Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...»
Литература
 
 Главная
 
А. А. Ахматова. 28 сентября 1945.
Негатив из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Фотограф И. М. Наппельбаум[2]
 
 
 
 
А. А. Ахматова
в годы Великой Отечественной войны

(из книги А. И. Павловского "Анна Ахматова. Жизнь и творчество")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)

2 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 69. Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...»

Урок 70. Выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой


УРОК 69
Стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество»
и «Постучись кулачком — я открою...»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. А. Ахматовой; обогатить представления учащихся о лирике как роде литературы и художественной речи.
Основные виды деятельности: устные сообщения о поэте; чтение главы учебника; выразительное чтение стихотворений; наблюдения над особенностями ритма в стихотворении.
Термины: лирическое стихотворение, лирический герой, адресат, ритм.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя о задачах урока
,
посвящённого поэзии А. А. Ахматовой, с чьим творчеством школьникам предстоит подробнее познакомиться в 11 классе.

II. Устные сообщения учащихся о поэте
(с использованием материалов статьи учебника и дополнительных источников, в том числе воспоминаний о поэте его современников).

Сообщения могут быть проиллюстрированы фотопортретами А. А. Ахматовой и
фрагментами из стихотворений поэта, которые прочитает учитель (например, «Сероглазый король»).

III. Чтение и анализ стихотворения «Мужество»
и выполнение заданий 1—6 учебника.

Внимание семиклассников обращается на особое, торжественное настроение стихотворения, которое необходимо передать при чтении.

IV. Чтение и анализ стихотворения
«Постучись кулачком — я открою...»

и выполнение заданий 1—4 учебника.

Используя материалы, помещённые в статье о поэте и в комментариях к стихотворению, следует особо остановиться на необычно выбранном адресате стихотворения, обращённого к мальчику, которого уже нет в живых.

Материал о лирике А. А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны может быть дополнен чтением стихотворений «Клятва», «Причитание», в котором использованы приёмы фольклора, «Памяти друга», передающем эмоциональное восприятие победы через образ весны, метафорические картины природы, «Прошло пять лет — и залечила раны...» и др.

Возможно также обращение к поэзии О. Ф. Берггольц, описавшей в своих стихах мужество сражающегося Ленинграда. Это позволит расширить контекст поэзии военных лет и создать более полное представление о поэтическом мастерстве Ахматовой. (См. фрагмент книги А. И. Павловского: Берггольц об Ахматовой)

V. Наблюдение над ритмом стихотворений А. А. Ахматовой
«Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...»
,
повторение сведений о стихосложении (ритм, стихотворный размер, рифма).

Семиклассники должны попытаться на слух определить трёхсложные стихотворные размеры (амфибрахий, анапест), которыми написаны стихотворения.

Стихотворение «Мужество» написано трёхстопным амфибрахием в чётных строфах, в нечётных строфах содержатся дополнительно два слога (усечённая четвёртая стопа амфибрахия). В заключительном трёхстишии («Свободным и чистым...») ритм меняется. Обе строки содержат четыре неполных стопы амфибрахия, на этом фоне ритмически выделяется заключительная строфа, содержащая одно слово («Навеки!»), равное стопе амфибрахия. Разное количество слогов создаёт прерывистый ритм, передающий ритм взволнованной речи.

Своеобразна рифмовка в стихотворении «Мужество».

Первые два четверостишия написаны перекрёстной рифмой, далее рифмовка меняется: из трёх заключительных строк две соединены смежной рифмой, третья — заключительная — не рифмуется. Таким образом, и ритмически и интонационно слово «Навеки» подчёркнуто в стихотворении: это клятва верности, стойкости, мужества.

VI. Домашнее задание:

выучить одно из стихотворений А. А. Ахматовой наизусть.

Индивидуальные задания:

1) выполнить задания 1 и 2 после статьи о поэте (по выбору учащихся);

2) выполнить индивидуальные задания 2, 6, 7 (по выбору учащихся).



УРОК 70
Выразительное чтение
стихотворений А. А. Ахматовой

Задачи:
развивать навыки выразительного чтения как способа интерпретации литературного произведения; обогатить представления учащихся о литературе как искусстве слова и о поэзии А. А. Ахматовой.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; устные сообщения учащихся.
Термины: стихотворный размер, рифма.

Этапы урока

I. Постановка задач урока,

на котором продолжается знакомство с лирическими стихотворениями А.А. Ахматовой.

II. Устные сообщения учащихся
«Детство А. А. Ахматовой», «Пушкин в жизни и творчестве А. А. Ахматовой», «Исторические события и факты биографии А. А. Ахматовой» (с чтением фрагментов произведений, иллюстрирующих ответ).

III. Устные отчёты учащихся
о выполнении индивидуальных заданий (индивидуальные задания учебника 2, 6, 7).

IV. Выразительное чтение наизусть стихотворений
«Мужество» и «Постучись кулачком — я открою...»

(по выбору учащихся).

V. Выполнение тестовых заданий
по поэзии А. А. Ахматовой (эта работа может быть проведена в группах):

1. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит!

2. Как называется выделенная в тексте поэтическая фигура?

Разве не я тогда у креста,
Разве не я тонула в море,
Разве забыли мои уста
Вкус твой, горе!

3. Назовите выделенный в тексте художественный приём, поэтическую фигуру.

На грома дальнего раскат
Он, правда, был похож, как брат...
А этот был, как пекло, сух...

4. Определите вид тропа.

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?

5. Определите вид тропа.

Двадцать четвёртую драму Шекспира
Пишет время бесстрастной рукой.

6. Назовите вид тропа.

К нам оттуда родные берёзы
Тянут ветки, и ждут, и зовут
.

7. Работа с текстом стихотворения А. А. Ахматовой
«Памяти друга»:

а) определите виды тропов;
б) назовите поэтические фигуры;
в) определите стихотворный размер;
г) определите вид рифмы и способ рифмовки в приведённом отрывке.

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнёт на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит. (См. комментарий к стихотворению «Памяти друга»)

Ответы:
1. Повтор. 2. Анафора (повтор). 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Эпитет. 6. Олицетворение. 7. а) Эпитет, олицетворение, метафора; 7. б) инверсия, сравнение; 7. в) пятистопный ямб; 7. г) женская, мужская рифмы; 1-е четверостишие — рифмовка перекрёстная, 2-е четверостишие — рифмовка кольцевая.

VI. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся, их выразительного чтения.

VII. Домашнее задание:

прочитать статью учебника о Н. А. Заболоцком и ответить на вопросы, помещённые после статьи.

Следующие уроки: Урок 71. Стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще берёзовой...» >>>


1. Источник:Уроки литературы. 7 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Анна Ахматова в квартире Иды Наппельбаум. Ленинград. 1945. – эта фотография имеет точную дату – 28 сентября 1945 года.
Дата стоит под стихотворением, записанным рукой Ахматовой в альбом И.М.Басалаеву, мужу И.М.Наппельбаум. В этот день она посетила их в квартире на улице Рубинштейна.
Иннокентий Басалаев, родом из Узбекистана, был сотрудником редакций журналов «Звезда» и «Ленинград». С ним Ахматова вспоминала о Ташкенте, откуда недавно вернулась из эвакуации. Ида Наппельбаум предложила Анне Андреевне сняться: «Ахматова охотно встала у книжной полки, и я старинным аппаратом сделала ее снимок на фоне книжного ряда».
Тогда же она написала в альбом, в котором Басалаев собирал автографы, первый вариант стихотворения «Не знала б, как цветет айва…» и поставила дату: 28 сентября 1945 г. Ленинград. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика