Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Иллюстрация А. Д. Рейпольского к "Повестям Белкина" ("От издателя")
 
Марк Шагал.
Возвращение блудного сына. 1975 г.[2]
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

5 ЧАСОВ

7 класс[1]


Урок 12. Стихотворения А. С. Пушкина «Узник» и «Туча»

Урок 13. Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар»

Урок 14. Сюжет повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Урок 15. Нравственная проблематика повести «Станционный смотритель»

Урок 16. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Метель»


УРОК 14
Сюжет повести А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»

Задачи:
закрепить умения выделять основные эпизоды произведения и давать краткую характеристику его сюжета; сопоставить традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Основные виды деятельности: чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; работа с текстом повести; анализ эпизода; сопоставление библейской притчи о блудном сыне и сюжета пушкинской повести.
Термины: повесть, повествователь, сюжет, традиционный сюжет, эпизод, эпиграф, притча.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
об истории создания цикла А. С. Пушкина
«Повести Белкина»

(с использованием материалов, помещённых в комментариях) и об особом художественном мире этих повестей, ставших своеобразным откликом поэта на современную ему романтическую и нравоучительную прозу.

В небольших по объёму повестях нашёл воплощение пушкинский творческий принцип: «...писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно» (из воспоминаний П. И. Миллера, опубликованных в журнале «Русский архив»).

Более известно другое высказывание Пушкина: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы» (статья «О русской прозе», 1822).

II. Чтение и анализ эпиграфа
и начала повести «Станционный смотритель»

(до слов «В 1816 году, в мае месяце...»).

Для анализа эпиграфа и начала повествования, предваряющего рассказ об истории Самсона Вырина, можно использовать вопросы 1—2 учебника.

Материалы, помещённые в комментариях к повести, в том числе об источнике эпиграфа, следует дополнить информацией об Иване Петровиче Белкине, вымышленном повествователе, который был выдан за автора повестей.

Семиклассники уже знакомы с приёмом мистификации по другим повестям цикла «Повести Белкина» (см. Урок 30. Повесть А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка». 6 класс) и по более позднему циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя.

Здесь же уместно привести эпиграф и ко всему циклу «Повестей Белкина», известные учащимся строки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»:
Г - ж а П р о с т а к о в а. То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник.
С к о т и н и н. Митрофан по мне.

III. Чтение и анализ фрагментов повести
(знакомство со смотрителем и его дочерью, второй приезд к старому смотрителю, начало рассказа смотрителя и др.) можно совместить с выполнением задания 4 учебника, составлением плана повести, обозначением её основных эпизодов (эту работу учащиеся могут завершить дома).

Анализ истории старого смотрителя
направят вопросы 3, 5, 6, 7 учебника,
а также дополнительные вопросы и задания:

1. Вспомните эпиграф к повести «Станционный смотритель».
Какое отношение к старому смотрителю формирует у читателя этот эпиграф? Присутствует ли в описаниях Самсона Вырина ирония?

2. Что изменилось в доме Самсона Вырина в сцене описания второго приезда повествователя? Что осталось неизменным?

3. Как сложилась жизнь Дуни в Петербурге?
Что было известно о судьбе дочери Самсону Вырину? Что нам известно о её жизни? Можно ли сказать о том, что судьба была к ней благосклонна? Подтвердились ли самые страшные предположения отца («подержал, да и бросил»)?

IV. Заключительное слово учителя
о грустном финале повести и постановка вопроса 8, помещённого в учебнике:
«Повествователь сразу обратил внимание на картинки в доме станционного смотрителя. А вы заметили, что изображено на этих картинках? С какой целью автор повести напоминает нам о традиционном сюжете — библейской притче о блудном сыне?»

Первые суждения и предположения будут высказаны учащимися на уроке.

Учитель рекомендует обратиться к библейской притче и ещё раз внимательно перечитать финальную сцену повести «Станционный смотритель».

V. Домашнее задание:

1) сопоставить финал повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки. 15, 11—32);

2) ответить на вопросы 8—10 учебника.



УРОК 15
Нравственная проблематика
повести «Станционный смотритель»

Задачи:
закрепить навык характеристики нравственной проблематики литературного произведения; сопоставить традиционный (библейский) сюжет и его оригинальное переосмысление в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Основные виды деятельности: чтение финальной сцены повести; сопоставление притчи о блудном сыне и финальной сцены повести; работа с иллюстрациями; устное словесное рисование; ответы на вопросы учебника.
Термины: повесть, эпизод, сюжет, притча.

Этапы урока

I. Постановка целей урока,

посвящённого нравственной проблематике повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и смыслу её финала.

II. Чтение притчи о блудном сыне
(Евангелие от Луки. 15, 11—32)

и работа с репродукциями картин известных художников, основанных на этом библейском сюжете, в том числе с репродукцией картины Н. Д. Лосева «Блудный сын» (1882), помещённой в учебнике.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое притча? В чём своеобразие этого жанра? Какой поучительный смысл заложен в притче о блудном сыне?
2. Какой момент истории блудного сына изображён на картине Н. Д. Лосева «Блудный сын»? Опишите состояние отца и сына. О чём они думают? Какие чувства испытывают? Каково отношение окружающих к встрече отца и сына после долгой разлуки?
3. Как вы думаете, есть ли место осуждению в представленной на картине жизненной ситуации? Вспомните финальные строки притчи о блудном сыне, слова отца, обращённые к старшему сыну: «...сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

III. Чтение и анализ финальной сцены
повести «Станционный смотритель»

(со слов «Вот летом проезжала барыня...»).

Вопросы для анализа финала повести:

1. Что в описании визита «прекрасной барыни» свидетельствует о том, что судьба Дуни сложилась не так счастливо, как это кажется на первый взгляд («в карете в шесть лошадей», «с тремя маленькими барчатами», «с кормилицей», «с чёрной моськой»)?

2. Что в истории Дуни напоминает о сюжете притчи о блудном сыне? Чем её история отличается от традиционного сюжета? 3. Что в повести, помимо описания картинок в доме смотрителя, прямо отсылает читателя к библейской притче? Вспомните слова Самсона Вырина перед его поездкой в Петербург.

4. Почему Дуня «лежала долго» на могиле отца, а потом «призвала попа»? О чём думала она в этот момент? Что чувствовала?

5. Попытайтесь нарисовать словами другую картину. После побега Дуни с Минским прошло не так уж и много лет (ведь у неё ещё совсем маленькие дети). Она приехала навестить отца, который жив. Опишите эту встречу.

6. Какие нравственные проблемы поставлены в этой повести?

Выберите одну из предложенных ниже групп вопросов и попытайтесь ответить на них, используя текст повести:

Как решается в повести вечный конфликт добра и зла? Когда и по какой причине персонажи повести совершают недобрые поступки?

Можно ли назвать кого-либо из главных участников конфликта (Минского, Дуню, Самсона Вырина) злым человеком? Что в их поведении показалось вам особенно неоправданным?

Попытайтесь восстановить историю Самсона Вырина. О каких эпизодах его биографии нам известно? Почему жизнь Самсона Вырина сложилась столь неудачно? Какие нравственные проблемы ставит перед нами повесть «Станционный смотритель»?

Этот образ положил начало гуманистической традиции изображения «маленького человека» (мелкого чиновника, неустроенного, отступающего перед жизненными сложностями, вызывающего наше сочувствие).

Другому литературному персонажу, представляющему тот же тип «маленького человека», Акакию Акакиевичу Башмачкину (из повести Н. В. Гоголя «Шинель»), принадлежат известные слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», — а в них как будто слышались другие слова: «Я брат твой».

Какие фрагменты повести позволяют говорить о постановке в ней проблемы милосердия, сострадания к ближнему? Почему добрые по натуре персонажи повести ведут себя иногда неоправданно жестоко по отношению к окружающим? Приведите примеры.

Кто из персонажей повести демонстрирует образец христианского милосердия, любви к ближнему?

IV. Подведение итогов работы
можно связать с возвращением к образу повествователя — Ивана Петровича Белкина и обращением к вопросу о том, с какой целью Пушкин создаёт этот образ (переход к домашнему заданию).

V. Домашнее задание:

прочитать повесть А. С. Пушкина «Метель» и предисловие «От издателя» ко всему циклу «Повестей Белкина».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4—6 учебника (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 16. Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Метель» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Картина Шагала, посвященная блудному сыну, словно переносит нас в атмосферу Витебска и создает особый, неповторимый, еврейский взгляд на эту притчу. Отец, еще совсем не старый человек, одетый, как и положено, в черный картуз, прижимает к груди сына. Откуда вернулся этот юноша? Уж не из Киева ли, куда ездил учиться без отцовского разрешения.
Его голова не покрыта, значит, он жил в нееврейском окружении и был далек от законов предков. Вероятно, в эту картину Шагал вложил и частичку своей биографии. Ведь его отец не желал отпускать сына учиться и даже выбросил деньги на обучение в окно, чтобы лишний раз показать неправоту сына.
В то время юноша, поступивший по-своему, воспринимался примерно так же, как младший сын, потребовавший причитающуюся ему часть имения. Возможно, картина Шагала «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение. (вернуться)

 
Вырин у подъезда Минского.
Иллюстрация М. В. Добужинского
к повести "Станционный смотритель". 1905 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дуня на могиле отца.
Иллюстрация Н. Денисова
к повести «Станционный смотритель»
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика