Художественный мир романтизма. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Портрет Э. T. А. Гофмана
работы В. Гензеля. 1821
 
 
 
 
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНТИЗМА


4 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 25. Художественный мир романтизма

Урок 26. Э. Т. А. Гофман. Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Урок 27. Поэзия Дж. Г. Байрона

Урок 28. Поэзия Э. А. По


УРОК 25
Художественный мир романтизма

Задачи:
обогатить представления учащихся о романтизме как литературном направлении; выявить характерные черты художественного мира романтизма.
Основные виды деятельности: работа с учебником; конспектирование; устные сообщения учащихся; чтение поэтических фрагментов; ответы на вопросы; прослушивание музыкальных фрагментов; работа с репродукциями картин.
Термины: направление, классицизм, романтизм, реализм, романтическое двоемирие.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока,

посвящённого обзору зарубежной литературы первой половины XIX века и художественному миру романтизма, который знаком девятиклассникам по уже изученным произведениям русских и зарубежных писателей.

II. Беседа с учащимися:

1. Каковы ваши представления о романтике?

2. Романтика и романтизм — это одно и то же?

3. Кого из писателей-романтиков вы знаете? Какие романтические произведения вы читали?

Романтикой обычно называют возвышенный эмоциональный мир личности, возвышенные умонастроения. С таким пониманием сближается расширительное толкование термина романтизм, которое дал В. Г. Белинский:

«В теснейшем и существеннейшем своём значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека заключается таинственный источник романтизма; чувство, любовь есть проявление или действие романтизма, и поэтому почти всякий человек — романтик».

III. Лекция учителя с элементами беседы.

По ходу лекции учащимися ведётся запись её плана:

1. Понятие романтизм. Романтизм как метод и направление.
2. Предпосылки возникновения романтизма.
3. Особенности романтического мировосприятия и характерные черты художественного мира романтизма.
4. Романтический герой, романтический идеал.
5. Романтизм и классицизм.
6. Романтизм и реализм.

Определение термина романтизм записывается в тетрадь.

Для истолкования термина романтизм можно обратиться к высказываниям теоретиков эстетики романтизма братьев Августа и Фридриха Шлегелей.

А. Шлегель писал:

«Изобрели для обозначения своеобразного характера современного искусства, в противоположность античному, или классическому, название романтизм. Этот термин нельзя назвать неудачным: он происходит от слова romance, от названия народных языков, образовавшихся путём смешения латинского с древненемецкими диалектами».

В данном определении важно обратить внимание на противопоставление романтического искусства античному. Романтическое искусство трактуется как искусство, созданное на живых, народных (а не мёртвых, классических) языках в новое время.

Далее обращаемся к краткому словарю литературоведческих терминов, записываем в рабочую тетрадь определение романтизма.

IV. Самостоятельная работа
с учебником, чтение и конспектирование статьи «Художественный мир романтизма», содержание которой закрепляется в ходе беседы с учащимися:

1. Каковы предпосылки возникновения романтизма?

2. Какие особенности романтического мировосприятия отмечены в статье учебника?

3. Какие характерные особенности романтического героя вы можете назвать?

На примере ранее изученных произведений учащиеся делают вывод о главной черте романтического искусства — «резком разрыве между идеалом и реальной действительностью. Окружающий мир враждебен человеку, бесчеловечен. Ему может быть противопоставлено, с точки зрения романтиков, „прекрасное царство духа, идеальное содержание жизни“, которое проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной, одухотворённой, самоотверженной дружбе и любви, в воображаемом светлом мире, где человек свободен и счастлив и где вся окружающая среда для него — не враждебная, а родная» (Ванслов В. В. Эстетика романтизма. — М., 1966. — С. 53).

4. Охарактеризуйте известных вам романтических героев. Какие черты им присущи?

Романтический герой всегда противостоит враждебному миру, прекрасную мечту ставит выше реальности. Он всегда носитель идеала, личность духовно богатая, разносторонне одарённая. 5. Как разрешается в известных вам произведениях конфликт романтического героя с обществом?

