Рассказ «Лес и степь» И. С. Тургенева
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
К. А. Горбунова. 1872.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Уроки 34 – 36. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»

Урок 37. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»

Урок 38. Стихотворение в прозе «Два богача»


УРОК 37
Рассказ «Лес и степь» И. С. Тургенева

Задачи:
расширить представления учащихся о роли пейзажа в художественном произведении; развивать навык художественного рассказывания на материале литературного произведения или на основе личных наблюдений.
Основные виды деятельности: прослушивание музыкальных фрагментов; работа с иллюстрациями; художественное рассказывание; беседа по вопросам; выразительное чтение фрагментов рассказа.
Термины: пейзаж, повествователь.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя об И. С. Тургеневе
как мастере пейзажа и о картинах русской природы,
нарисованных в «Записках охотника».


Свой рассказ учитель проиллюстрирует примерами.

Можно прочитать начало рассказа «Ермолай и мельничиха» («Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на „тягу“...») и описание Бежина луга ночью («Я быстро отдёрнул занесённую ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину...»).

Последнее описание дополнят материалы о Бежине луге, размещённые на сайтах, которые посвящены тургеневским местам (фотографии, информация о традиционном литературно-песенном празднике «Тургеневское лето» и др.).

II. Выразительное чтение
фрагментов рассказа «Лес и степь»

и художественное рассказывание по иллюстрациям, подобранным учащимися к тургеневским описаниям природы.

Семиклассники могут использовать репродукции картин известных русских художников:
«Корабельная роща», «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина,
«Берёзовая роща», «Золотая осень» И. И. Левитана,
«Пейзаж. Степь» А. И. Куинджи,
«Заросший пруд» В. Д. Поленова (см. ниже) и др.

III. Анализ особенностей сюжета и композиции
рассказа «Лес и степь» по следующим вопросам:


1. Как построен рассказ «Лес и степь»?

2. Какую роль в нём играет образ рассказчика?

3. Вспомните все описания природы, которые представлены в рассказе. Озаглавьте эти описания, используя цитаты из текста.

4. Чем отличается рассказ «Лес и степь» от других знакомых вам рассказов? Какова художественная функция пейзажа в этом произведении?

5. В чём символика финала рассказа (и всего цикла «Записки охотника»)? Почему именно о весне идёт речь в последнем обращении рассказчика к читателям?

Учащиеся отмечают, что в рассказе «Лес и степь» пейзаж становится, по сути дела, главным действующим лицом. Изменения в природе являются основой развития сюжета этого произведения, которое напоминает нам лирическое произведение, а также большое по объёму стихотворение в прозе.

IV. Подведение итогов урока о роли пейзажа в рассказе
И. С. Тургенева «Лес и степь»

и об особенностях описаний природы, которые свидетельствуют не только о наблюдательности их автора, но и о наличии особого эмоционального переживания самого факта общения с природой.

На данном этапе урока можно обсудить возможные варианты выполнения домашней письменной работы в форме стилизации (или подражания).

V. Домашнее задание:

написать отзыв о рассказе И. С. Тургенева «Лес и степь»
или подготовить описание природы на основе личных впечатлений в форме стилизации (или подражания).



УРОК 38
Стихотворение в прозе «Два богача»

Задачи:
расширить представления учащихся о поэзии и прозе как формах художественной речи и о лирической прозе; развивать навык устного и письменного художественного рассказывания на материале литературного произведения или на основе личных наблюдений.
Основные виды деятельности: чтение стихотворений в прозе; работа с иллюстрациями; художественное рассказывание; беседа по вопросам; выразительное чтение.
Термины: стихотворение в прозе, цикл, притча.

Этапы урока:

I. Вступительная беседа

о поэзии и прозе как формах художественной речи и о лирической прозе:

1. Вспомните, в чём принципиальное отличие поэзии от прозы. Чем отличаются друг от друга лирические и эпические произведения? Покажите на конкретных примерах.

2. Чем отличаются лирические стихотворения от стихотворений в прозе? Какие стихотворения в прозе вам уже известны? Всегда ли в них есть сюжет?

Семиклассникам уже было знакомо бессюжетное стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык».

На этом уроке большей частью прозвучат стихотворения в прозе, в которых сюжет есть. Кроме того, важно отметить, что прочитанные учащимися к этому уроку произведения объединены в цикл и что циклизация используется авторами независимо от избранного жанра (цикл повестей, цикл лирических стихотворений, цикл стихотворений в прозе и др.).

II. Выразительное чтение
стихотворений в прозе И. С. Тургенева
,
выбранных учащимися (или опыт подробного пересказа, с привлечением цитат из текста стихотворения в прозе).

III. Анализ особенностей сюжета
стихотворения в прозе «Два богача»

(по вопросам 1—3 учебника).

Беседа логично подводит учителя к обращению к знакомому учащимся жанру притчи.

IV. Письменные пересказы
одного из стихотворений в прозе или изложение
(например, на материале текста стихотворения в прозе «Воробей»).

V. Подведение итогов изучения темы
«И. С. Тургенев»

и анализ письменных работ учащихся, выполненных к урокам по этой теме.

Урок 39
Резервный урок

Следующие уроки: Урок 40. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан», «Ещё земли печален вид...» и «Неохотно и несмело...» >>>


 
Поленов В. Д. Заросший пруд. 1879 г.
124.7 х 80. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Лаврушинский переулок, д.10, Зал 35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика