История Лукерьи из рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи»
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
К. А. Горбунова. 1872.
 
Иллюстрация В. А. Табурина
к рассказу И.С. Тургенева
«Живые мощи». 1890-е.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 34. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»

Урок 35. История Лукерьи

Урок 36. Сны Лукерьи и их роль в рассказе

Урок 37. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»

Урок 38. Стихотворение в прозе «Два богача»


УРОК 35
История Лукерьи
из рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи»

Задачи:
закрепить навыки устного рассказа о литературном персонаже и о его истории, анализа и комментирования отдельных фрагментов произведения, высказываний персонажей.
Основные виды деятельности: устные рассказы учащихся; работа в группах; комментарии к цитатам; выразительное чтение фрагментов рассказа.
Термины: сюжет, речевая характеристика.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:

чтение учащимися высказываний известных критиков, писателей об особенностях творчества И. С. Тургенева.

Семиклассникам предлагаются, в частности, такие высказывания о творчестве писателя, которые можно связать с анализом и истолкованием рассказа «Живые мощи».

«...Верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, — всё это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его». (В. Г. Белинский.)

«Тургенев так глубоко заглядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает её и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует её лучшие мгновенья, что... благодатные слёзы не раз подступают к нашим глазам». (Н. А. Добролюбов.)

«Редко соединяются в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство. С другой стороны, не менее замечательное сочетание самой интимной реальности человеческой жизни и проникновенное понимание природы во всей её поэзии». (Ф. И. Тютчев.)

II. Устные рассказы учащихся «История Лукерьи»
и их обсуждение.


Следует обратить внимание на то, какие события из жизни героини, её описания и высказывания нашли отражение в рассказах семиклассников, оценить построение развёрнутых речевых сообщений.

Дополнительные вопросы:

1. Что удивляет Петра Петровича в Лукерье?

2. Что вам понятно и что непонятно в поведении героини?

3. Почему Лукерья приучила себя не думать о прошлом, не жить воспоминаниями?

4. Докажите, что героине нелегко даётся испытание болезнью.

5. Можно ли говорить о предопределённости такого финала истории Лукерьи?

III. Анализ и комментарий
отдельных высказываний героини,

который можно провести как работу в группах, поможет лучше понять идейно-эмоциональное содержание, нравственную проблематику рассказа, дополнит характеристику образа главной героини.

Задание для групп:

Раскройте смысл следующих слов Лукерьи, прокомментируйте их, согласитесь или поспорьте с героиней, приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения, опираясь на литературные и иные источники:

«Кто другому помочь может?»
«Кто ему в душу войдёт?»
«Сам себе человек помогай!»

Эта работа может быть проведена в форме небольшого сочинения публицистического характера, тема которого сформулирована в виде цитаты.

IV. Выразительное чтение
и анализ фрагментов рассказа
на основе следующих вопросов и заданий:


1. Подберите и выразительно прочитайте фрагменты рассказа, показывающие отношение героини к природе, людям.

2. Почему в рассказе так подробно представлены развёрнутые высказывания Лукерьи? Как это можно объяснить, учитывая необычную ситуацию общения и художественную задачу писателя?

3. Какую роль в раскрытии образа героини играет её желание спеть песню? Прочитайте фрагмент рассказа, где описано пение Лукерьи. Какие сложные чувства овладевают в этот момент рассказчиком? Приведите другие фрагменты, которые позволяют сделать вывод о том, что рассказчик способен сопереживать.

4. Познакомьтесь со значениями приведённых ниже слов. Найдите и прочитайте фрагменты рассказа, которые наглядно демонстрируют эти качества, присущие Лукерье.

Т е р п е н и е — способность терпеть, безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятности, мириться с существованием чего-либо.
Б л а г о ч е с т и е — набожность, религиозность.
М о щ ь — могущество, сила.
Д у х — внутренняя моральная сила, сознание, мышление, психические способности, определяющие поведение и действия человека.
Х а р а к т е р — совокупность психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
С к р о м н о с т ь — сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, отсутствие хвастливости.

5. Какими святыми, героями восхищается Лукерья? Как раскрывается в рассказе душевный мир героини? С какими интонациями рассказывает Лукерья о ласточке, заблудившемся зайце, о Боге? Какие черты образа святого можно отметить в Лукерье?

6. Какие фрагменты рассказа вам было сложнее читать выразительно — повествование рассказчика или развёрнутые высказывания Лукерьи? Как вы думаете, с чем это связано?

На уроке используются также вопросы 5, 6, 7, 9 учебника, которые подведут учащихся к выводам о нравственном облике героини и об авторской позиции в рассказе.

V. Заключительное слово учителя
об образе Лукерьи,

в котором воплощены характерные черты русского человека: мудрость, сила духа, терпение, вера, скромность, чуткость, богатый внутренний мир, сострадание.

История Лукерьи — история о мудром отношении к тому, что может произойти в жизни, о том выборе, который делает каждый человек.

VI. Домашнее задание:

1) выписать из словарей значения слов «сон», «сновидение», дополнив их собственным толкованием того, что и почему снится человеку;
2) подготовить выразительное чтение снов Лукерьи.

Следующие уроки: Урок 36. Сны Лукерьи и их роль в рассказе >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика