Под крышей промерзшей пустого жилья... Ахматова А. А.
ЛИТЕРАТУРА
 
 Главная
 
А. А. Ахматова.
Фото начала 1920-х гг.
 
 
 
 
 
 
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)
Под крышей промерзшей пустого жилья...[1]
 
* * *

Под крышей промерзшей пустого жилья
Я мертвенных дней не считаю,
Читаю посланья Апостолов я,
Слова Псалмопевца читаю.
Но звезды синеют, но иней пушист,
И каждая встреча чудесней, –
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.[2]

Зима 1915, Царское Село

Источник: Ахматова А. Сочинения: В 2 т. – М.: Художественная литература, 1986.


1. "Под крышей промерзшей пустого жилья..." – опубл.: 1916, «Альманах муз» (среди участников «Альманаха...» – И. Анненский, А. Герцык, Г. Иванов. Б. Садовской, М. Цветаева и др.).
Стихотворение входит в сборник «Белая стая», вышедший в издательстве «Гиперборей» в сентябре 1917 года.
См. сборник «Белая стая» полностью на сайте "К уроку литературы".
В этом восьмистишьи настроение сосредоточенного покоя и отречения воспроизводится сухим перечислением фактов: место, где поэт живет, книги, которые он читает. (вернуться)

2. Песнь Песней – это одна из тех пяти книг (свитков) Библии, которые читаются в синагогах по праздникам. Книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. Была включена в Св. Писание позже всех других.
"...не прообразы любви небесной, видимые, согласно христианскому вероучению, «как бы сквозь тусклое стекло», проясняет поэт через образцы любви в этом мире, а как раз психологические, чувственные, «всем понятные» стороны любви плотской, пусть и самой возвышенной. Читаются Апостольские послания, Псалтирь – и вообще, Ахматова знала Библию превосходно, ориентировалась в ней свободно, нужное место находила сразу – но распахнуться книга сама готова на Песни Песней, лирико-драматической поэме, описывающей любовь пастушки и царя и внешне не отличающейся от светской", – пишет А. Найман (Рассказы о Анне Ахматовой. 1989. – С. 53). (вернуться)
__________________________

О стихотворении А. А. Ахматовой
"Под крышей промерзшей пустого жилья..."

А. С. Серопян, Т. В. Гоголева
Мотив «Песни песней» как доминанта
творчества Анны Ахматовой (фрагменты статьи)


Распознавание и интерпретация религиозных мотивов и образов Анны Ахматовой осложняется тем, что почти все они намеренно завуалированы автором и присутствуют в тексте в виде зашифрованных отсылок. Причина ясна – религиозное целомудрие поэта, никогда не выставляющего напоказ свою религиозность, как глубоко сокровенные переживания. Hелигиозное целомудрие являлось важнейшей эстетической установкой акмеистов, чему свидетельство программная статья Николая Гумилёва. <...>

В сборнике «Белая стая» присутствуют мотивы Божьего благословения любви, которая осмысляется как чувство, дарованное Богом. Как и в предыдущем сборнике, обнаруживаются лексемы единого тематического поля: «религия», «церковь», «молить», «молитва», «Престол», «Креститель», «храм», «Бог», «венчаться», «ангел» (например: «Божий ангел, зимним утром...», «Первый луч — благословенье Бога...», «Долго шел через поля и села», «Выбрала сама я долю...» и др.). Неземное, божественное происхождение любви в лирическом «Я» утверждается упоминанием о Песне Песней:

А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.

Устойчивость образного мотива совершенно очевидна: зубчатость листьев клена, пусть даже отдалённо, напоминает форму сердца. Посредством этого образа Ахматова переплетает в единое целое, под одной обложкой, книгу Духа и книгу Природы, чем еще более усиливается мотив Песни Песней с её садами Ваал-Гамона.

Источник: Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник / Сост. и науч. ред. Г. М. Темненко. – Вып. 9. – Симферополь: Крымский Архив, 2011. – 336 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика