Повесть А. С. Пушкина «Метель»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 12. Стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Туча»

Урок 13. Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»

Урок 14. Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Урок 15. Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель»

Урок 16. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Метель»


УРОК 16
Урок внеклассного чтения по повести
А. С. Пушкина «Метель»

Задачи:
расширить круг чтения семиклассников; формировать первоначальные навыки анализа литературного произведения в контексте цикла.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; отчёты о выполнении индивидуального задания; работа с текстом повести; просмотр фрагментов кинофильма.
Термины: повесть, цикл, повествователь, эпиграф.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:
краткие пересказы повести «Барышня-крестьянка»,
отчёты о выполнении индивидуальных заданий, рассказы об Иване Петровиче Белкине (на материале предисловия «От издателя»).

В зависимости от условий работы учитель может предложить учащимся прочитать к уроку, помимо повести «Метель», ещё одну повесть (по выбору) из цикла «Повести Белкина».

II. Чтение и анализ
фрагментов повести «Метель»

можно провести по тому же плану, по которому велась работа с повестью «Станционный смотритель»:

1. Вы прочитали эпиграф, строки из известной вам баллады В. А. Жуковского «Светлана». Какой ход событий в повести они вам предсказали?

2. Какие строки уже в начале повести напомнили вам о приёме иронии, который широко использовался Пушкиным в «Повестях Белкина»? («Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».)

3. Что вам известно о французских романах, популярных в то время? Какая информация о сентиментальных романах содержится в комментариях к повести? (В таких романах, в том числе в «Юлии, или Новой Элоизе» Ж.-Ж. Руссо, возлюбленный был беден и незнатного происхождения.)

4. Какой сюжетный ход выбран в повести «Метель»? С какой целью автор держит читателя в неведении до самого финала?

5. Что можно сказать о воле случая в судьбах главных героев повести? Что было бы с ними, если бы не началась война?

6. Прокомментируйте слова А. А. Ахматовой о счастливых завершениях, «игрушечных развязках» в «Повестях Белкина»:
«Созданные в дни горчайших размышлений и колебаний, они представляют собою удивительный психологический памятник. Автор словно подсказывает судьбе, как спасти его, поясняя, что нет безвыходных положений и пусть будет счастье, когда его не может быть...» (Из книги «О Пушкине».)

III. Просмотр и обсуждение кинофрагмента
(могут быть выбраны фрагменты кинофильмов:
«Метель», режиссёр В. Басов, 1964;
«Выстрел», режиссёр Н. Трахтенберг, 1966;
«Станционный смотритель», режиссёр С. Соловьёв, 1972;
«Барышня-крестьянка», режиссёр А. Сахаров, 1995).

IV. Заключительное слово учителя
о «Повестях Белкина» А. С. Пушкина,

ставших итогом Болдинской осени 1830 года, демонстрирующих мастерство сюжетосложения и стоящих у истоков русской реалистической прозы.

V. Домашнее задание:

написать отзыв об одной из самостоятельно прочитанных «Повестей Белкина».

Урок 17
Резервный урок
Следующие уроки: Урок 18. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»


 
Ванециан А. В. Иллюстрация к повести А. С. Пушкина "Метель", заставка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика