Урок 2. «Поучение» Владимира Мономаха.
Урок 3. Поучительный характер произведений древнерусской литературы
УРОК 2
«Поучение» Владимира Мономаха
Задачи: закрепить представления учащихся о специфике древнерусской литературы; познакомить с фрагментами «Поучения»
Владимира Мономаха и особенностями жанра поучения; дать начальное представление об образе события в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; выразительное чтение фрагментов «Поучения»; отчёт о выполнении индивидуального задания; работа
с комментариями; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: художественный образ, сюжет, композиция, поучение, исповедь, проповедь, автобиография.
Этапы урока
I. Отчёты учащихся о выполнении домашнего задания
можно разделить на три части:
1. Закрепление материала вступительной статьи «Сюжет как метафора жизни»
(обращение к понятиям «протосюжет», «протособытие» и «прототип»).
2. Анализ сюжета в произведениях изобразительного искусства,
репродукции которых помещены в учебнике, готовящий к последующему разговору на уроках литературы в 7 классе
о сюжетности и бессюжетности произведений художественной литературы (в зависимости от того, что в них преобладает: повествование, действие или описание).
3. Рассказы учащихся о Владимире Мономахе и его эпохе,
которые дополнит вступительное слово учителя к уроку, посвящённому чтению и анализу фрагментов «Поучения» Владимира Мономаха.
II. Вступительное слово учителя
о временах Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Это может быть заочная экскурсия, которую помогут провести учащиеся, заранее подготовившие материалы из Интернета, а также из иллюстрированных
изданий о Древней Руси, например:
1. Перевезенцев С. В. Древняя Русь / С. В. Перевезенцев. — М., 2008.
2. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Н. Путилов. — М., 2008.
Рассказ учителя должен подготовить учащихся к пониманию особой значимости «Поучения» Владимира Мономаха как прямого обращения князя к своим близким
с призывом жить не только праведно, но и дружно. Последнее было особенно важно в условиях постоянных набегов на русские земли кочевых племён.
Здесь можно привести слова В. А. Жуковского, так написавшего о Владимире Мономахе в «Русской славе»:
Была пора: губительный раздор
Везде летал с хоругвию кровавой,
За ним вослед бежали глад и мор;
Разбор, грабёж и мщенье были славой;
От русских русских кровь текла;
Лежали грады кучей праха;
И Русь бедою поросла...
Губил половчанин без страха;
Но Русь в беде крепка была
Душой великой Мономаха.
Представления о Мономахе могут быть дополнены при чтении фрагментов исторических трудов, например:
Карамзин Н. М. История государства Российского (том 2, глава 7 «Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Г. 1113—1125»).
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей (глава 4 «Князь Владимир Мономах»).
Ключевский В. О. Курс русской истории (лекция XXVI «Сказание о Владимире Мономахе»).
На уроке демонстрируется фотография шапки Мономаха как символа самодержавной власти, объясняется значение данного словосочетания, а также выражения «Ох,
тяжела ты, шапка Мономаха!» (слова Бориса Годунова из одноимённой трагедии А. С. Пушкина).
В качестве дополнительного материала используется
репродукция картины В. М. Васнецова «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты»
(см. репродукцию ниже).
Попутно повторяются сведения о древнерусских жанрах и каноне (законах, правилах). Последующее сопоставление
особенностей летописного канона и жанра поучения будет способствовать обобщению знаний учащихся о своеобразии древнерусской литературы.
III. Чтение и анализ фрагментов
«Поучения» Владимира Мономаха
(первой и второй частей) с использованием комментариев учебника.
Сначала читается текст «Поучения» и проводится работа по вопросам 1—4 учебника, а также
словарная работа, объяснение устаревших слов, встречающихся в памятнике.
Затем читается «Рассказ Мономаха о своей жизни», анализ которого направят во про сы 5—6 учебника.
Дополнительные вопросы:
1. Сколько частей выделялось в составе древнерусского поучения? Найдите их в тексте. Как и почему именно так характеризует себя автор во вступлении?
2. С чего начинается основная часть? О чём в ней рассказывается? Какие обстоятельства побуждают Владимира Мономаха задуматься над смыслом человеческого
бытия и собственной жизни?
С какой целью, как вы думаете, князь прибегает к цитированию?
3. Как продолжает Владимир Мономах своё «Поучение»? Черты какого жанра угадываются в его рассказе о воинских походах
и охотах? Сопоставьте стиль повествования в первой и второй частях «Поучения».
4. Прочтите заключение. Какова его цель? О чём говорит в нём автор? В чём его сходство со вступлением?
IV. Рассказы учащихся об образе Владимира Мономаха
(на материале «Поучения» и иллюстративного материала к нему).
Возможно проведение подготовительной работы в группах, направленной на воссоздание образа Владимира Мономаха:
а) как правителя, обеспокоенного судьбой Русской земли,
и б) как человека.
Эта работа может быть завершена дома.
Вопросы для работы в группах:
1. Каким видится вам Владимир Мономах как правитель на основе прочитанного текста? Объясните, почему Владимир Мономах не соглашается со своими
братьями, которые предложили ему выгнать Ростиславичей с их земли, заняв её. Какие проблемы российской государственности поставлены в «Поучении»?
Приведите примеры.
2. Какой образ жизни предлагает вести Владимир Мономах своим детям? Почему Владимир Мономах призывает не давать
«отрокам причинять вред ни своим, ни чужим»? Какие нравственные проблемы поставлены в «Поучении»? Приведите примеры.
Работу в группах, посвящённую закреплению материала об образе Владимира Мономаха, можно завершить:
1) составлением таблицы «Образ Владимира Мономаха»
(черты правителя и человеческие качества Владимира Мономаха);
2) написанием сочинения-миниатюры о Владимире Мономахе как правителе и как человеке.
V. Чтение и анализ фрагментов письма
Владимира Мономаха Олегу Святославичу
(индивидуальное задание 2 учебника) можно провести и на уроке.
Дополнительные вопросы:
1. С каким событием в жизни автора связано письмо?
2. Определите главную мысль этого письма.
3. Правильно ли поступает Владимир Мономах? Как данный поступок его характеризует?
VI. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя
о жанре поучения и о «Поучении» Владимира Мономаха как памятнике древнерусской литературы.
На завершающем этапе урока можно предложить семиклассникам ещё раз рассмотреть иллюстрации к «Поучению» Владимира Мономаха и ответить на вопросы:
1. Какое событие изображено на иллюстрации? Кто принимает участие в этом событии?
2. Какие эпизоды нашей жизни обычно связаны с событием рассказывания? Чьи рассказы мы чаще всего слушаем? Какие
уроки (и всегда ли) мы извлекаем из этих рассказов?
VII. Домашнее задание:
подготовить сообщение на одну из предложенных тем:
«Владимир Мономах как правитель»,
«Владимир Мономах как человек»,
«Здоровый образ жизни по Владимиру Мономаху».
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4 (устно), 5 (письменно).
Следующие уроки: Урок 3. Поучительный характер произведений древнерусской литературы >>>
|