Урок 34. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»
Урок 35. История Лукерьи
Урок 36. Сны Лукерьи и их роль в рассказе
Урок 37. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»
Урок 38. Стихотворение в прозе «Два богача»
УРОК 35
История Лукерьи
из рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи»
Задачи: закрепить навыки устного рассказа о литературном персонаже и о его истории,
анализа и комментирования отдельных фрагментов произведения, высказываний персонажей.
Основные виды деятельности: устные рассказы учащихся; работа в группах; комментарии к цитатам; выразительное чтение
фрагментов рассказа.
Термины: сюжет, речевая характеристика.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания:
чтение учащимися высказываний известных критиков, писателей об особенностях творчества И. С. Тургенева.
Семиклассникам предлагаются, в частности, такие высказывания о творчестве писателя, которые можно связать
с анализом и истолкованием рассказа «Живые мощи».
«...Верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, —
всё это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его». (В. Г. Белинский.)
«Тургенев так глубоко заглядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает её и с таким вдохновенным трепетом,
с таким жаром любви рисует её лучшие мгновенья, что... благодатные слёзы не раз подступают к нашим глазам». (Н. А. Добролюбов.)
«Редко соединяются в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство.
С другой стороны, не менее замечательное сочетание самой интимной реальности человеческой жизни и проникновенное понимание природы во всей её
поэзии». (Ф. И. Тютчев.)
II. Устные рассказы учащихся «История Лукерьи»
и их обсуждение.
Следует обратить внимание на то, какие события из жизни героини, её описания и высказывания нашли отражение в рассказах семиклассников, оценить
построение развёрнутых речевых сообщений.
Дополнительные вопросы:
1. Что удивляет Петра Петровича в Лукерье?
2. Что вам понятно и что непонятно в поведении героини?
3. Почему Лукерья приучила себя не думать о прошлом, не жить воспоминаниями?
4. Докажите, что героине нелегко даётся испытание болезнью.
5. Можно ли говорить о предопределённости такого финала истории Лукерьи?
III. Анализ и комментарий
отдельных высказываний героини,
который можно провести как работу в группах, поможет лучше понять идейно-эмоциональное содержание,
нравственную проблематику рассказа, дополнит характеристику образа главной героини.
Задание для групп:
Раскройте смысл следующих слов Лукерьи, прокомментируйте их, согласитесь или поспорьте с героиней, приведите аргументы, подтверждающие вашу точку зрения,
опираясь на литературные и иные источники:
«Кто другому помочь может?»
«Кто ему в душу войдёт?»
«Сам себе человек помогай!»
Эта работа может быть проведена в форме небольшого сочинения публицистического характера, тема которого сформулирована в виде цитаты.
IV. Выразительное чтение
и анализ фрагментов рассказа
на основе следующих вопросов и заданий:
1. Подберите и выразительно прочитайте фрагменты рассказа, показывающие отношение героини к природе, людям.
2. Почему в рассказе так подробно представлены развёрнутые высказывания Лукерьи? Как это можно объяснить, учитывая
необычную ситуацию общения и художественную задачу писателя?
3. Какую роль в раскрытии образа героини играет её желание спеть песню? Прочитайте фрагмент рассказа, где описано пение
Лукерьи. Какие сложные чувства овладевают в этот момент рассказчиком? Приведите другие фрагменты, которые позволяют
сделать вывод о том, что рассказчик способен сопереживать.
4. Познакомьтесь со значениями приведённых ниже слов. Найдите и прочитайте фрагменты рассказа, которые наглядно демонстрируют эти качества, присущие Лукерье.
Т е р п е н и е — способность терпеть, безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятности, мириться с существованием чего-либо.
Б л а г о ч е с т и е — набожность, религиозность.
М о щ ь — могущество, сила.
Д у х — внутренняя моральная сила, сознание, мышление, психические способности, определяющие поведение и действия человека.
Х а р а к т е р — совокупность психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
С к р о м н о с т ь — сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг, отсутствие хвастливости.
5. Какими святыми, героями восхищается Лукерья? Как раскрывается в рассказе душевный мир героини? С какими интонациями рассказывает Лукерья о ласточке,
заблудившемся зайце, о Боге? Какие черты образа святого можно отметить в Лукерье?
6. Какие фрагменты рассказа вам было сложнее читать выразительно — повествование рассказчика или развёрнутые высказывания Лукерьи? Как вы думаете, с чем это связано?
На уроке используются также вопросы 5, 6, 7, 9 учебника, которые подведут учащихся к выводам о нравственном облике героини и об авторской позиции в рассказе.
V. Заключительное слово учителя
об образе Лукерьи,
в котором воплощены характерные черты русского человека: мудрость, сила духа, терпение, вера, скромность,
чуткость, богатый внутренний мир, сострадание.
История Лукерьи — история о мудром отношении к тому, что может произойти в жизни, о том выборе, который делает каждый человек.
VI. Домашнее задание:
1) выписать из словарей значения слов «сон», «сновидение», дополнив их собственным толкованием того, что и почему снится человеку;
2) подготовить выразительное чтение снов Лукерьи.
Следующие уроки: Урок 36. Сны Лукерьи и их роль в рассказе >>>
|