоедовым), переводил трагедии Ж. Расина, П. Корнеля. (вернуться)

3. Якубович Александр Иванович (1792 или 1798–1845) – корнет лейб-гвардии уланского полка, декабрист, в 1826 г. осужденный в каторжные работы в Сибири, стрелялся с Грибоедовым в Тифлисе в 1818 г. (вернуться)

4. Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) – князь, русский поэт, литературный критик, академик Петербургской АН (1841). В ранней лирике – сочетание гражданских традиций 18 в. и «легкой поэзии». С 1840-х гг. – поэзия воспоминаний, трагические мотивы; придерживался консервативных общественных взглядов. Мемуары («Старая записная книжка»). (вернуться)

5. Шимановский Н. В. (1800–1875) – офицер Отдельного Кавказского корпуса, автор воспоминаний. (вернуться)

6. Бегичев Степан Никитич (1785 или 1790–1852 или 1859) – с 1823 г. полковник в отставке, член «Союза благоденствия», ближайший друг Грибоедова с 1813 г. (вернуться)

7. Оболенский Евгений Петрович (1796–1865) (Абаленский Евгений Петрович) – князь, декабрист, поручик, член «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Один из основателей Северного общества, член его Верховной Думы. Республиканец. Начальник штаба восстания 14 октября 1825 г. Приговорен к вечной каторге, с 1826 г. в Нерчинских рудниках, с 1839 г. на поселении в Иркутской и Тобольской губерниях. Участник подготовки крестьянской реформы 1861 г. Автор «Воспоминаний». (вернуться)

8. Завадовский Александр Петрович (1794 –1856) – граф, камер-юнкер, офицер, убивший В. В. Шереметева , к которой имел отношение и Грибоедов. (вернуться)

9. Завалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) – лейтенант 8-го флотского экипажа, участник кругосветного плавания под командованием адмирала Лазарева (1822–1824 гг.), декабрист, автор записок. (вернуться)

10. Якушкин Иван Дмитриевич (1793–1857) – декабрист, капитан в отставке. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов. Один из учредителей «Союза спасения», член «Союза благоденствия» и Северного общества. Приговорен к 20 годам каторги. (вернуться)

11. Волконская Зинаида Александровна (1792–1862) (Белосельская-Белозерская Зинаида Александровна) – княгиня, русская писательница.
Салон Волконской в Москве посещал в 1826–1827 гг. А. С. Пушкин. Стихи, поэмы, повести на русском, французском, итальянском языках. (вернуться)

12. Петрозилиус Иван Данилович (1776–?) (Иоганн-Бернгард Петрозилиус) – писатель, преподаватель немецкого и латинского языков, воспитатель и учитель Грибоедова. (вернуться)

13. Шатилов Николай Александрович – сослуживец Грибоедова по Иркутскому гусарскому полку, картежник, зять Алябьева. (вернуться)

14. Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) – русский религиозный философ.
Участвовал в Отечественной войне 1812 г., в 1821 г. принят в Северное общество декабристов, в 1823–1826 гг. за границей.
Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства. В «Философических письмах» высказал критическое отношение к русской истории, в том числе к православию, самодержавию, крепостничеству; за публикацию первого из писем (1836 г.) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837 г.) выразил веру в историческую будущность России. (вернуться)

15. Паскевич Иван Фёдорович (1782–1856) – граф Эриванский (1828 г.), светлейший князь Варшавский (1831 г.), русский генерал-фельдмаршал (1829 г.). Был близок к императору Николаю I. В 1827–1830 гг. наместник на Кавказе, главнокомандующий на Кавказе во время русско-иранской и русско-турецкой войн, с 1831 г. наместник царства Польского. Руководил подавлением Польского восстания 1830–1831 гг. и Венгерской революции 1848–1849 гг. В Крымскую войну командовал войсками на Дунае (1853–1854 гг.). (вернуться)

16. Кологривова Прасковья Юрьевна (1762–1846) (Трубецкая Прасковья Юрьевна) – урожденная Трубецкая, мать В. Ф. Вяземской. (вернуться)

17. Смирнов Дмитрий Александрович (1819–1866) – дальний родственник и биограф Грибоедова. (вернуться)

18. Пестель Павел Иванович (1793–1826) – декабрист, полковник, командир Вятского полка. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», организатор Тульчинской управы, основатель и директор Южного общества декабристов. Республиканец. Автор «Русской правды». Арестован (по доносу) 13 декабря 1825 г. Повешен 13 июля. (вернуться)

19. Грибоедов Алексей Фёдорович (1769–?) – дядя писателя. (вернуться)

20. А. А. Бестужев. «Отеч. Зап.» 1860 г., № 10. Знакомство Бестужева с Грибоедовым. Срв. у Шляпкина, соч. Грибоедова, т. 1, хронологическая канва, стр. XXV. [См. „Список», стр. 94. Ред.]. (вернуться)

21. «По духу времени и вкусу я ненавижу слово: раб». (Соч. II, 401). (вернуться)

22. I, 203 (В. В. Одоевскому, 1825). (вернуться)

23. См. напр. Воспоминания Булгарина в «Сыне Отечества» 1830, № 1 (ср. у Шляпкина, 1, XXXIII). (вернуться)

24. Эти черты особенно выразились в статье «Загородная поездка» (1, 107). (вернуться)

25. Речи Чацкого слишком общеизвестны: укажем здесь хотя бы на монологи его во 2-м действии комедии («И точно начал свет глупеть» и «А судьи кто?». Соч. 11, 248, 259), в 3-м действии («В той комнате незначащая встреча»... Соч. 11, 310) и др. (вернуться)

26. Вспомним хотя бы письмо Грибоедова Булгарину 1824 г. (Соч. 1, 192), поступок его с литератором Федотовым, рассказанный Каратыгиным (там же 1, Х19), свидетельства знавших его о его самолюбии (напр. Шимановского, «Рус. Арх.» 1895, 11 и соч. Грибоедова, 1, XXIX). Подобным характером отличается и поведение Чацкого. (вернуться)

27. Нестор (1056–1114) – древнерусский писатель, летописец XI – нач. XII в., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет». (вернуться)

28. Сочинения, т. 1. стр. 153. (вернуться)

29. «Русская Стар.» 1878, № 3, стр. 546.
Нам не приходилось в литературе о Грибоедове встречать указания на этот рассказ. Между тем он весьма интересен именно тем, что указывает лишний раз на сближение в сознании общества Грибоедова и Чацкого. (вернуться)

30. Герцен Александр Иванович (1812–1870) – российский революционер, писатель, философ.
Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845–1846) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841–1846), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848).
С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848–1849 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863–1864. Умер в Париже, могила в Ницце.
Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852–1868) – один из шедевров мемуарной литературы. (вернуться)

31. Портрет носит эскизный характер. Грибоедов изображен в 3/4 вправо, в шинели с высоким воротником. По сравнению с портретом работы М. Теребенева, написанным в 1825 г., Грибоедов здесь выглядит старше, с заметно поредевшей шевелюрой. Это позволяет отнести дату написания портрета к последнему периоду жизни писателя, времени его приезда в Петербург весной 1828 г., когда и друзья писателя, и сам Грибоедов замечали происшедшую в его облике перемену.
«Я там (в Персии), – говорил Грибоедов, по воспоминаниям К. Полевого, – состарился, не только загорел, почернел, почти лишился волос на голове, но и в душе не чувствую прежней молодости».
Принадлежность портрета кисти художника Горюнова не доказана. Сведений о художнике нет.
Портрет поступил в Пушкинский Дом Академии Наук в 1919 г. от В. П. Всеволожского, потомка друга Грибоедова А. В. Всеволожского.
Атрибуция портрета: Грибоедов А. С. Полное собрание сочинений: [В 3 т.]. – СПб.: Изд. Разряда изящной словесности Имп. акад. наук, 1917. – (Акад. б-ка рус. писателей;.). – Место изд. 3 т.: Пг. Т. 2 / Под ред. и с примеч. Н. К. Пиксанова. – 1913. – Вклейка между сс. IV и 1. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика