УРОК 6*
Стихотворение А. С. Пушкина
«Жил на свете рыцарь бедный…» [2]
Задачи: обобщить знания семиклассников о сюжетах, посвящённых средневековым рыцарям; расширить представления
учащихся о рыцарской теме в произведениях художественной литературы.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов художественных произведений; рассказы учащихся о героях рыцарских романов;
презентации иллюстративного материала; комментированное чтение стихотворения.
Термины: рыцарский роман, герой, идеал, легенда.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя о задачах урока,
посвящённого стихотворению А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» и рыцарской теме в художественной литературе.
II. Отчёты учащихся о выполнении домашнего задания:
а) презентации иллюстративного материала о средневековом рыцарстве и рыцарских романах;
б) краткие пересказы легенды о рыцаре Ланселоте и сюжета романа о Тристане и Изольде.
На этом уроке необходимо вернуться к значениям слова «рыцарь» (от нем. Ritter — всадник):
1. Феодал в средневековой Европе.
2. Конный воин с тяжёлым вооружением и снаряжением, верный своему долгу, смелый и благородный.
3. Самоотверженный, великодушный и благородный человек.
III. Комментированное чтение и анализ
стихотворения А. С. Пушкина
«Жил на свете рыцарь бедный...»
с использованием следующих вопросов и заданий:
1. Какие образы рыцарей вам вспомнились, когда вы слушали это стихотворение А. С. Пушкина? О каких исторических событиях напомнило
вам описание жизни «бедного рыцаря»?
2. Какие из предложенных ниже существительных, прилагательных и глаголов могут быть использованы при характеристике рыцаря, о котором
повествуется в стихотворении А. С. Пушкина?
С у щ е с т в и т е л ь н ы е: герой, всадник, воин, странник, завоеватель, христианин.
П р и л а г а т е л ь н ы е: благородный, великодушный, добрый, покорный, верный, преданный, самоотверженный.
Г л а г о л ы: скакать, гарцевать, красоваться, защищать, молиться, служить, поклоняться.
3. Ко всем ли рыцарям применимы приведённые выше характеристики? Известен ли вам сюжет «маленькой трагедии»
А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»? Что необычного в названии этого произведения?
Учитель может рассказать о сюжете «Скупого рыцаря», а также привести фрагменты из другого драматического
произведения Пушкина — «Сцен из рыцарских времён»,
в котором представлен сокращённый вариант стихотворения о «бедном рыцаре» и нарисованы образы смелых,
верных своему слову, но довольно грубых и жестоких рыцарей Альбера и Ротенфельда.
4. Поэт называл своё стихотворение по-разному: то «легендой», то «балладой о рыцаре, влюблённом в Деву». Что сближает это стихотворение
с легендами? Какие жанровые признаки баллады можно отметить в нём?
5. Какие значения слова «рыцарь» применимы по отношению к главному герою стихотворной легенды А. С. Пушкина «Жил
на свете рыцарь бедный...»? Что сближает этот образ с образом Дон Кихота? Чем отличаются друг от друга два «рыцаря бедных»?
Подтвердите свои суждения примерами из текста стихотворения.
6. Как вы думаете, почему Ф. М. Достоевский в своём романе «Идиот», произведении о «положительно прекрасном» человеке, идеальной личности,
приводит фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» (в том виде,
в котором оно было напечатано в «Сценах из рыцарских времён»)?
В заключительной части урока может ещё раз прозвучать фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» (фрагмент из телевизионного фильма
«Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского, режиссёр В. В. Бортко, 2003).
IV. Заключительное слово учителя
о долгой жизни вечных образов и об использовании этих образов в произведениях художественной литературы последующих эпох.
V. Домашнее задание:
1) подготовить сообщение о биографии и творчестве У. Шекспира, используя материалы статьи учебника и дополнительные источники;
2) прочитать пролог и акт первый трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Следующие уроки: Урок 7. У. Шекспир и его трагедия «Ромео и Джульетта» >>>
|