Главная |
|
|
Начало "Повести о Тверском Отроче монастыре"
Рукопись форматом в четвертую долю листа |
|
|
|
|
|
|
|
|
Памятники литературы Древней Руси |
|
ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ[ 1] |
|
Лета мироздания 6773-го, а от рожества Христова 1265 года составлен бысть Отрочь монастырь тщанием и рачением великаго князя Ярослава Ярославича
Тферскаго и великия княгини богомудрыя Ксении по совокуплении их законнаго брака в четвертое лето по прошению и молению любимаго его отрока Григориа, а
во иноческом чину Гуриа.
О ЗАЧАТИИ ОТРОЧА МОНАСТЫРЯ
В лето великаго князя Ярослава Ярославича Тферскаго, бысть у сего великаго князя отрок, именем Григорий, иже пред ним всегда предстояше и бе ему любим зело
и верен во всем; и тако великий князь посылаше его по селом своим, да собирает ему повеленная. Случися же тому отроку быти в селе, нарицаемом Едимоново, и
ту обита у церковнаго понамаря, именем Афанасия, и узре у него дщерь его, девицу, именем Ксению, велми красну, и начат мыслити в себе, да оженится ею. И бояся
князя своего, да некогда приимет от него великий гнев, и велми печален бысть о сем, возлюби бо ю зело, и не поведа мысли своея никому от другов своих, но в
себе размышляше, да како бы ему улучити желаемое. Случися же наедине со отцем ея Афанасием, начат ему глаголати, да вдаст за него дщерь свою и обещается ему
во всем помогати. Отец же ея велми удивися о сем: "Да како у таковаго великаго князя имать предстояти всегда пред лицем его, и тако ли вещает мне о семъ?"
И не ведяше, что ему отвещати противу словес его. Шед убо Афанасий, вопроси о сем жены своея и дщери, сказа им подробну; дщерь же его, исполненна духа святаго,
возглагола отцу своему сице: "Отче мой! сотвори ему вся сия, елика он тебе обещася, положи на волю его, богу бо тако изволившу, и сие да будетъ".
Бяше бо девица сия благочестива и кротка, смиренна и весела, и разум имея велик зело, и хождаше во всех заповедех господних, и почиташе родители своя зело,
и повинуяся има во всем, от младых ногтей Христа возлюбила и последуя ему, слышаше бо от отца своего святое писание и внимаше прилежно всем сердцем своим.
Отрок же наипаче того уязвися любовию и прилежно о сем вещает отцу ея, да не устрашается: "Аз бо ти во всем имаюся[2] и
князя умолю во всем, ты же не бойся". И тако совещастася во всем, и быти в том селе браку, и венчатися в церкви святаго великомученика Димитриа Селунскаго,
и жити ту, даже[3] великий князь повелит.
И тако повеленная великаго князя исполни вся, яже повелена быша, и возвратися во град Тферь с радостию и дивляшеся в себе велми, яко нигде таковыя обрете
девицы, и не поведа сего никому.
Отроковица же после его рече отцу своему и матери: "Господие мои! не дивитеся о сем, что вам обещался сей отрок, он бо тако
совеща[4], но бог свое строить: не сей
бо мне будет супруг, но той, его же бог мне подастъ". Родители же ея о сем велми дивистася, что рече к ним дщерь их.
Предиреченный же отрок той, усмотря время благополучное, и припаде к ногама великаго князя, и молит его со многими слезами, и возвещает ему свою мысль, да
сочетается законному браку, яко ему годно бысть, красоту и возраст девицы оныя изъявляет. Князь же великий, сия от него слышав, рече ему: "Аще восхотел еси
женитися, да поимеши ce6е жену от велмож богатых, а не от простых людей, и не богатых, и худеиших, и безотечественных[5], да не будеши в поношении и уничижении
от своих родителей, и от боляр и другов, и от всех ненавидим будеши, и от мене удален стыда ради моего". Однако на многи дни отрок моляше прилежно великаго
князя, да повелит ему желание свое исполнити и тамо жити. И тако великий князь наедине его увещавает и вопрошает о сем подробну, чего ради тако восхоте. Он
же все исповеда великому князю обещание свое, яко же тамо обещася.
Князь же великий Ярослав Ярославичь по прошению его повелевает всему быть, яко же ему годно и потребно, и насад изготовити, и вся воли его потребная, и люди
ему тамо готовы быть имеют, елико годно будет на послужение отроку, когда приспеет время обручению и венчанию его, и отпущает его в насаде по Волге реке, бе бо
то село близ Волги стояй, а кони ему обещавает прислати за ним вскорости по брегу. Отрок же с радостию поклонися великому князю и поиде в насаде по Волге реке
со всеми посланными с ним.
Наутрие же великий князь повеле готовити себе коня и всему своему сигклиту, яко же угодно великому князю, соколы и псы, да, едучи, ловы деет; в ту бо нощ
великий князь сон видел, якобы быти в поле на ловех и пускати своя соколы на птицы; егда же пусти великий князь любимаго своего сокола на птичье стадо, той же
сокол, все стадо птиц разогнав, поимал голубицу, красотою зело сияющу, паче злата, и принесе ему в недра[6];
и возбнув[7] князь от сна своего и много разъмышляше в
себе, да что сие будет, и не поведа сна того никому, токмо повеле с собою на лов вся птицы взяти; и тако великий князь поиде в ту же страну, иде же отрок, ловы
деюще, тешася. Бе же великий князь безбрачен и млад, яко двадесяти[8] лет, еще ему не достигшу возраста своего.
Той же отрок, егда прииде в насаде по реке, и приста у брега, ожидающе коней от князя, и посла вестники своя к девице, да вся готова будут, яко же есть
обычай брачным.
Девица же присланным рече: "Возвестите отроку, даже помедлеет тамо, дондеже сама весть пришлю к нему, как вся изготована будут, понеже бо нам от него о приходе
его въсти не было". Вестницы же его, пришедше, поведаша ему о всем, еже им повелено бысть от девицы возвестити: провиде бо она великаго князя приход к себе,
рече родителем своим: "Яко уже сват мой приехал, а жених мой не бывал еще, но уже будет, яко в поле тешится и замедлил тамо, но пождем его немногое время, даже
приедет к нам",- а о имени его никому от сродников своих не поведа, но токмо готовяше ему честныя дары, яже сама строяше[9];
сродницы же ея велми о сем дивляхуся, а того жениха ея не ведяху, но токмо она едина.
Князь же великий села того не знаяше, но восхоте тамо быти наутрие или на другий день и да видит своего отрока оженившагося; и тако обначева на лове, бяше бо
село то от града Твери четыредесять[10] поприщ. В нощи же той виде сон прежний и наипаче разъмышляше в себе, что будет сие видение, наутрие
же по обычаю своему ловы деяше.
Отрок же той, не дождався вести ни коней, помысли в себе: "Яко аще государь мой великий князь раздумает и пошлет по мене, и велит возвратитися вспять,
аз же своего желаннаго не получилъ". И тако вскоре поиде во двор той, иде же девица та, и по чину своему все изготовавше. И тако седоста вкупе на место свое,
яко же быти вскоре венчанию их, отрок же повелеваше по скору вся строити и дары разносити. Девица же рече отроку: "Не вели спешити ничем, да еще у меня будет
гость незванной, а лучше всех и званных гостей".
Великий же князь в то время близ бе села того, и увиде стадо лебедей на Волге реке, и тако повеле пустити вся своя птицы, соколы и ястребы, пусти же и сокола
своего любимаго и поимаше много лебедей. Той же сокол великаго князя, заигрався, ударися летети на село то; великий же князь погна за ним и приехал в село
то борзо, забыв вся; сокол же сяде на церкви святаго великомученика Димитрия Селунскаго; князь же повеле своим вопросити про село, чие есть. Селяня же поведаху,
яко село то великаго князя Ярослава Ярославича Тферскаго, а церковь святаго великомученика Димитриа Селунскаго. В то же время множеству народа сошедшуся
смотрети, яко уже к венчанию хотят итти. Князь же, сия слышав от поселян, повеле своим сокола своего манити; сокол же той никако же думаше слетети к ним, но
крилома своима поправливаяся и чистяшеся; сам же великий князь поиде на двор, иде же бе отрок его, в дорожном своем платье, не на то бо приехал, но богу
тако изволившу. Людие же, видевше князя, не знаяху его, мняху бо его с конми и с потехами к жениху приехавша, и не встретиша его никто же.
Девица же рече всем ту съдящим: "Востаните вси и изыдите во стретение своего великаго князя, а моего жениха",- они же дивляхуся. Великий же князь вниде в
храмину, иде же бяху отрок и девица седяще, всем же воставшим и поклоншимся великому князю, им же не ведущим пришествия его и прощения просящим, князь же
повеле им сести, да видит жениха и невесту. Девица же в то время рече отроку: "Изыди ты от мене и даждь место князю своему, он бо тебе болши и жених мой, а
ты был сват мой".
Великий же князь узре ту девицу зело прекрасну, и аки бы лучам от лица ея сияющим, и рече великий князь отроку своему Григорию: "Изыди ты отсюду и изыщи ты
себе иную невесту, иде же хощеши, а сия невеста бысть мне угодна, а не тебе",- возгореся бо сердцем и смятеся мыслию.
Отрок же из места изыде повелением его; великий же князь поиме девицу за руку и поидоста в церковь святаго великомученика Димитрия Селунскаго, и сотвориша
обручение и целование о Христе, яко же подобает, потом же и венчастася в той же день; и тако бысть велия радость у великаго князя той день до вечера, бяше
бо летом, и селян повеле покоити[11] день и нощ.
Идущу же великому князю после венчания от церкви ко двору, тогда оный сокол его любимый виде, господина своего, идуща с супругою своею, сидя на церкви, начат
трепетатися, якобы веселяся и позирая на князя. Князь же вопроси своих соколников: "Слетел ли к вам сокол или нетъ?" Они же поведаша ему: "Не летит с церкви".
Князь же, возрев на него, кликнул его своим гласом, сокол же скоро прилете к великому князю, и сяде ему на десней его руце, и позирая на обоих, на князя и
на княгиню. Великий же князь отдаде его соколнику.
Отрок же той великою кручиною одержим бысть, и ни яде, и ни пия. Великий же князь велми его любляше и
жаловаше, наипаче же ему не веляше держатися тоя кручины, и сказа ему сны своя, яко же видех во сне, тако и збысться божиим изволением.
Отрок же той в нощи положил мысль свою на бога и на пречистую богоматерь, да яко же восхотят к которому пути, тако и наставят; и снем с себя княжее платье
и порты, и купи себе иное платье, крестьянское, и одеяся в него, и утаися от всех своих, и изыде из села того, никому же о сем не ведущу, и поиде лесом,
незнаемо куды.
Наутрие же великий князь того отрока воспомянув, что его у себя не видит, и повеле своим боляром, да пришлют его к нему; они же поискавше его много и не
обретоша нигде, токмо платье его видеша, и великому князю возвестиша о нем. Князь же великий о нем велми печален бысть, и повеле искати его сюду и сюду, по
реке и в кладезях, бояся того, чтоб сам себя не предал губителной и безвременной смерти; и нигде его не обретоша, но токмо той селянин поведа, что, де, купил
у меня платье ветхое, и не велел о том никому поведати, и поиде в пустыню.
Великий же князь повеле его искати по лесам, и по дебрям, и по пустыням, да где его обрящут и приведут его; и многие леса, и дебри, и пустыни обыдоша,
и нигдеб его не обретоша, бог бо его храняше. И пребысть ту великий князь даже до трех дней.
Великая же княгиня его Ксения вся возвести бывшая великому князю Ярославу Ярославичю о себе и о отроке, яже напреди писана суть.
Великий же князь велми печален бысть об отроке своем, глаголаше бо: "Яко аз повинен есмь смерти его". Княгиня же его Ксения печалитися ему всячески не велит
и глаголет великому князю: "Богу убо тако изволившу быть мне с тобою в совокуплении; аще бы не божиим повелением, как бы было мощно тебе, великому князю, к
нашей нищете приехати и пояти мя за себя. Ты же не печалися о сем, но иди с миром во град свой и мене пойми с собою, ничего не бойся".
Великий же князь велми печален бысть, воздохнув, прослезися и воспомяну своя глаголы: "Яже глагола ко отроку своему Григорию, тое на мне собысться, а его уже
отныне не увижу". И возложи свою печаль на бога и на пречистую его богоматерь. И отпусти свою великую княгиню в насаде и боляр своих, иже были со отроком, во
град Тферь, и повеле великий князь боляром своим, да берегут великую княгиню его и покланяются ей и слушают во всем. Сам же великий князь, по-прежнему, поехал
берегом, деюще потехи своя и ловы; и прииде во град Тферь прежде княгини своея. Егда же прииде и великая княгиня его Ксения ко граду Тфери, великий князь
повеле боляром своим и з болярынями, и своим дворовым, и всему граду, да выдут на встретение великия княгини и з женами своими. Вси же, слышавше от великаго
князя, с радостию изыдоша, весь град, мужи и жены, и младенцы, от мала даже и до велика, з дароношением, и сретоша ея на брезе у церкви архаггела Михаила.
Егда же прииде ко граду Тфери, великий князь посла всех боляр с коретами, и тако с великою честию сретоша ю и поклонишася ей; и вси, зряще красоту ея, велми
чудишася: "Яко нигде же видехом очима нашима или слышахом слухом нашим таковую жену благообразну и светящуся, аки солнце во многих звездах, яко же сию великую
княгиню, сияющу во многих женах сего града паче луны и звезд многихъ". И провождаше ю во град Тферь с радостию великою и з дарами многими на двор великаго князя.
И бысть во граде радость и веселие велие, и бысть у великаго князя пирование на многи дни всякому чину от мала даже и до велика.
Предиреченнаго же отрока не бе слухом слышати на много время. Божиим же промыслом той отрок прииде на реку, зовомую Тферцу, от града Тфери пять на десять
поприщ, на место боровое, и ту вселися на лесу, и хижу себе постави, и часовню на том месте, и назнаменова, где быти церкви во имя пресвятыя богородицы,
честнаго и славнаго ея Рожества. И ту пребысть немногое время и наидоша его ту близ живущие людие, хождаху бо по лесу потребы ради своея, и вопрошаху его,
глаголюще: "Откуду ты сюду пришел еси, и как тебя зовут, и кто тебе велел тут вселитися в нашем месте?" Отрок же им не отвеща ничто же, но токмо им кланяшеся,
и тако от него отъидоша восвояси.
Он же ту мало пребысть и от того места отъиде, и хотяше отъитти от града подалее, понеже уведа от пришедших к нему людей, яко близ есть град. Божиим же изволением
прииде близ града Тфери по той же реке Тферце на устье, и вышед на реку Волгу, и позна, яко град Тферь есть, ибо знаем ему бе, и возвратися в лес той, и избра
себе место немного вдалее от Волги на Тферце и начат молитися пресвятей богородице, да явит ему про место сие. В нощи же той возляже опочинути и в сон тонок
сведен бысть, и видит на том месте аки поле чистое и великое зело и свет великий, яко некую лучу божественную сияющу. И воспрянув от сна, и мышляше в себе, да
что сие будет знамение, и тако моляшеся Спасу и пресвятей владычице, богородице, да явит ему вещ сию. В ту же нощ паки явися ему пресвятая богородица и
повелевает ему воздвигнути церковь во имя честнаго и славнаго ея Успения и указа ему место, и рече: "Хощет бо бог прославити сие место и роспространити его,
и будет обитель велия; ты же иди с миром во град ко князю своему, и той помощник тебе будет во всем и прошение твое исполнит. Ты же, егда вся совершиши и
монастырь сей исправиши, немногое время будеши ту жити и изыдеши от жития сего к богу". И тако воспрянув от сна своего, и велми ужасеся о видении том, и
размышляше в себе яко: "Аще отъиду от сего места, боюся явления сего и показания месту. Яко господеви годно, тако и будетъ". И помысли в себе, глаголя:
"Аще ли же пойду к великому князю и увещати меня станет, однако не хощу в доме его быти". Сие же ему мыслящу, абие приидоша в той час в оный лес некия ради
потребы мужие княжий зверей ради. Отрок же позна их и прикрыся от них, они же видевше крест и хижу и удивишася зело, и глаголаху друг ко другу, яко есть
человек тут живяй. И тако начаша искати, и обретоша его, и познаша: "Яко той есть отрок князя нашего". И пришедше к нему, и поклонишася ему, и возрадовашася
о нем радостию великою, той бо отрок по пустыни хождаше три лета и вящше[12], и не виде его никто же, и бе питаем богом.
И тако вземше его с собою и ведоша ко князю и сказаша ему вся яко: "Великий князь печален бысть зело о тебе и доныне, аще же увидит тя жива и здрава, возрадуется
о тебе радостию великою". Он же, сия слыша от них, с веселием идяше с ними.
Егда же прииде во двор великаго князя и вси узревши его, возрадовашася велми о нем и прославиша бога, и возвестиша о нем великому князю. Князь же повеле ввести
его в верхния палаты, и виде отрока своего, и возрадовася велми, и похвали бога. Он же поклонися великому князю и рече: "Прости мя, господине мой великий княже,
яко согреших пред тобою, опечалих бо тя зело". И рече к нему великий князь: "Како тя господь богь хранит до сего дне и времени?" И облобызав его. Он же поклонися
до земли и рече: "Прости мя, господине мой великий княже, яко согреших пред тобою". И исповеда вся о себе по ряду, како изыде от него, и како бог приведе до сего
места. Князь же о сем велми удивися и прослави бога, и повеле своим предстоящим, да дадут ему всю его первую одежду, и да будет в первом своем чину. Он же со
смирением рече: "Господине мой великий княже, я не того ради приидох к тебе, но да ты от печали свободишися и прошения моего да не презъриши: молю тя и прошу,
да повелиши то место разчистити",- и вся поведа великому князю, како ту прииде, и како явилася ему пресвятая богородица со святителем Петром митрополитом
московским и место показа, иде же быти церкви во имя пресвятыя богородицы, честнаго и славнаго ея Успения; и вся ему сказа о себе по ряду. Князь же, воздохнув
велми, и прослезися и отрока похвали, яко таковаго страшнаго видения сподобися, и обещася во всем помогати месту тому до совершения; и беседова с ним многое
время, и повеле предстоящим пред ним поставити трапезу, да вкусит брашна; он же вкуси малую часть хлеба и воды, а иной же пищи отнюдь не прикоснуся.
Великий же князь повеле по воли его быти и тако отпусти его с миром, иде же он восхощет. Отрок же отъиде на место свое и по обычаю своему моляшеся богу и
пресвятей владычице богородице, и на помощ ея призываеть о создании обители тоя, и тако молитвами пресвятыя богородицы вскоре дело совершается. Князь же великий
повеле вскоре собрати крестьян и иных людей, да росчистят место то, иде же оный отрок покажет, и посла их ко отроку; слышавше же то, граждане и сами мнози идяху
на помощ месту тому.
Тако вскоре очистивше место, еже отрок показа им, и возвестиша великому князю о сем; князь же прослави бога и отрока своего о сем похвали. И тако сам великий
князь прииде на то мъсто и виде его сияюща паче иных мест. Отрок же паки припадает к ногама его и молит, да повелит церковь создати древянную и монастырь
возградити. Великий же князь вскоре повеле всем прежним людем тут работати и мастеров добрых собрати к церковному строению. И тако божиею помощию и великаго
князя повелением вскоре дело совершается, и освящение церкви сотвориша. Бысть же ту на освящении церкве Успения пресвятыя богородицы сам великий князь Ярослав
Ярославичь и с своею супругою великою княгинею Ксениею, и со всем своим княжиим сигклитом, и всем трапезу устроил, и по прошению отрока своего великий князь
даде ему игумена Феодосия, и братию собра, и колокола устрой.
И назвася место от великаго князя Ярослава Ярославича Отрочь монастырь, и вси прославиша бога и пречистую его богоматерь. На другий день по освящении церкве
тоя той отрок Григорий пострижеся во иноческий чин и наречен бысть Гурий от игумена Феодосия. И той отрок по пострижении своем немногое время поживе и преставися
ко господу, и погребен бысть во своем монастыре. По преставлении же блаженнаго онаго отрока немногим летом мимошедшим великий князь Ярослав Ярославичь и
великая княгиня Ксения изволили в том монастыре создати церковь каменную во имя пресвятыя богородицы, честнаго и славнаго ея Успения, с приделом Петра
митрополита московскаго чудотворца, и села подаде к тому ж монастырю, и место то насели, иде же бе отрок прежде пришедыи.
Монастырь же той стоит и доныне божиею благодатию и молитвами пресвятыя богородицы и великаго святителя Петра митрополита московскаго и всея России чудотворца.
К тому ж монастырю дана граммата великих князей тферских за девятью печатми, а в ней писано сице:
Великий князь Василий Михайловичь
Великий князь Всеволод Александровичь
Великий князь Владимир Александровичь
Великий князь Андрей Александровичь
Великий князь Иеремий Васильевичь
Великий князь Симеон Констянтиновичь
Великий князь Иоанн Михайловичь
Великий князь Борис Александровичь
Великий князь Феодор Феодоровичь
Великий князь Иоанн Георгиевичь
Великий князь Андрей Димитриевичь
Великий князь Феодор Александровичь
Великий князь Михаила Васильевичь.
К церкви пресвятыя Богородицы дана сия граммата. В ней написано тако:
"Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидить, не буди на нем милость божия в сии век и в будущий".
Источник: Лихачев Д. С. Изборник. Памятники литературы Древней Руси. – М. Художественная литература. 1969.
|
|
|
1. Повесть о Тверском Отроче монастыре – историческая легенда о
женитьбе великого князя тверского Ярослава Ярославича (1230 – 1271) и об основании Тверского Отроча монастыря (Отроч Успенский монастырь –
православный монастырь в Твери, основанный в середине XIII века):
В селе Едимонове у пономаря Григорий увидел красавицу дочь Ксению, «возлюби ю зело» и получил согласие девушки и ее отца на женитьбу. Однако после отъезда
жениха Ксения говорит родителям загадочные слова: «не дивитеся о сем, что вам обещался сей отрок [т. е. предстоящую свадьбу]; он бо тако совеща, но бог свое
строит, не сей бо мне будеть супруг, но той, его же бог мне подаст». В то же время князь, которому Григорий сообщил о близкой своей женитьбе, видит вещий сон:
на охоте взлетел его любимый сокол, разогнал всю птичью стаю, поймал голубку, «красотою зело сияющу паче злата, и принесе ему в недра». Когда приехавший снова в
село Григорий торопит к венцу Ксению, она снова произносит загадочные слова: «Уже сват мой приехал, а жених мой не бывал еще, но ужо будет, яко в поле тешится
и замедлил тамо, но пождем еще немного время, да же приедет к нам». А в поле в это время «тешился» охотой князь. Его любимый сокол «заигрався», залетел в село
и сел на церковь, где должна была состояться свадьба Григория и Ксении, а князь зашел в дом невесты, которая, ко всеобщему удивлению, пригласила всех выйти
навстречу князю, нарекая его своим женихом.
Когда Ярослав приблизился, Ксения обратилась к Григорию с такими словами: «Уходи, освободи место своему князю: он выше тебя, он — мой жених, а ты — сват».
«Великий же князь узре ту девицу зело прекрасную, акы бы лучам от лица ея сияющим, и рече великий князь отроку своему Григорию: «изыди ты отсюду, изыщи ты
себе иную невесту, идеже хощеши, а сия невеста бысть мне угодна, а не тебе»; возгореся бо сердцем и смятеся мыслию», Григорий скорбно удалился, а князя с
Ксениею повенчали.
Опечаленный Григорий, облекшись в крестьянское платье, неизвестно куда скрылся; князь, глубоко его любивший, долго повсюду его искал, горестно считал себя
виновником его смерти. Княгиня же твердила, что во всем — божья воля.
Когда молодые прибыли в Тверь, жители с великою радостью вышли им навстречу. Все глядевшие на Ксению, «вельми чюдишася, яко нигде же видехом очима нашима
или слышахом слухом нашим таковую жену благообразну и цветящююся, аки солнце во многих звездах, яко же сию великую княгиню сияющу во многих женах сего града
паче луны и звезд многих». В городе началось великое ликование.
Григорий пришел на реку Тверцу и в лесу поставил хижину и часовню. По горячей молитве во сне явилась ему богоматерь, указала место, где основать монастырь,
которому предрекла большую славу. Весть об отроке дошла до князя; князь стал просить Григория вернуться, но юный отшельник рассказал о ночном видении. Монастырю,
щедро одаренному князем, был дан игумен (Феодосий), а Григорий постригся в иноки под именем Гурия, прожил недолго, был погребен в новооснованном монастыре,
названном «Отрочь».
В заключении повести приводится «грамота», данная князьями тверскими для охраны прав монастыря. Имена князей-дарителей относятся ко времени от второй трети
XIV до второй трети XV в.
Повесть была создана во 2-й пол. XVII в. в Твери. Тот факт, что одним из источников Повести явились грамоты, хранившиеся в Отроче монастыре,
позволяет предположить, что местом ее создания был сам монастырь.
Повесть появилась не ранее 1652 г. В это время было написано Житие Анны Кашинской, в котором новая святая была названа супругой
великого князя Михаила Ярославича (см.: Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской. II.
Агиографический цикл // ТОДРЛ. СПб., 1998. Т. 51 (в печати)). Вероятно, прославление жены Михаила Ярославича как святой и привело к тому, что
сюжет, связанный с основанием Отроча монастыря, был перенесен с Михаила и его супруги на Ярослава и Ксению.
Повесть дошла до нас в восемнадцати списках XVIII—XIX вв., содержащих три разновидности текста (Краткая и два вида
Распространенной редакции), весьма близкие друг другу по содержанию и по времени возникновения. Все разновидности Повести, равно как и
большинство ее списков, тверского происхождения.
Композиция Повести полностью соответствует принципам построения, свойственным жанрово-тематической группе повестей об основании
монастырей: предыстория, объясняющая причину поставления монастыря; поиски места; знамение, указывающее на место для монастыря; расчистка
этого места; строительство монастыря; сообщение о его процветании.
Однако предыстория, не имевшая самостоятельного значения в других повестях об основании монастырей, содержит в Повести основную сюжетную
коллизию. К тому же она имеет вполне светский характер, что не типично для повестей об основании монастырей.
Повесть рассказывает о любви княжеского отрока Григория к дочери церковнопричетника из с. Едимонова красавице Ксении и о том, как в день
свадьбы князь отнял невесту у своего любимца, а тот ушел от людей в лес и основал там монастырь.
Эта история не соответствует историческим фактам, известным по летописям и другим документам: Ксения была в
действительности второй женой Ярослава Ярославича, ее отцом был новгородец Юрий Михайлович, а князь к моменту своей второй женитьбы
был значительно старше, чем это изображено в Повести. В сущности, Повесть является развернутым этимологическим толкованием названия монастыря.
Очевидна связь основной сюжетной коллизии Повести с одной из сцен свадебного обряда — сценой «сымания свадебного отрока» (когда жених
или его дружка прогоняют мальчика, игравшего в свадебном обряде роль ложного жениха), да и героям Повести находятся соответствия среди
персонажей, «чинов» свадебного обряда (жених-князь; невеста-княгиня; «отрок», занимающий в первой части обряда место жениха и впоследствии
прогоняемый; «бояре» из свадебного поезда, сопровождающие жениха и невесту).
Повесть насыщена топографическими реалиями, среди ее источников и княжеские грамоты, и, по всей вероятности, какая-то летопись. Однако
реалии П. характерны не для 2-й пол. XIII в. (время действия П.), а для 2-й пол. XVII в. Исторический материал использован лишь для придания
вымышленному рассказу внешне «достоверного» вида. Почти не имея ценности как исторический источник, Повесть чрезвычайно важна для
понимания процесса перехода от литературы древней к литературе Нового времени. В этом произведении, по словам Д. С. Лихачева, «впервые в
русской литературе конфликт перенесен из сферы мировой борьбы зла с добром в самую суть человеческой природы» (Лихачев. Избранные работы.
Т. 2. С. 298).
Через посредство «Истории» Н. М. Карамзина и «Дорожника» И. Ф. Глушкова сюжет Повести попал в литературу Нового
времени и нашел свое отражение в произведениях В. Т. Нарежного, А. А. Шаховского, С. Н. Глинки, Ф. Н. Глинки, В. К. Кюхельбекера,
В. С. Глинки, П. Н. Полевого, Т. Северцова (Полилова) и др. ( вернуться)
2. "Аз бо ти во всем имаюся..." – я сам за все отвечу. ( вернуться)
3. даже – если. ( вернуться)
4. бо тако совеща... – предполагает. ( вернуться)
5. безотечественных – незнатных. ( вернуться)
6. в недра – за пазуху. ( вернуться)
7. возбнув – проснувшись. ( вернуться)
8. двадесяти – двадцати. ( вернуться)
9. строяше – приготовила. ( вернуться)
10. четыредесять – сорок. ( вернуться)
11. покоити – дать отдых. ( вернуться)
12. вящше – более. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|