1. "Под крышей промерзшей пустого жилья..." –
опубл.: 1916, «Альманах муз» (среди участников «Альманаха...» – И. Анненский, А. Герцык, Г. Иванов. Б. Садовской, М. Цветаева и др.).
Стихотворение входит в сборник «Белая стая», вышедший в издательстве «Гиперборей» в сентябре 1917 года.
См.
сборник «Белая стая» полностью на сайте "К уроку литературы".
В этом восьмистишьи настроение сосредоточенного покоя и отречения воспроизводится сухим перечислением фактов: место, где поэт живет, книги, которые он читает.
(
вернуться)
2. Песнь Песней – это одна из тех пяти книг (свитков) Библии, которые читаются
в синагогах по праздникам. Книга, входящая в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета. Была включена в Св. Писание позже всех других.
"...не прообразы любви небесной, видимые, согласно христианскому вероучению, «как бы сквозь тусклое стекло», проясняет поэт через образцы
любви в этом мире, а как раз психологические, чувственные, «всем понятные» стороны любви плотской, пусть и самой возвышенной.
Читаются Апостольские послания, Псалтирь – и вообще, Ахматова знала Библию превосходно, ориентировалась в ней свободно, нужное место находила
сразу – но распахнуться книга сама готова на Песни Песней, лирико-драматической поэме, описывающей любовь пастушки и царя и внешне не отличающейся
от светской", – пишет А. Найман (Рассказы о Анне Ахматовой. 1989. – С. 53). (
вернуться)
__________________________
О стихотворении А. А. Ахматовой
"Под крышей промерзшей пустого жилья..."
А. С. Серопян, Т. В. Гоголева
Мотив «Песни песней» как доминанта
творчества Анны Ахматовой (фрагменты статьи)
Распознавание и интерпретация религиозных мотивов и образов Анны Ахматовой осложняется тем, что почти все они
намеренно завуалированы автором и присутствуют в тексте в виде зашифрованных отсылок. Причина ясна – религиозное
целомудрие поэта, никогда не выставляющего напоказ свою религиозность, как глубоко сокровенные переживания. Hелигиозное целомудрие являлось важнейшей эстетической
установкой акмеистов, чему свидетельство программная статья Николая Гумилёва. <...>
В сборнике «Белая стая» присутствуют мотивы Божьего благословения любви, которая осмысляется как чувство,
дарованное Богом. Как и в предыдущем сборнике, обнаруживаются лексемы единого тематического поля: «религия», «церковь», «молить», «молитва», «Престол»,
«Креститель», «храм», «Бог», «венчаться», «ангел» (например: «Божий ангел, зимним утром...», «Первый луч
— благословенье Бога...», «Долго шел через поля и села», «Выбрала сама я долю...» и др.). Неземное, божественное
происхождение любви в лирическом «Я» утверждается упоминанием о Песне Песней:
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.
Устойчивость образного мотива совершенно очевидна: зубчатость листьев клена, пусть даже отдалённо, напоминает
форму сердца. Посредством этого образа Ахматова переплетает в единое целое, под одной обложкой, книгу Духа и
книгу Природы, чем еще более усиливается мотив Песни Песней с её садами Ваал-Гамона.
Источник: Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник / Сост. и науч. ред. Г. М. Темненко. – Вып. 9. –
Симферополь: Крымский Архив, 2011. – 336 с.