Сны Лукерьи и их роль в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи»
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
К. А. Горбунова. 1872.
 
Иллюстрация В. А. Табурина
к рассказу И.С. Тургенева
«Живые мощи». 1890-е.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 34. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»

Урок 35. История Лукерьи

Урок 41. Сны Лукерьи и их роль в рассказе

Урок 37. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»

Урок 38. Стихотворение в прозе «Два богача»


УРОК36
Сны Лукерьи и их роль
в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи»

Задачи:
расширить представления учащихся о сюжете и внесюжетных элементах; проанализировать сны Лукерьи, показать их роль в раскрытии образа главной героини рассказа.
Основные виды деятельности: выразительное чтение и анализ фрагментов рассказа; объяснение деталей и символов.
Термины: сюжет, внесюжетные элементы, символ, деталь.

Этапы урока

I. Объявление темы урока и его задач,

которые связаны с формированием у учащихся навыков анализа снов как внесюжетных элементов и одного из важных средств раскрытия внутреннего мира и психологического состояния литературного героя.

Эта работа будет продолжена при изучении романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в 8 классе, романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе, романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» в 10 классе.

II. Вступительная беседа
о художественной функции снов
в литературных произведениях

подготовит к анализу снов героини рассказа «Живые мощи»:

1. Что такое сон и сновидение? Какую информацию о снах и сновидениях вы почерпнули из дополнительной литературы?
(Такая информация может быть почерпнута учащимися из электронной энциклопедии «Википедия», где представлен, помимо прочего, «Список знаменитых сновидений».)

2. Можете ли вы назвать произведения художественной литературы, в которых дано описание сна одного из персонажей?
(Семиклассники должны вспомнить страшный сон Светланы, героини одноимённой баллады В. А. Жуковского.)

3. Вспомните, какие сны снятся Лукерье. Сколько снов героини описано в рассказе? Найдите фрагменты, в которых героиня рассказывает о своих снах.

4. Как вы думаете, с какой целью писатели обращаются к изображению снов своих героев?

Итоги беседы могут быть сформулированы
в виде нескольких тезисов:


Сон в эпическом произведении, наряду с письмами, дневниками, воспоминаниями, относится к внесюжетным элементам. Изображение сна — это особый приём раскрытия психологии героя, сути происходящих событий, причём раскрытия не прямого, а опосредованного — через язык символов, деталей, знаков.

Сюжеты сновидений в образной, символической форме отражают основные мотивы и установки субъекта.

Сон имеет свою композицию, систему действующих лиц, пространство, время, место действия, собственное звучание и в то же время связан с общим сюжетом, определяется замыслом писателя, его желанием сказать нечто большее о герое.

III. Чтение и анализ снов героини,
выполнение задания 8 учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Сны по одной из классификаций делятся на страшные, вещие и сны-наказания. Какие сны видит героиня?

2. Обратите внимание на то, какой видит себя героиня в своих снах. В чём смысл противопоставления сна и реальности в рассказе?

Анализируя первый сон, важно остановиться на месте и времени действия, символике сна и её толковании самой Лукерьей: поле и рожь «высокая, спелая, как золотая»; «злющая-презлющая» собачка (болезнь); «васильки» и Вася; серп-месяц; Христос. Нужно отметить общее настроение, которым проникнут сон, обратить внимание на его цветовую гамму. Сон олицетворяет судьбу героини, её чистоту, духовность.

Во втором сне звучат мотивы общечеловеческого благодарения, искупления грехов, связи поколений, преклонения перед подвигом мужественного и самоотверженного сопротивления болезни. Важно обратить внимание учащихся на комментарий к этому сну («видения бывают одному духовному чину»). Лукерья воплощает собой образец святого, благочестивого поведения.

Третий сон прямо готовит нас к скорому уходу Лукерьи. Здесь символический смысл имеют образы дороги и котомки, образ смерти. Здесь же указан назначенный срок («После, мол, Петровок...»). В этом сне вновь показана чистота, открытость Лукерьи, её готовность смиренно следовать судьбе.

IV. Подведение итогов,
обобщение рассмотренного на уроке материала:

1. Что символизирует собой последовательность снов героини?

2. Что означает бессонница, которую испытывает героиня?

3. Какие важные жизненные вопросы помогают осмыслить сны Лукерьи?

4. Как связаны сны героини и реальность?

5. Почему сны Лукерьи можно считать пророческими?

6. Как описания снов Лукерьи помогают нам приблизиться к пониманию авторской позиции?

При подведении итогов обращается особое внимание на то, что Лукерья — верующий человек, что её сны наполнены христианской символикой.

V. Домашнее задание:

1) прочитать рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»;
2) подготовить выразительное чтение фрагмента рассказа, подобрать к нему живописные и музыкальные иллюстрации.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 4 учебника (письменно).

Следующие уроки: Урок 37. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика