Главная |
|
|
Портрет И.С.Тургенева К. А. Горбунова. 1872. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)
5 ЧАСОВ
7 класс[1] |
Уроки 34 – 36. Рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи»
Урок 37. Рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь»
Урок 38. Стихотворение в прозе «Два богача»
УРОК 37
Рассказ «Лес и степь» И. С. Тургенева
Задачи: расширить представления учащихся о роли пейзажа в художественном произведении; развивать навык художественного рассказывания на материале
литературного произведения или на основе личных наблюдений.
Основные виды деятельности: прослушивание музыкальных
фрагментов; работа с иллюстрациями; художественное рассказывание; беседа по вопросам; выразительное чтение фрагментов рассказа.
Термины: пейзаж, повествователь.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя об И. С. Тургеневе
как мастере пейзажа и о картинах русской природы,
нарисованных в «Записках охотника».
Свой рассказ учитель проиллюстрирует примерами.
Можно прочитать начало рассказа «Ермолай и мельничиха» («Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на
„тягу“...») и описание Бежина луга ночью («Я быстро отдёрнул занесённую ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину...»).
Последнее описание дополнят материалы о Бежине луге, размещённые на сайтах, которые посвящены тургеневским
местам (фотографии, информация о традиционном литературно-песенном празднике «Тургеневское лето» и др.).
II. Выразительное чтение
фрагментов рассказа «Лес и степь»
и художественное рассказывание по иллюстрациям, подобранным учащимися к тургеневским описаниям природы.
Семиклассники могут использовать репродукции картин известных русских художников:
«Корабельная роща», «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина,
«Берёзовая роща», «Золотая осень» И. И. Левитана,
«Пейзаж. Степь» А. И. Куинджи,
«Заросший пруд» В. Д. Поленова (см. ниже) и др.
III. Анализ особенностей сюжета и композиции
рассказа «Лес и степь» по следующим вопросам:
1. Как построен рассказ «Лес и степь»?
2. Какую роль в нём играет образ рассказчика?
3. Вспомните все описания природы, которые представлены в рассказе. Озаглавьте эти описания, используя цитаты из текста.
4. Чем отличается рассказ «Лес и степь» от других знакомых вам рассказов? Какова художественная функция пейзажа в этом
произведении?
5. В чём символика финала рассказа (и всего цикла «Записки охотника»)? Почему именно о весне идёт речь в последнем обращении рассказчика к читателям?
Учащиеся отмечают, что в рассказе «Лес и степь» пейзаж становится, по сути дела, главным действующим лицом. Изменения в природе являются основой развития
сюжета этого произведения, которое напоминает нам лирическое произведение, а также большое по объёму стихотворение в прозе.
IV. Подведение итогов урока о роли пейзажа в рассказе
И. С. Тургенева «Лес и степь»
и об особенностях описаний природы, которые свидетельствуют не только о наблюдательности их автора, но и о наличии особого эмоционального переживания
самого факта общения с природой.
На данном этапе урока можно обсудить возможные варианты выполнения домашней письменной работы в форме стилизации (или подражания).
V. Домашнее задание:
написать отзыв о рассказе И. С. Тургенева «Лес и степь»
или подготовить описание природы на основе личных впечатлений в форме стилизации (или подражания).
|
|
УРОК 38
Стихотворение в прозе «Два богача»
Задачи: расширить представления учащихся о поэзии и прозе как формах художественной речи и о лирической прозе; развивать навык устного и письменного
художественного рассказывания на материале литературного произведения или на основе личных наблюдений.
Основные виды деятельности: чтение стихотворений в прозе; работа с иллюстрациями; художественное рассказывание; беседа по вопросам; выразительное
чтение.
Термины: стихотворение в прозе, цикл, притча.
Этапы урока:
I. Вступительная беседа
о поэзии и прозе как формах художественной речи и о лирической прозе:
1. Вспомните, в чём принципиальное отличие поэзии от прозы. Чем отличаются друг от друга лирические и эпические произведения? Покажите на конкретных примерах.
2. Чем отличаются лирические стихотворения от стихотворений в прозе? Какие стихотворения в прозе вам уже известны? Всегда ли в них есть сюжет?
Семиклассникам уже было знакомо бессюжетное стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык».
На этом уроке большей частью прозвучат стихотворения в прозе, в которых сюжет есть. Кроме того, важно отметить, что прочитанные учащимися к этому уроку произведения
объединены в цикл и что циклизация используется авторами независимо от избранного жанра (цикл повестей, цикл лирических стихотворений, цикл стихотворений в прозе и
др.).
II. Выразительное чтение
стихотворений в прозе И. С. Тургенева,
выбранных учащимися (или опыт подробного пересказа, с привлечением цитат из текста стихотворения в прозе).
III. Анализ особенностей сюжета
стихотворения в прозе «Два богача»
(по вопросам 1—3 учебника).
Беседа логично подводит учителя к обращению к знакомому учащимся жанру притчи.
IV. Письменные пересказы
одного из стихотворений в прозе или изложение
(например, на материале текста стихотворения в прозе «Воробей»).
V. Подведение итогов изучения темы
«И. С. Тургенев»
и анализ письменных работ учащихся, выполненных к урокам по этой теме.
Урок 39
Резервный урок
Следующие уроки: Урок 40. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан», «Ещё земли печален вид...»
и «Неохотно и несмело...» >>>
|
|
|
|
|
Поленов В. Д. Заросший пруд. 1879 г.
124.7 х 80. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Лаврушинский переулок, д.10, Зал 35 |
|
|
|
|
|
|
|