Либо герой погибает, оставаясь верным своему идеалу, либо общество выталкивает его, лишает возможности осуществить идеал.

V. Самостоятельная работа учащихся,
составление таблицы.


Классицизм и романтизм
 
Классицизм
Романтизм
Центральные категории эстетики
Разум, образец, вкус
Идеал, мечта, романтическое двоемирие, романтическая ирония, фантастика
Конфликт
Столкновение разума, долга и чувства, страсти
Разрыв идеала и действительности, мечты и реальности
Общий взгляд на мир
Вечность и неизменность мира.
Утверждение вечности и неизменности эстетического идеала (Античность) и вкуса
Возможность изменения мира, его преобразования.
Мироздание строго разделено на духовную и физическую сферы.
Присутствие рядом с обыденной жизнью мира фантастического, мифологического
Герой
Герой, который повинуется долгу
Исключительный герой, действующий в исключительных обстоятельствах
Требования к жанру
Строгая иерархия и чистота жанров
Смешение жанров, синтез искусств


VI. Работа с кратким словарём
литературоведческих терминов,

помещённым в учебнике (сравнение понятий реализм и романтизм).

На этом этапе урока можно познакомить школьников с высказыванием Ф. Шлегеля:

«Только романтическая поэзия, подобно эпосу, может быть зеркалом всего окружающего мира, картиной эпохи. Она способна парить на крыльях поэтической рефлексии между изображаемым и изображающим, свободная от всякого реального и идеального интереса, потенцируя эту рефлексию всё время заново и как бы умножая её в бесчисленном множестве зеркальных отражений. Она способна к высочайшему и многостороннему развитию не только на пути от внутреннего к внешнему, но и на обратном пути. Она одна бесконечна и свободна и основным своим законом признаёт произвол поэта, который не должен подчиняться никакому закону. Романтический жанр поэзии — это единственный, который представляет собой нечто большее, нежели отдельный жанр. Он является самой поэзией как таковой, ибо в известном смысле всякая поэзия есть и должна быть романтической».

Какие важнейшие признаки романтического искусства названы в приведённом определении? Автор отмечает правдивость («зеркало всего окружающего мира», «картина эпохи»), свободу творчества, универсальность охвата жизни романтиком.

Данные признаки могут вызвать у школьников вопросы.

Сравним выделенные Ф. Шлегелем черты романтизма с признаками реализма. Следует учесть, что приведённое суждение принадлежит романтику, с точки зрения которого романтизм — способ отражения преображённой действительности. «Искусство есть не изображение реальной действительности, а искание идеала правды» (Ж. Санд). Поэтому для литературы романтизма характерно противопоставление мира реального миру чудесному, фантастическому.

Активизации деятельности учащихся на уроке способствует привлечение смежных видов искусства. Это позволяет решить и дидактические задачи: показать особенности романтизма как направления в живописи (на примере произведений Э. Делакруа и др.) и музыки (Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).

VII. Сообщения учащихся
«Романтизм в музыке», «Романтизм в живописи»
(отчёты о выполнении индивидуальных домашних заданий), прослушивание музыкальных фрагментов, работа с репродукциями картин.

VIII. В заключительном слове
учитель подведёт учащихся к выводу о непреходящем значении романтизма в мировой культуре:

«Романтическое искусство… выдвинуло высокий гуманистический идеал и учило быть верным ему, вопреки чуждой, неумолимо разбивающей его действительности, вопреки трудностям, стоящим на пути его реального осуществления. Оно воспело высоту, силу, могущество человеческого духа. Оно умело мечтать о красоте и счастье людей, отлетая от низменных свойств реальности и воспитывая в людях человечность. Оно призывало к любви и самоотверженности, учило состраданию несчастьям, сочувствию горю» (Ванслов В. В. Эстетика романтизма. — М., 1966. — С. 367).

IX. Домашнее задание:

1) прочитать статью учебника «Эрнст Теодор Амадей Гофман»;
2) прочитать полный текст новеллы «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» и ответить на вопросы 1—4, 6 учебника (вопросы распределяются по группам).

Индивидуальные задания:
1) подготовить сообщение о Гофмане;
2) подготовить реферат «Фольклорные традиции в литературе немецкого романтизма» (рубрика учебника «Опыт исследования»);
3) выполнить индивидуальное задание 5 учебника.


УРОК 26
Э. Т. А. Гофман.
Новелла
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Задачи:
познакомить учащихся с личностью Э. Т. А. Гофмана и его новеллой «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»; представить информацию о своеобразии немецкого романтизма; показать на примере новеллы особенности романтического художественного мира.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов художественного текста; ответы на вопросы; исследовательская работа; письменный ответ на вопрос о способах выражения авторской позиции; работа с иллюстрациями; анализ рецензий.
Термины: романтизм, фольклор, романтическая новелла, сказка, романтический художественный мир, романтическая ирония, гротеск, романтическое двоемирие.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока,

на котором предполагается знакомство с фрагментом новеллы Э. Т. А. Гофмана, дающей наглядный материал для выводов об особенностях художественного мира романтического произведения. Важно учесть, что девятиклассникам могут быть знакомы и другие произведения немецкого писателя-романтика (например, по их художественным интерпретациям).

II. Лекция учителя
о национальном своеобразии немецкого романтизма.


План лекции учащиеся записывают в тетрадях:

1. Исторические особенности Германии, обусловившие своеобразие немецкого романтизма.
2. Теоретические концепции романтического искусства в трудах немецких романтиков.
3. Периодизация немецкого романтизма.

Социально-исторические особенности раздробленной Германии, осознание необходимости создания единого государства объясняли повышенный интерес немецких писателей к прошлому: национальной истории и национальному фольклору (балладе, сказке). Поэтому такое важное место в наследии романтиков занимает художественная обработка фольклорного материала, опыты имитации баллад и народных сказок.

Своеобразным способом ухода от неприглядной действительности стало конструирование воображаемого мира (идеализация исторического прошлого или создание мистического, фантастического мира).

III. Сообщение ученика
«Фольклорные традиции
в литературе немецкого романтизма»

(отчёт о выполнении индивидуального задания).

IV. Сообщение ученика
о жизни и творчестве Э. Т. А. Гофмана

с использованием слайд-презентации.

В сообщении важно подчеркнуть многосторонность натуры Гофмана (поэта, музыканта, живописца, юриста), во многом предопределившую глубочайшую драму жизни.

Общественный уклад современной Гофману жизни был пронизан филистерским началом. Необходимо дать объяснение слову филистер (мещанин, обыватель, не обременённый духовными запросами). Сам писатель делил общество на «музыкантов» (людей творчества, высоких идей) и «просто хороших людей» (филистеров), верил в преобразующую силу искусства.

V. Чтение начала новеллы
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

и беседа с целью выявления первичного восприятия учащимися произведения:

1. Какое впечатление на вас произвела новелла?
2. Что показалось необычным?
3. Какие приметы романтизма вы отметили?

VI. Аналитическая работа
на основе вопросов и заданий учебника (проверка домашнего задания).

Весь её ход должен подготовить школьников к успешному выполнению письменного задания — ответа на вопрос о способах выражения авторской позиции в новелле.

Круг основных вопросов
для обзорного рассмотрения новеллы:


1) особенности содержания;
2) особенности романтической фантастики в новелле, её связь с гротеском, гиперболой;
3) заглавный образ произведения;
4) смысл финала новеллы.

Дополнительные вопросы и задания:

1. В чём необычность содержания гофмановской новеллы? О каких социальных проблемах говорится в произведении?

2. Каково авторское отношение к изображаемому?

3. Вспомните об уподоблении романтиками романтического искусства зеркалу. Какие реальные приметы эпохи отразились в кривом зеркале сатиры?

Мы видим в сказке сатирическое изображение социальных и политических уродств жизни, получивших однозначно негативную авторскую оценку. В образах правителей Пафнутия, Барсануфа, профессора Моша Терпина воплощены искажённые представления о ценности человека. Средством изображения политических реалий современности в новелле Гофмана становится гротеск, тесно связанный с романтической фантастикой.

4. Что помогает писателю увидеть и запечатлеть жизнь в её многообразии?

Поиски ответа на этот вопрос подведут учащихся к определению понятия романтическая ирония.

Так, Ф. Шлегель писал о том, что «ирония подсмеивается над всем миром»: «В ней всё должно быть шуткой и всё всерьёз, всё чистосердечным, откровенным и всё глубоко скрытым», «ирония — это ясное сознание вечной подвижности, бесконечно полного хаоса».

5. Охарактеризуйте заглавный образ произведения. Обратите внимание на выбор имени и прозвища Цахеса: в переводе с немецкого языка zach — робкий, запуганный; Zinnober — киноварь (краска), нелепость, бессмыслица. Докажите, что основой создания образа заглавного героя является гротеск. Вспомните другие примеры литературных произведений, в которых используется этот приём.

Цахес — порождение и олицетворение абсурдной среды, в которой нормой становится присвоение чужих достоинств недостойными. Приём гротеска часто используется в сатирической литературе. Учащимся знакомы произведения Дж. Свифта, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. А. Булгакова.

6. Какова основная идея новеллы Гофмана?

В предисловии к «Принцессе Брамбилле» Гофман писал: «Целого арсенала нелепостей и чертовщины ещё недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел, основанный на каком-нибудь философском взгляде на жизнь».

Сравните разнообразные трактовки основной идеи «Крошки Цахеса…» и выразите своё отношение к ним:

1) насмешка над обществом, в котором имеет значение лишь видимость, а не действительные заслуги;
2) разоблачение власти золота, символизируемой золотыми волосками на голове Цахеса;
3) критика несправедливого и неравномерного распределения материальных и духовных благ в собственническом обществе;
4) саморазоблачение мира просвещённости, который принимает за истину как раз то, что на самом деле выявляет себя как фантасмагория.

7. Какие фантастические образы вам запомнились? Каковы функции фантастики в новелле Гофмана?

Фантастика становится формой освоения действительности в её абсурдности, запутанности и противоречивости.

«То, что несло с собой явление, художественно реализованное в образе Цахеса, представлялось автору уродливым, ненормальным, но необъяснимым. Поэтому чудесное свойство Цахеса рисуется им как следствие некоего волшебства, как дар феи, сжалившейся над несчастным уродцем. Необъяснимость реального противоречия жизни вылилась в форму фантастики, типичной категории романтического метода» (Ботникова А. Б. Немецкий романтизм — диалог художественных форм. — Воронеж, 2003).

8. Перечитайте внимательно финал новеллы. В чём его смысл? Каково авторское отношение к Бальтазару?

VII. Письменный ответ на вопрос:
«Каковы способы выражения авторской позиции в новелле Э. Т. А. Гофмана „Крошка Цахес, по прозванию Циннобер“?»

VIII. Подведение итогов,
знакомство с творческими интерпретациями новеллы «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Можно рассмотреть иллюстрации К. Ф. Тиле к первому изданию новеллы, а также работы художника С. А. Алимова, предложить учащимся подобрать музыкальные фрагменты, которые можно было бы использовать при подготовке экранизации новеллы.

В заключительном слове учитель расскажет о современных постановках гофмановской новеллы (например, в Театре им. Моссовета).

IX. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью «Джордж Гордон Ноэл Байрон» и фрагмент поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда»;
2) ответить на вопрос 1 учебника.

Индивидуальное задание:
подготовить сообщение (или презентацию) «Байрон и русская литература».

Следующие уроки: Урок 27. Поэзия Дж. Г. Байрона >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика