Образ исторического времени в повести И. С. Тургенева «Муму»
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
К. А. Горбунова. 1872.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

4 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 37. Повесть И. С. Тургенева «Муму»

Урок 38. Образ Герасима

Урок 39. Образ исторического времени в повести

* Урок 40. Смысл названия повести[2]


УРОК 39
Образ исторического времени
в повести «Муму»

Задачи:
рассмотреть образы исторического времени в повести; проверить знание текста повести.
Основные виды деятельности: словарная работа; краткие пересказы, слово учителя; работа с иллюстрациями; ответы на вопросы учебника; выполнение задания тестового типа.
Термины: архаизм, историзм.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания,

отчёт о выполнении индивидуального задания 1 учебника.

Важно ещё раз уточнить значения слов, которые могут быть неизвестны, непонятны или непонятны учащимися.

На этом этапе урока вводятся понятия «историзм», «архаизм». В тетради записываются отдельные определения:

Дворня — домашняя прислуга в помещичьем доме.
Челядь — дворовые слуги помещика; чьи-либо прислужники, приспешники (презрительно).
Соха — орудие для вспахивания земли.
Дворецкий — старший лакей в барском доме, заведовавший барским хозяйством и прислугой.
Кастелянша — женщина, ведавшая барским бельем.
Трактир — гостиница с рестораном, позднее — ресторан низшего разряда.
Девичья — комната женской прислуги.
Компаньонка — женщина, которую нанимали в барский дом для развлечения, сопровождения дам или девиц.


Рассматриваются также слова: «тягловый мужик», «кафтан», «приживалка», «башмачник», «прачка», «флигель», «ключник», «целковый», «околоток» и др.

II. Рассказы по иллюстрациям
к повести «Муму»,

помещённым в учебнике, и по репродукциям картин русских художников XIX века, на которых представлены бытовые реалии, детали обихода, уклад жизни в далёкую от современных школьников эпоху крепостного права («Всё в прошлом» В. М. Максимова, «Московский дворик» В. Д. Поленова и др.).

В небольшом рассказе учащиеся должны использовать историзмы, лексику, отмеченную в сносках и комментариях к повести.

III. Тест на проверку
знания текста повести:


1. В каком городе происходит действие повести? (В Москве.)
2. Что входило в обязанности Герасима? (Содержать двор в чистоте; привезти бочку с водой; наколоть дров для кухни; не пускать чужих; караулить дом.)
3. Как звали возлюбленную Герасима? (Татьяна.)
4. За кого ее выдали замуж? (За Капитона.)
5. Как звали дворецкого барыни, который улаживал свадебные хлопоты? (Гаврила.)
6. Куда Степан (слуга барыни) повёз продавать Муму? (На Охотный ряд.)
7. Сколько прошло времени, прежде чем Муму опять прибежала к Герасиму? (Один день.)

IV. Пересказ отдельных фрагментов повести,
например: «Разговор барыни и Гаврилы о собаке», «Обращение барыни к старшей приживалке», «Гнев барыни на Гаврилу», «Герасим ищет Муму» и др.

V. Заключительное слово учителя
о невозможности понять характеры героев повести И. С. Тургенева «Муму», мотивы их поступков без рассмотрения образа исторического времени в произведении.

Внимательный читатель увидит, что отношения между людьми в условиях крепостничества, с которым всю свою жизнь вёл борьбу писатель, нельзя признать нормальными. Дворовые смеются над чувствами Герасима к Татьяне не только по воле барыни, но и по собственной воле. Они перенимают у госпожи жестокие формы борьбы с Герасимом.

V. Домашнее задание:

перечитать финал повести «Муму».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 5 учебника.



УРОК 40*
Смысл названия
повести «Муму»

Задачи:
обобщить изученный материал по повести И. С. Тургенева; рассмотреть проблематику, идейное содержание и смысл названия произведения.
Основные виды деятельности: презентация иллюстраций к повести; ответы на вопросы учебника; просмотр и обсуждение кинофрагментов.
Термины: смысл названия, заглавный образ, тема, идея, проблематика произведения.

Этапы урока

I. Проверка индивидуального домашнего задания

поможет начать заключительный разговор о повести, смысле названия и проблематике, символическом выборе главного героя, значении финала.

II. Чтение и анализ эпизода
«Герасим находит и выхаживает Муму»

(до слов «Так прошёл еще год…»), рассмотрение приёмов создания образа Муму.

Примерные вопросы для анализа эпизода:

1. Что означала для Герасима встреча с Муму после истории с Татьяной?
2. Как описана в повести Муму?
3. Как появляется имя Муму?

III. Чтение и анализ эпизода
«Неожиданное обстоятельство».

Примерные вопросы для анализа эпизода:


1. Как относилась дворовые и приживалки к барыне?
2. Действительно ли барыня любила собак, как она это пыталась продемонстрировать?
Докажите, используя примеры из текста, что поведение барыни с Муму фальшиво и неискренне.
3. Чем отличается отношение Герасима к Муму от показательного заигрывания барыни с Муму?

Здесь можно ещё раз провести параллель: и в отношении к Татьяне, и в заботе о Муму ощущается потребность Герасима в любви и участии.

IV. Чтение и анализ эпизода
«Расставание Герасима с Муму»

по вопросам 5, 11 учебника.

Возможно использование фрагмента из художественного фильма «Му-му» по повести И. С. Тургенева (режиссёр Ю. Грымов, 1998).

V. Анализ проблематики,
идейного содержания и смысла
названия повести.


В процессе обобщающей беседы можно опираться на помещённые в учебнике вопросы и задания (вопрос 12 и индивидуальное задание 5, заранее подготовленное учащимися, и индивидуальное задание 6).

Важно остановиться на символичности выбора главного героя (немого крепостного мужика) и своеобразии заглавия повести, в которое вынесено не только имя собачки Герасима, но и единственное «слово», произносимое героем в повести.

Ничего другого не мог сказать Герасим; свою нежность и любовь, боль и беспомощность, протест и смирение — всё это он мог выразить только так: «Муму!»

VI. Домашнее задание:

1) письменно ответить на вопрос «Какие чувства вызывала у меня история Герасима?»;

2) выполнить задание 3 после статьи о Н. А. Некрасове.

Следующие уроки: Урок 41. Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика