Поучительный характер произведений древнерусской литературы
Литература
 
 Главная
 
Наставление Ярослава сыновьям. 1054.
Литография Бориса Чорикова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
Поучительный характер
произведений древнерусской литературы

2 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 2. «Поучение» Владимира Мономаха.
* Урок 3. Поучительный характер произведений древнерусской литературы


УРОК 3
Поучительный характер
произведений древнерусской литературы

Задачи:
обогатить представления учащихся о древнерусской литературе, поучительном характере её произведений и особом назначении литературы в Древней Руси.
Основные виды деятельности: выразительное чтение фрагментов древнерусских памятников; обсуждение письменных работ учащихся; беседа по вопросам; сопоставительный анализ.
Термины: назидательная (дидактическая) литература, летопись, поучение.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о назначении литературы в Древней Руси, в котором обращается особое внимание на дидактический характер всей древнерусской литературы.

В начале урока объясняются значения слов «поучение», «наставление», «назидание», «дидактика» и словосочетаний «поучительный характер», «дидактическая литература».

Семиклассники вспоминают, что элементы поучения содержатся не только собственно в поучениях, но и в русских летописях и житийной литературе. Кроме того, они могут ответить на вопрос о том, почему жанр басни раньше относили к дидактической (назидательной) литературе, и вспомнить о жанре притчи.

Здесь учитель скажет о притчах Иисуса Христа: о двух сыновьях, о добром самарянине, о заблудившейся овце, о блудном сыне (в учебнике помещена иллюстрация к притче о блудном сыне).

Во многих произведениях мировой литературы не только представлены художественные картины, но и нашли отражение определённые этические требования, указания на то, как следовало (или не следовало) жить.

Известные слова А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок...» имеют отношение не только к сказке, но и к художественной литературе.

II. Проверка домашнего задания,
обсуждение устных сообщений, чтение и устное рецензирование написанных учащимися поучений.

III. Чтение и анализ фрагментов
других древнерусских памятников.


Этот этап урока целесообразно провести с привлечением учащихся, которые могут прочитать фрагменты, прокомментировать их и подобрать иллюстрации из Интернета и других источников, уже использовавшихся на предыдущем уроке.

Для чтения и анализа рекомендуются небольшие фрагменты:

1) «Завещание Ярослава Мудрого» (из «Повести временных лет», рассказ от 1054 года);

2) из «Слова некоего монаха (калугера) о чтении книг», «Слова некоего отца к сыну», «Поучения богатым» (из «Изборника» 1076 года).

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какие жизненные уроки преподаёт нам литература Древней Руси? Что из поучений древних авторов сохранило актуальность и в наше время? Какие слова из древнерусских поучений вам особенно запомнились?

2. Что объединяет прочитанные фрагменты? Какие общие черты вы можете отметить у авторов этих литературных произведений?

IV. Сопоставительный анализ
поучений и летописей

(на основе знакомых учащимся фрагментов).

Закреплению материала
о поучительном характере древнерусской литературы и о жанрах древнерусской литературы может послужить работа над таблицей «Летопись и поучение как жанры древнерусской литературы», которую учащиеся осуществляют под руководством учителя или в группах.

ТАБЛИЦА
«Летопись и поучение
как жанры древнерусской литературы»
Летопись
Поучение
Происхождение
Исконно русский жанр
Жанр, пришедший из Византии
Цель
Показать могущество Русской земли, запечатлеть важнейшие факты русской истории
Наставление читателю, рассказ о том, как следует жить
Содержание
Повествование о походах, сражениях, наиболее значимых событиях, о которых сообщается на основе легенд, преданий
Прямые обращения к Богу, читателям, цитирование работ известных богословов, обращение к собственному жизненному опыту
Композиция
Отдельные события, расположенные по годам (летам), повествование от 3-го лица
Обязательное вступление, беседа с читателем, примеры из известных источников, собственно наставления и заключение, повествование от 1-го лица
Актуальность проблематики
Обращение к вопросу о формировании Русского государства, борьбе с врагами, княжеских усобицах, которые приводили к разобщённости русских земель
Обращение к актуальным проблемам своего времени, политическим, общественным, нравственным


Возможно усложнение этого задания
и работа над таблицей «Летопись, житие и поучение как жанры древнерусской литературы».

V. Подведение итогов урока,
выводы по теме «Древнерусская литература».


Памятники древнерусской литературы, отделённые от нас довольно большим промежутком времени и уже нуждающиеся в переводе на современный русский язык, представляют не только исторический интерес.

В них, как и во многих других литературных произведениях, нашли отражение вечные проблемы нашей жизни, в том числе и те, которые связаны с проблемами воспитания и образования, преемственности поколений.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать статью учебника о М. Сервантесе и подобрать к ней иллюстративный материал из Интернета,
справочной литературы и энциклопедических изданий;

2) прочитать главу VI романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Индивидуальные задания:

прочитать первые главы романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» и подготовить краткий комментарий к одной из глав, обратив особое внимание на упоминаемые в тексте имена известных рыцарей.

Следующие уроки: Урок 4. М. Сервантес и его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» >>>


 
Завещание Ярослава Мудрого. 1054.
Радзивилловская летопись. 1480-е - 1490-е гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика