|
Памятники литературы Древней Руси |
|
«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА[ 1] |
|
Перевод Д.С.Лихачева
Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием[2], русским именем Владимир,
отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед!
Сидя на санях[3], помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил.
Дети мои или иной кто[4], слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет
люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра. Если же кому
не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.
Ибо встретили меня послы от братьев моих[5] на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним
Ростиславичей[6] и волость их отнимем; если же не пойдешь
с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь
меня?»[7] — и прочее. И потом собрал
я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него».[8] «Не соревнуйся с лукавыми,
не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей».[9]
И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют
землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет
день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их
сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, —
праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет,
то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день
милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».
«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас».
«Помилуй меня, боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше».
«Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек; «Если есть награда праведнику, значит есть бог,
творящий суд на земле». «Освободи меня от врагов моих, боже, и от восстающих на меня защити меня. Избави меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси
меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость». «Ибо милость твоя лучше,
чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества
делающих неправду». «Веселитесь все праведные сердцем. Благословлю господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.
Ибо как Василий учил[10], собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть и пить без шума великого,
при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом,
не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться
учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ
насладится». «О владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению,
гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи,
умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные,
— как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем:
«Слава тебе, человеколюбец!»
Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его
поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо
свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать
их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не
лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные
претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.
«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», — и снова скажем: «Велик ты,
господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ,
устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, господи, твоим промыслом!
Звери различные и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, — если
и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из
рая идут[11], и прежде всего
в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал бог
на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены
тобою, господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, господи, и прославлен зело!» «Всякие
чудеса и эти блага сотворил и совершил. «И кто не восхвалит тебя, господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя отца и сына и святого духа, да будет
проклят!»
Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее, — это моего собственного слабого ума наставление.
Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.
Если вам бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй».
И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не
ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у
вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать
безлепицу, ездя.
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное
или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце
свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью
принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости
но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней.
И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не
полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на
воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано;
а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа
погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать
вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или
посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите,
покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену
свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.
Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков[11],
оттого и честь от других стран.
Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви:
пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши богу хвалу, потом на восходе солнца
и увидев солнце, надо с радостью прославить бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои,
чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд
людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь
землю вятичей[13]; послал
меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем[14], который затем пошел к
Берестью[15] с Изяславом, а меня послал к
Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным.
Затем ходил в Переяславль к отцу[16], а после Пасхи из Переяславля во Владимир —
в Сутейске[17] мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.
Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса[18], и ходил в земле их четыре месяца. И в
том же году и сын родился у меня старший, новгородский[19]. А оттуда ходил я
в Туров[20], а на весну в Переяславль и опять в Туров.
И Святослав умер[21], и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород;
весной — Глебу в помощь[22]. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму
со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною[23] и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов.
И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе[24], и дал отцу триста гривен золота. И опять из
Смоленска же придя, пробился я через половецкие войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и
с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега[25]. И опять пошли в Переяславль
и стал в Оброве[26].
И Всеслав Смоленск пожег, — и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал... в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и
повоевал ее до Лукомля и до Логожска[27], затем на Друцк войною и опять в Чернигов.
А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я идя с черниговцами и со своими половцами, на Десневзяли в плен князей
Асадука и Саука[28], а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом[29] разбили
сильное войско Белкатгина[30], а семечей и пленников всех отняли[31].
А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту[32] и на сына его и
к Корьдну[33] ходили первую зиму. И опять ходили
мы и за Ростиславичами[34] за Микулин[35],
и не настигли их. И на ту весну — к Ярополку на совет в Броды.[36]
В том же году гнались за Хорол[37] за половцами, которые взяли Горошин[38].
На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.
В ту зиму ходили к Ярополку на сбор в Броды и союз великий заключили.
И весной посадил меня отец в Переяславле выше всей братии и ходили за Супой[39]. И по пути
к Прилуку городу[40] встретили нас внезапно половецкие князья, с
восемью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город. Только
семца одного живым захватили[41], да смердов несколько, а наши половцев больше убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали
к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на успение, пошли мы к Белой Веже[42], бог нам помог и святая богородица:
перебили девятьсот половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и только два мужа убежали.
И потом на Святославль[43] гнались за половцами, и затем на Торческ город, и потом на
Юрьев[44] за половцами. И снова на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом[45]
же у Варина[46] вежи взяли. И затем ходил во Владимир[47] опять, Ярополка
там посадил, и Ярополк умер.[48]
И снова, по смерти отца[49] при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера,
бились у Халепа[50], и потом мир сотворили с Тугорканом и с другими
князьями половецкими, и у Глебовой чади[51] отняли дружину свою всю.
И потом Олег на меня пришел со всеми половцами землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог.
Сжалился я христианскими душами и селами горящими и монастырями и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол
отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день[52] из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались
на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.
И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их
за Римов[53], и бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.[54]
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.[55]
Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.
И опять со Святополком гнались за Боняком, но... убили[56], и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось,
и снова не настигли его.
И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать[57] умерла.
В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.
И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину[58]; мы пошли за ними из Переяславля за Суду, и бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и
по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.
Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу[59] со Святополком, и бог нам помог.
И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и бог нам помог.
И потом ходили к Воиню[60] со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и бог нам помог.
И к Вырю пришли[61] было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну[62] пошли
мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.
И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и бог нам помог, и сделали то, что задумали.
И потом ходили к Владимиру на Ярославца[63], не стерпев злодеяний его.
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих[64], а остальных и не упомню
меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков
лучших князей половецких столько: Шарутаневых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей бог
живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй[65] и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку
Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года — по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты,
вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими
руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь
у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь[66] вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и бог сохранил меня невредимым.
И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь,
ни на биричей[67], сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов,
и о соколах и о ястребах заботился.
Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю бога и прославляю милость его, ибо меня, грешнаго
и ничтожного, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, но к любому делу человеческому способным. Прочитав эту грамотку,
потщитесь делать всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет. Ибо,
если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено.
А если случится от бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то божие сбережение
лучше человеческого.
ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ[68]
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным
судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», — ложь это.[69] И еще: «Если не
простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный».[70] Пророк
говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь
войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что
понудил меня сын мой, крещенный тобою[71], что сидит близко от тебя. Прислал он ко мне мужа своего и грамоту, со словами: «Договоримся и помиримся, а братцу моему
божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на бога, когда предстанут они пред богом; а Русскую землю не погубим». И, увидел смирение сына
моего, сжалился я и, бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на бога возлагает; я же — человек, грешнее всех людей».
Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами
я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш не человек, но бог всей вселенной,
— что захочет, во мгновение ока все сотворит, — и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое,
люди грешные и худые? Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты. Другие собранное нами разделят.
Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат,
надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно
цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись
его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы!»
Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мною». Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник божий Давид
посыпал главу свою и плакал горько, — в тот час отпустил ему согрешенья его бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную
да сноху мою
послать ко мне[72], — ибо нет в ней ни зла, ни добра, — чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни
венчания их, за грехи мои. Ради бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве,
горюя, а сам бы я утешился в боге.
Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал
и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись
с отцом», десять раз я бы послал.
Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили
ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа,
то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел
ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то бог
мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил
и еще им поведал, ибо я человек.
Если тебе хорошо, то... если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим[73] и
хлеб едят дедовский[74], а ты сидишь на своем хлебе[75],
об этом и рядись. Если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем,
то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не
сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от бога
мира не видать душе своей на том свете!
Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, и прочее.[76]
МОЛИТВА
«Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не
запрещай взывать к тебе: милостивый, помилуй падшего!» «Упование мое — бог, прибежище мое — Христос, покров мой — дух святой!» «Надежда и защита моя, не презри
меня, благая! Тебя имею помощницей в печали, и в болезни, и во всех бедах, и тебя славлю, воспетая!» «Разумейте и узрите, что я бог, испытующий сердца и ведающий
мысли, обличающий дела, опаляющий грехи, дающий суд сироте, и убогому, и нищему». «Преклонись, душа моя, и о делах своих помысли, содеянных тобою, глазами своими
обозри их, и каплю испусти слез своих, и поведай открыто все дела свои и мысли Христу, и очистись». «Андрей честной, отче преблаженный, пастырь Критский!
Не престань молиться за нас, чтущих тебя, да избавимся все от гнева, и печали, и тления, и греха, и бед, чтущие память твою верно». Град свой сохрани, дева-матерь
чистая, который царствует честно под твоим покровительством, пусть он тобой укрепляется и на тебя надеется, побеждает во всех битвах, сокрушает врагов и покоряет
их. «О воспетая матерь, родившая святейшее из святых Слово! Приняв нынешнее приношение, защити нас от всякой напасти и от грядущей муки — к тебе взывающих.
Молимся тебе, рабы твои, и преклоняем колена сердца нашего: склони ухо твое, чистая, и спаси нас, вечно в скорбях погруженных, и соблюди от всякого пленения
вражеского твой город, богородица! Пощади, боже, наследие твое, прегрешения наши все прости, видя, что мы молимся теперь тебе, на земле родившую тебя без семени,
земную милость, изволением своим воплотивший, Христе, в человека». Пощади меня, Спасе, родившийся и сохранивший родившую тебя нетленною до твоем рождении, когда
воссядешь судить дела мои, как безгрешный и милостивый, как бог и человеколюбец! Дева пречистая, не искушенная браком, богом обрадованная, верующим наставление,
спаси меня, погибающего и к сыну твоему вопиющего: «Помилуй меня, господи, помилуй! Если хочешь судить, не осуждай меня на вечный огонь, но обличай меня яростью
своею — молит тебя дева чистая, родившая тебя, Христе, и множество ангелов, и мучеников сонм».
Во имя Христа Иисуса, господа нашего, которому подобает честь и слава, отцу и сыну и снятому духу, всегда и ныне и присно во веки!
Источник: Лихачев Д. С. Изборник. Памятники литературы Древней Руси. – М. Художественная литература. 1969.
|
|
|
1. «Поучение» Владимира Мономаха – «Поучение», вероятнее всего, написано в 1117 г.
(находится в составе Лаврентьевской летописи.
То, что мы называем «Поучением» Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений:
здесь собственно «Поучение»,
его автобиография и
письмо к князю Олегу Святославичу.
Молитва, приписываемая Мономаху и заключающая его сочинения, ему не принадлежит.
Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Он был князем
черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. – киевским. Всю жизнь провел в борьбе с половцами, против которых организовал несколько
походов объединенных сил русских князей. Законодательным путем несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, поощрял летописание и
литературную деятельность.
На сохранившихся печатях Владимир Мономах также использовал титул архонт всея земли Русской, на манер византийским титулам.
Владимир Мономах был сыном князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая, предположительно, была дочерью византийского
императора Константина IX Мономаха.
«Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе
летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях (Ипатьевской, Радзивилловской и др.) текст, разделенный в Лаврентьевской летописи «Поучением»,
читается без всякого разрыва и «Поучение» отсутствует. ( вернуться)
2. Владимир Мономах (др.-рус. Володимиръ) – в крещении Василий.
Два имени – одно христианское, крестное, и другое «русское», «мирское» или «княжеское»,
– обычны в среде русских князей XI–XIII вв., а отчасти и позднее. ( вернуться)
3. Сидя на санях – это образное выражение следует понимать как «в преклонных годах»,
«на краю смерти». Перевозка тела умершего на санях была существенною частью древнерусского погребального обычая. ( вернуться)
4. Дети мои или иной кто... – из этих слов видно, что Мономах предназначал свое «Поучение»
не только для своих детей. Он придавал ему более широкое общественное значение. ( вернуться)
5. ...от братьев моих... – здесь разумеются двоюродные братья Мономаха князья Святополк
Изяславич и Святослав Давыдович (по прозвищу «Святоша»). ( вернуться)
6. ...Ростиславичей... – Рюрик Ростиславич, Володарь Ростиславич Перемышльский и Василько
Ростиславич Теребовльский. ( вернуться)
7. «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» – «Вскую печалуеши, душе? Вскую
смущаеши мя?» – Ср.: Пс. 41, 6, 12; 42, 5. ( вернуться)
8. «Зачем печалишься, душа ... ибо верю в него» – «Вскую печална еси, душе ...яко исповѣмся ему».
– Пс. 41, 6, 12; 42, 5. ( вернуться)
9. «Не соревнуйся с лукавыми... послушные же господу будут владеть землей» –
«Не ревнуй лукавнующимъ... ти обладають землею». – Пс. 36, 1, 9. ( вернуться)
10. Ибо как Василий учил... – Василий Великий (Кесарийский; ок. 330–379).
«Поучения» Василия Великого были известны на Руси по переводу, включенному в Изборник Святослава 1076 г. ( вернуться)
11. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут... – по некоторым славянским преданиям,
птицы на зиму улетают в рай (ирий, вырий) – в сказочную страну, где не бывает зимы и куда скрывается зимою вся живая природа. ( вернуться)
12. ...отец мой, дома сидя, знал пять языков... – какие именно языки знал отец Мономаха –
Всеволод Ярославич, – мнения расходятся.
Как бы то ни было, знание пяти иностранных языков было в XI в. для Западной Европы явлением незаурядным. Европейские писатели ставили в особую заслугу немецкому
императору Карлу IV знание пяти иностранных языков. Об этом помнили и этим восторгались в Европе ученые даже в XVI и XVII вв. ( вернуться)
13. Вятичи – жили по Оке и по Десне. Водный путь в Ростов лежал по Днепру и Верхней Волге. Очевидно, Мономах шел прямым путем через вятические леса, представлявшие в XI в. немалую опасность. ( вернуться)
14. ...со Ставком Гордятичем... – нигде в других случаях этот Ставко более в летописях
не упоминается.( вернуться)
15. ...к Берестью... – ныне Брест. ( вернуться)
16. ...ходил в Переяславль к отцу... – к отцу в Переяславль Южный (княжение отца
Мономаха – Всеволода). ( вернуться)
17. Сутейск. – где был Сутейск – неясно. Урочищ со сходными названиями имеется несколько.
( вернуться)
18. ...ходил я за Глогов до Чешского леса... – Чешский лес расположен на юг от Эгера,
между Богемией и Моравией, в районе водораздела Дуная и Влтавы. Возможно, однако, что под Чешским лесом имеется в виду лес Силезско-Моравских гор.
Глогова – Глогув на р. Одере. ( вернуться)
19. ...сын родился у меня старший, новгородский... – старший сын Владимира Мономаха
Мстислав родился в 1076 г. В Новгороде Мстислав княжил с 1088 по 1093 г. и с 1095 по 1117 г. ( вернуться)
20. Туров – Туров был городом Владимира Мономаха; ныне небольшое местечко в Белоруссии. ( вернуться)
21. И Святослав умер... – Святослав Ярославич умер 27 декабря 1076 г. ( вернуться)
22. ... весной – Глебу в помощь. – в помощь Глебу Святославичу Новгородскому, очевидно,
против Всеслава Брячиславича Полоцкого весной 1077 г. ( вернуться)
23. ...я с половцами на Одреск войною... – где был город Одреск – неясно. ( вернуться)
24. ...я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе... – Красные
княжеские дворы неоднократно упоминаются в летописи. Все они были загородными дворами. ( вернуться)
25. ... и победили Бориса и Олега. – Имеется в виду битва на Нежатиной
Ниве близ Чернигова 8 октября 1078 г.
Мономах, его отец Всеволод Ярославич и Изяслав Ярославич победили в этой битве Бориса Вячеславича и Олега Святославича. Изяслав и Борис были убиты в битве.
В Киеве сел Всеволод, а Мономах в Чернигове, сохранив, по-видимому, за собой Смоленск. Вот почему Мономах, теперь уже черниговский князь, гонится за
Всеславом «с черниговцами» ( вернуться)
26. ... стал в Оброве. – урочище в Переяславском княжестве, но неясно, где именно. ( вернуться)
27. ...и повоевал ее до Лукомля и до Логожска... – города в Полоцком княжестве,
принадлежавшие Всеславу Полоцкому. ( вернуться)
28. ...князи Асадука и Саука... – Асадук – это, возможно, тесть Олега Святославича,
женатого на половчанке. ( вернуться)
29. ...за Новым Городом... – за Новгородом-Северским. ( вернуться)
30. ...разбили сильное войско Белкатгина... – Кто такой Белкатгин – неизвестно. ( вернуться)
31. ...а семечей и пленников всех отняли. – кто такие «семичи» — неизвестно (жители
по реке Семи?). ( вернуться)
32. ...на Ходоту... – Ходота — князь вятичей. Более о нем ничего не известно. ( вернуться)
33. ...к Корьдну... – город Корьдно упоминается только в «Поучении». Местоположение
его неясно. ( вернуться)
34. ...ходили мы и за Ростиславичами... – речь идет о Ростиславичах (Володаре Ростиславиче
Перемышльском и Васильке Ростиславиче Теребовльском). ( вернуться)
35. Микулин – город в Галицкой области на р. Серете. ( вернуться)
36. ...на совет в Броды... – город на границе Руси с Польшей в Волынской земле. Здесь
состоялось свидание Мономаха с Ярополком и заключен с ним мир. ( вернуться)
37. ...гнались за Хорол... – приток Псела. ( вернуться)
38. Горошин – город в Переяславском княжестве на реках Суле и Боричке на юго-запад
от Хорола. ( вернуться)
39. Супой – левый приток Днепра, впадает в Днепр ниже Переяславля Южного.
Следующий за Супоем крупный левый приток Днепра – Сула. Супой и Сула – пограничные с половецкой степью реки. ( вернуться)
40. Прилук – город в Переяславском княжестве. ( вернуться)
41. ...Только семца одного живым захватили... – что означает слово «семца» — неясно
(может быть, младший член семьи, слуга). ( вернуться)
42. ...пошли мы к Белой Веже... – здесь, очевидно, имеется в виду г. Белая Вежа на р. Остре.
( вернуться)
43. Святославль. – местоположение Святославля неясно. ( вернуться)
44. Юрьев – город Юрьев на р. Роси. ( вернуться)
45. Ростислав – Ростислав Всеволодович, брат Мономаха. ( вернуться)
46. Варин – где находился Варин — неясно. ( вернуться)
47. Владимир – город Владимир-Волынский. ( вернуться)
48. Ярополк Изяславич был убит 22 ноября 1086 г. ( вернуться)
49. ...по смерти отца... – Всеволод Ярославич умер 13 апреля 1093 г. ( вернуться)
50. ...бились у Халепа... – село Халепье недалеко от Стугны. ( вернуться)
51. ...у Глебовой чади... – интересно, что знатный половец носит русское имя; русские
имена у половцев встречаются неоднократно. ( вернуться)
52. ....на святого Бориса день... – память Бориса праздновалась 24 июля.
( вернуться)
53. Римов – город на Суле. ( вернуться)
54. Голтав – город в Переяславском княжестве при впадении р. Голтавы в Псел.
( вернуться)
55. ...с Вороницы. – местоположение Вороницы неясно. ( вернуться)
56. ...гнались за Боняком, но... – место это испорчено в тексте и неясно.
( вернуться)
57. Юрьева мать – жена Мономаха.
Она названа так по имени младшего сына Мономаха – Юрия. Эта жена Мономаха была дочерью последнего англосаксонского короля Гаральда, разбитого в 1066 г. в
сражении с норманнами Вильгельма Завоевателя при Гастингсе. Дочь Гаральда Гита воспитывалась в Дании и была выдана за Мономаха, по-видимому, в 1074 или 1075 г.
( вернуться)
50. Кснятин – город на правом берегу Сулы. ( вернуться)
50. Урусоба – половецкий князь. ( вернуться)
60. ...ходили к Воиню... – город Воинь находился при впадении Сулы в Днепр. ( вернуться)
61. И к Вырю пришли... – Выра – селение на р. Выре. ( вернуться)
62. к Ромну пошли мы... – Ромен – город на р. Суле. ( вернуться)
63. ...ходили к Владимиру на Ярославца... – речь идет о походе на Ярославца Святополковича
во Владимир-Волынский. ( вернуться)
64. А всего походов было восемьдесят и три великих... – в своем «Поучении» Мономах перечислил
не все восемьдесят три «великих» похода, а только шестьдесят девять.
О том, сколько было меньших «путей» (походов), дает отчасти представление упоминание Мономаха о ста своих поездках из Чернигова в Киев; следовательно, меньшие
«пути» исчислялись сотнями. ( вернуться)
65. таревский князь Азгулуй... – что такое «таревский» – неизвестно. ( вернуться)
66. ... лютый зверь... – что такое этот «лютый зверь» – неясно. ( вернуться)
67. Бирич – глашатай, вызывавший к суду ответчиков, а также сборщик податей и
штрафов, блюститель порядка. ( вернуться)
68. Письмо Мономаха к князю Олегу Святославичу – письмо Мономаха своему двоюродному
брату Олегу Святославичу, написанное, по-видимому, в 1096 г.
Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха – Изяслава в битве с Олегом за Муром. Вняв совету своего старшего сына Мстислава,
которого крестил Олег Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.
Как сказано в «Повести временных лет», Олег «надеяся на правду свою»: Муром был его уделом, незаконно захваченным Изяславом Владимировичем, сидевшим в Курске.
Олег же, победив Изяслава, в свою очередь овладел Ростовом и Суздалем, принадлежавшими другому сыну Мономаха – Мстиславу, и помышлял захватить Новгород.
( вернуться)
69. Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», – ложь это. –
Ср.: 1 Иоан. 4, 20. ( вернуться)
70. ...«Если не простите ... и вам не простит отец ваш небесный». – Ср.: Мф. 6, 15.
( вернуться)
70. ...понудил меня сын мой, крещенный тобою... – по-видимому, Изяслав был, как и Мстислав,
крестником Олега. ( вернуться)
70. ...да сноху мою послать ко мне... – кто была сноха Мономаха – вдова его сына
Изяслава — неизвестно. ( вернуться)
73. ... сын твой крестный с малым братом своим... – Мстислав
Владимирович со своим младшим братом Юрием Владимировичем (Долгоруким). ( вернуться)
74. ...хлеб едят дедовский... «хлѣбъ ѣдучи дѣдень...» – феодальный термин, означающий:
«сидеть в своем родовом уделе»; в данном случае этот последний – Ростово-Суздальская область, родовой удел Мстислава. ( вернуться)
75. ...а ты сидишь на своем хлебе... – в уделе Муромо-Рязанском. ( вернуться)
76. ...обличаюся. И прочее. – далее в Лаврентьевской летописи следует
молитвенный текст, который до недавнего времени ошибочно приписывался Мономаху. ( вернуться)
|
|
|
Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. Худ. В.М. Васнецов. 1895
Художник написал эту акварель для книги «Великокняжеская и царская охота на Руси».
Иллюстрация находится в Т. 1: Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век. — 1896. — XVI, 212 с. |
|
|
|
|
|
|
|