М. Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Мигеля де Сервантеса. 1600.
Хуан Де Хауреги. Королевская Академия истории, Мадрид
 
 
Рисунок Пабло Пикассо
«Дон Кихот». 1955 г.
Напечатан в августовском выпуске (18-24) в еженедельнике Les Lettres Françaises в рамках празднования 350-летия издания романа о Дон Кихоте
 
 
 
 
 
 
КЛАССИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
МИГЕЛЬ де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА
(1547—1616)

2 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 4. М. Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Урок 5. История Дон Кихота


УРОК 4
М. Сервантес и его роман
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Задачи:
дать начальное представление о литературной классике и классических (традиционных) сюжетах в мировой литературе; познакомить учащихся с биографией М. Сервантеса и сюжетом его романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»; закрепить навык работы со сносками и комментариями, справочной литературой и энциклопедическими словарями.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; обмен первыми впечатлениями от прочитанного; чтение и анализ фрагментов романа; работа с комментариями; анализ иллюстраций.
Термины: литературная классика, классический (традиционный) сюжет, рыцарский роман, пародия.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя
о классической литературе и классических (традиционных) сюжетах

может быть построено на материале статьи учебника, которую учащимся предлагается прочитать самостоятельно и дополнить своими примерами. При этом важно, чтобы примеры были не только из художественной литературы.

Слово «классическое» должно быть представлено в нескольких значениях («связанное с миром древних греков и римлян», «относящееся к классицизму»), в том числе и в самом общеупотребительном сегодня: «нечто выдающееся, образцовое, совершенное, прошедшее проверку временем, вошедшее в золотой фонд мировой культуры».

Семиклассники могут назвать уже знакомые им литературные произведения, а также произведения изобразительного искусства и музыки.

Классикой называют не только вошедший в обзор «Классические сюжеты в мировой литературе» роман М. Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», но и созданные на его основе иллюстрации французского художника Гюстава Доре, и балет австрийского композитора Людвига Минкуса «Дон Кихот».

II. Рассказы учащихся о М. Сервантесе
и представление иллюстративного материала

(в форме презентации, слайд-шоу на определённую тему), который поможет учащимся подготовиться к восприятию необычного художественного произведения, нуждающегося в комментариях и не позволяющего однозначно оценивать происходящие в нём события, смешные и печальные, комические и трагические одновременно.

Рекомендуемые сайты:
Свободная энциклопедия «Википедия» — www.wikipedia.org
Энциклопедия «Кругосвет» — www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Вокруг света» — www.vokrugsveta.ru

Сообщения учащихся
завершаются обращением к сюжету романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», построенному на описании трёх выездов Дон Кихота.

В учебнике дана краткая характеристика сюжета.

Используя комментарии к роману и поисковые системы в Интернете, семиклассники могут составить карту странствий Дон Кихота (в туристических фирмах Испании предлагается специальный маршрут «Дорога Дон Кихота»).

III. Отчёты о выполнении индивидуального задания
совпадают с началом обсуждения романа, первым обменом мнениями и необходимыми дополнительными комментариями.

Работу целесообразно начать с устных отзывов учащихся о первых главах романа и подготовленных ими комментариев к этим главам, а затем перейти к беседе по вопросам 1—2 учебника.

Важно обратить внимание семиклассников на имена средневековых рыцарей (в том числе знакомого им Роланда) и на то, какой способ борьбы с «сумасбродством» Дон Кихота избрали окружающие его люди.

Здесь можно отметить, как изменилось отношение к книге и чтению после изобретения книгопечатания (книга перестала быть редким, ценным и священным предметом).

Дополнительные вопросы:

1. Почему окружающие Дон Кихота люди увидели в его увлечении рыцарскими романами проявление болезни? Подтвердите свой ответ примерами из текста. В чём опасность подобного ухода в мир вымысла и фантазии? Отвечая на этот вопрос, обратитесь к содержанию недавно прочитанного вами рассказа И. А. Бунина «Книга».

2. В чём опасность проявления другой крайности — жизни обыденной, серой, приземлённой, жизни без мечты и фантазии? Приведите примеры произведений русской и зарубежной литературы, в которых нашла отражение тема мечты и реальности.

IV. Чтение и анализ фрагментов главы VI романа,
подготовка к анализу образа Дон Кихота.


Эта работа направлена на формирование представлений учащихся о цепи событий, которые составляют основное событие, изображённое в литературном произведении.

Примерная запись в тетради,
оформляемая учащимися под руководством учителя:

1. Сюжет романа строится на трёх событиях — трёх выездах Дон Кихота (во втором и третьем его сопровождал Санчо Панса).

2. В главе VI повествуется о событии, предшествующем второму выезду Дон Кихота и Санчо Пансы.

3. Это событие состоит из цепи небольших событий:

а) Дон Кихот «безумствующий» под впечатлением от своего первого выезда;

б) Дон Кихот в поисках пропавшей библиотеки;

в) сборы Дон Кихота и Санчо Пансы;

г) тайный отъезд Дон Кихота и Санчо Пансы из села.

Кроме того, на данном этапе урока проводится работа с заданиями 3 и 4 учебника, обращающими внимание учащихся на элементы пародии в романе.

Значение понятия «пародия» уточняется по «Краткому словарю литературоведческих терминов».

Учитель может отметить, что существует два основных вида пародии:

а) б у р л е с к а (от итал. burla — шутка) — вид пародии, предполагающий изложение низкого предмета высоким стилем;

б) т р а в е с т и я (от итал. travestire — переодевать) — вид пародии, предполагающий изложение высокого предмета низким стилем.

Фрагмент бурлески «Война мышей и лягушек» (в переводе В. А. Жуковского)
и пародия Козьмы Пруткова «Немецкая баллада» (если не упоминать сразу о её названии)

могут быть поданы как задание: определить, сюжет и стиль какого произведения (или литературного жанра) пародируется.

Анализ отдельных описаний Дон Кихота и Санчо Пансы,
а также говорящих имён позволит закрепить начальные представления семиклассников о пародии, которые будут обогащены в последующем, и подведёт учащихся к разговору об истории Дон Кихота на следующем уроке.

Пародия связана с игрой слов, примеры которой (помимо говорящих имён) можно найти в тексте романа, в том числе и в главе VI («человек добропорядочный» и «люди, которые не могут похвастаться порядочным количеством всякого добра»).

V. Чтение учителем фрагментов глав VII—VIII романа
с необходимыми комментариями, также готовящее к анализу образов Дон Кихота и Санчо Пансы.

Здесь особенно важно организовать эмоциональное восприятие одного из ключевых эпизодов романа — битвы Дон Кихота с ветряными мельницами, для чего можно использовать (на этом или на следующем уроке) фрагменты кинофильма «Дон Кихот», ставшего классикой отечественного кинематографа (режиссёр Г. М. Козинцев, 1957).

VI. Домашнее задание:

1) дочитать помещённые в учебнике главы романа М. Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»;

2) устно ответить на вопросы 5—6 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 3 учебника.



УРОК 5
История Дон Кихота

Задачи:
обогатить знания учащихся о вечных образах и о сюжете как цепи эпизодов; развивать навык устного рассказа о литературном герое с использованием цитирования.
Основные виды деятельности: чтение и анализ эпизода; работа с иллюстрациями; работа в группах; рассказ о герое с использованием цитирования.
Термины: герой, идеал, вечный образ, эпизод, эпитет, сравнение, антитеза, цитата.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания

включает несколько видов работы, которые целесообразно отнести к началу урока:

1. Рассказы учащихся о Дон Кихоте и Санчо Пансе с использованием цитирования.

2. Рассказы учащихся о Дон Кихоте и Санчо Пансе на основе иллюстраций к роману.

3. Сообщение ученика о Дульсинее Тобосской
(индивидуальное задание 3 учебника).

Сообщение ученика необходимо дополнить беседой об идеальном образе Прекрасной Дамы.

Примерные вопросы и задания:

1. Вспомните значения слова «идеал».

2. В каких произведениях мировой и русской литературы вам уже встречался идеальный женский образ?

3. Вспомните, какой рыцарь, герой известной баллады, и по какой причине отказался от служения Прекрасной Даме. Можно ли назвать этот женский образ идеальным?

4. Что вам известно о средневековом рыцарстве? Можете ли вы назвать имена знаменитых рыцарей? Известны ли вам истории о благородном служении рыцаря Прекрасной Даме (даме сердца)?

Выполнение последнего задания
можно продолжить на следующем уроке, предложив учащимся, используя справочную литературу и ресурсы Интернета, подготовить материал о средневековых рыцарях, в том числе о рыцарских доблестях и заповедях, костюме рыцаря, рыцарском романе, поклонении и служении даме сердца, а также сообщения о знаменитых рыцарях.

Важно отметить, что образ Дульсинеи Тобосской является одним из центральных в романе, однако это всего лишь фантазия Дон Кихота. Следуя рыцарской традиции (вернее, традиции рыцарского романа), он избрал себе даму сердца, которой должен был поклоняться и служить.

II. Чтение и анализ эпизода
«Битва Дон Кихота с ветряными мельницами»

по вопросам 5—6

Дополнительные вопросы и задания:

1. Как название главы VIII готовит нас к восприятию последующих событий?

2. Как воспринимают основное событие этой главы его участники, Дон Кихот и Санчо Панса?

3. Как это событие оцениваете вы? Продолжите приведённые ниже суждения, выбрав то из них, которое кажется вам наиболее справедливым.

Это комический эпизод, ничего, кроме смеха, не вызывающий, потому что ...

Это одновременно смешной и грустный эпизод, наглядно демонстрирующий конфликт мечты и реальности, потому что ...

Это очень грустный эпизод, который напоминает о пословице «Один в поле не воин», потому что ...

На данном этапе работы уместно обратиться к вопросу о значении выражения «битва с ветряными мельницами», которое широко используется в нашей повседневной жизни, часто встречается в газетных заголовках и выступлениях известных политиков, экономистов, представителей творческой интеллигенции.

Чаще всего это выражение трактуется как обозначение борьбы с чем-то несуществующим, выдуманным тобой же, а также с тем, что значительно превосходит тебя по силе. Однако эта развёрнутая метафора означает и беззаветное следование своей мечте.

III. Обобщение материала о Дон Кихоте и Санчо Пансе
как вечных образах
,
работа в группах:

1. Выпишите из главы VIII примеры
использования высоких, торжественных слов и выражений, а также намеренно сниженной, грубой просторечной лексики.

Как вы думаете, с какой целью автор вслед за описанием битвы Дон Кихота с ветряными мельницами даёт подробное описание того, как «закусывает» Санчо Панса?

Найдите примеры высказываний Дон Кихота и Санчо Пансы, которые свидетельствуют о том, что между героями есть немало общего.

2. Дон Кихот называет себя «странствующим рыцарем и искателем приключений».

Перечитайте ещё раз главу VIII и отметьте, в каких случаях используется в ней слово «приключение». Почему так часто встречается здесь это слово? Что понимают под приключением Дон Кихот и Санчо Панса? Что сближает в итоге рыцаря и его верного оруженосца?

В итоге обсуждения отчётов групп следует обратить внимание учащихся на то, что в образах Дон Кихота и Санчо Пансы нашли отражение две противоположные грани человеческой натуры:

а) с одной стороны — мечтательность, неприспособленность к реальной жизни, беззаветное следование идеалу, обречённость на скорую гибель или разочарование в своих идеалах;
б) с другой стороны — практицизм, жизненная устойчивость, отсутствие идеальных устремлений.

Однако Дон Кихот и Санчо Панса не случайно всегда стоят рядом: высокий и низкий, худощавый и упитанный, решительный и осмотрительный, мечтательный и практичный. Они прошли вместе через многие испытания, относились друг к другу с пониманием, дополняли друг друга.

Показательно, что именно Санчо Панса, грубый простолюдин, выразитель народного восприятия жизни, не просто принял мысли и фантазии Дон Кихота, но и во многом разделил с Рыцарем Печального Образа его судьбу странника, защитника слабых и нуждающихся в поддержке.

IV. Заключительное слово учителя о Дон Кихоте
как вечном образе

с использованием цитат из финала романа:

фрагментов завещания Дон Кихота, его обращения к Санчо Пансе и ответа его верного оруженосца («Не умирайте, государь мой, послушайтесь моего совета: живите много-много лет...»).

V. Домашнее задание:

прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» и подготовить комментарии к нему.

Индивидуальные задания:

1) подготовить краткое сообщение на тему «Сюжет о рыцаре Ланселоте» (или «Сюжет о Тристане и Изольде»);

2) подобрать иллюстративный материал по теме «Средневековые рыцари» (история средневекового рыцарства, рыцарские доблести и заповеди, костюм рыцаря, рыцарский роман, поклонение и служение даме сердца).

Следующие уроки: Урок 6*. Стихотворение А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика