Анализ повести И. С. Тургенева «Муму». Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет И.С.Тургенева
К. А. Горбунова. 1872.
 
Варвара Петровна Тургенева
(мать писателя).
Фотография 1840-х гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

4 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 37. Повесть И. С. Тургенева «Муму»

Урок 38. Образ Герасима

Урок 39. Образ исторического времени в повести

* Урок 40. Смысл названия повести[2]


УРОК 37
Повесть И. С. Тургенева «Муму»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой И. С. Тургенева; подготовить к восприятию художественного произведения, основанного на реальных событиях.
Основные виды деятельности: сообщения учащихся; заочная экскурсия; ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов повести.
Термины: прототип, реальная основа произведения.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о личности И. С. Тургенева.


Повесть И. С. Тургенева вызывает интерес у пятиклассников, но может быть воспринята ими поверхностно. Многие жизненные реалии того далёкого времени, а также мотивы поступков героев покажутся им не совсем понятными.

Все направления предполагаемой работы должны быть связаны с детальным рассмотрением текста, обращением к комментариям.

II. Проверка домашнего задания 1 учебника
позволит активно включить учащихся в работу.

III. Знакомство с фактами биографии
писателя и его эпохой

можно провести как путешествие во времени.

Перенесение во время писателя — вторую половину XIX столетия — поможет учащимся настроиться на описываемые в повести исторические события, лучше сориентироваться в пространстве литературного произведения.

Краткую информацию учителя можно дополнить материалами, помещёнными в комментариях к повести. Попутно проводится словарная работа: «крепостное право», «дворянство», «крепостные крестьяне».

Даётся историческая справка:
«Крепостное право было узаконено Соборным уложением 1642 года. Всё население России делилось на большие группы, или сословия: дворяне, духовенство, купечество, мещанство. Первые два сословия имели особенно привилегированное положение. Дворяне владели землей и крепостными людьми, имели право распоряжаться судьбами крепостных по своему усмотрению».

IV. Беседа по вопросам
на закрепление материала статьи учебника:


1. В какой семье родился писатель?
2. Кем были его родители?
3. Как писатель относился к одной из главных проблем своего времени — крепостному праву?

Учащимся можно рассказать о том, что молодой Тургенев дал клятву:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостничество. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться».

Своей клятве писатель оставался верным и в жизни, и в творчестве.

Далее заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение в прозе «Русский язык» (отчёт о выполнении задания 2 учебника, помещённого после биографии писателя).

V. Беседа, направленная на выявление
особенностей восприятия повести:


1. Назовите имена главных героев повести.
2. Где и когда происходят описываемые писателем события?
3. Какие эпизоды повести вам особенно запомнились?
4. Какие чувства вызвали у вас данные эпизоды?

VI. Знакомство
с исторической основой повести.


На уроке закрепляются представления о жизнеподобии, реалистичности описываемых событий, вводится понятие «прототип».

Работу можно построить в форме беседы, которая проводится после чтения комментария к повести:

1. Была ли описанная история вымышлена писателем, или она взята им из жизни?
2. О каких прототипах персонажей повести вам известно из вступительной статьи и комментариев к повести?
3. Чем заканчивается повесть И. С. Тургенева «Муму»? Почему дворник Андрей не уходит от барыни? Почему писатель завершает историю о Герасиме иначе?

Учитель, обобщая ответы учащихся, сообщит, что Андрей остаётся у барыни, признавая, что слуга должен подчиняться своему хозяину, смириться с несправедливостью. Поступить иначе он не мог: такими были в то время отношения между крепостным и хозяином. Поступок Герасима является своеобразным вызовом. Однако Герасим — это художественный образ, а не реальное лицо. Этот образ не только отразил представления писателя о русском крестьянине, но и стал средством выражения позиции Тургенева, который отвергал крепостничество.

IV. Чтение и анализ
первых глав повести «Муму».


Особенно подробно следует остановиться на изображении жизни дворянства и образе барыни.

Примерная последовательность работы:

1. С какими персонажами мы знакомимся в начале произведения?
2. Выполнение заданий 2, 3 учебника. 135
3. Почему барыня решила женить Капитона? Знала ли она о привязанности Герасима к Татьяне?
4. Почему Гаврила не решился сказать барыне о чувствах Герасима?
Объясните, с чем связан страх окружающих перед барыней.
5. Вспомните и проследите по тексту, как меняется отношение барыни к собаке. Что стоит за подобным поведением и отношением барыни к Муму?
О чём говорит притворный обморок барыни? Сопоставьте отношение барыни к собаке и людям.

V. Обобщение изученного материала
и подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание:

перечитать начало повести и выписать сравнения, употребляемые при раскрытии образа Герасима.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 3 учебника.



УРОК 38
Образ Герасима

Задачи:
продолжить медленное перечитывание повести; дать характеристику образа Герасима; показать роль других образов в раскрытии образа героя; дать начальное представление об авторской позиции.
Основные виды деятельности: анализ текста повести; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий.
Термины: портрет, пейзаж, авторская позиция, образ персонажа, образ животного.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о целях и задачах урока.


Образ Герасима в повести — один из центральных. Приблизиться к пониманию авторского замысла, связанного с образом героя, можно только при внимательном перечитывании страниц повести, анализе портрета, пейзажа, выявлении авторской оценки.

Восприятие пятиклассников хаотично и избирательно, поэтому к целостному анализу образа важно идти постепенно и последовательно, соединяя разрозненные впечатления учащихся в единую картину, а отдельные замечания — в развёрнутые выводы.

II. Беседа о главном герое повести,
которую можно построить по такому плану:

1. Чем среди крепостных барыни выделялся Герасим?
2. В каких словах выражено отношение автора к герою?
3. Почему Герасиму сразу не понравилось жить в городе? Как он относился к своим обязанностям?
4. Герасим — немой и рассказать о себе не может. Какие сравнения помогают читателю понять характер, внутреннее состояние героя?
(«Он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»; «как пойманный зверь»; «скучал и недоумевал, как недоумевает молодой и здоровый бык».) 5. Как относились к Герасиму окружающие? Прочитайте описание каморки Герасима. Как описание каморки героя дополняет наше представление о нём?

В процессе беседы и проверки домашнего задания вводится понятие «авторская позиция». Задача учителя — обратить внимание учащихся на неслучайность того или иного сравнения, отражающего как состояние героя в разные моменты жизни, так и авторскую позицию.

Внимание пятиклассников акцентируется на том, как относится автор к Герасиму. Тургенев восхищается богатырской силой героя, цельностью его характера, сочувствует герою, испытывающему тоску по родной деревне, но не одобряет неспособности героя сопротивляться насилию, восхищается серьёзностью и степенностью дворника, гордится исполненным решимости героем, уходящим от барыни.

Дополнительно рассматривается вопросы 5 и 6, связанные со способами проявления авторской позиции.

Особо следует остановиться на портрете Герасима. Пятиклассники получают начальные представления о портрете как одном из средств характеристики героя, узнают о том, что портрет, как и пейзаж, может быть статичным или динамичным.

III. Выполнение практического задания
по тексту повести
(проводится по группам):

1. Задания 4, 7 учебника.
Как характеризуют героя окружающее его пространство (каморка Герасима) и отдельные детали, принадлежащие герою предметы?
2. Выпишите описания портрета
дворецкого Гаврилы, башмачника Капитона, прачки Татьяны. Что объединяет этих персонажей? Как складывается жизнь каждого из них? Как они относятся к Герасиму?
3. История Герасима и Татьяны.
Как раскрывается Герасим в общении с окружающими? Какие меняется Герасим с появлением в его жизни Татьяны? Почему дворовые так жестоки к чувствам Герасима? Почему Герасим отказался от своей любви, смирился?
4. Драматизация
отдельных сцен повести.

Это задание направлено на развитие эмоциональной сферы. Учащимся предлагается вообразить себя на некоторое время Герасимом, но говорящим, и попытаться выразить словами те чувства, которые мог испытывать герой в том момент, когда он:
а) видит Татьяну, притворившуюся пьяной;
б) находит Муму;
в) Герасим возвращается в деревню.

Задание обычно вызывает большой интерес у пятиклассников, способствует активизации воображения, развитию речевых умений.

IV. Беседа о заглавном образе Муму,
в которой очень важно показать учащимся, как образ животного помогает понять характер главного героя произведения (подробнее о заглавном образе литературного произведения будет говориться на специальном уроке-практикуме):

1. При каких обстоятельствах Герасим находит Муму?
2. Выберите и выразительно прочитайте фрагменты, раскрывающие образ Муму.
3. Почему важно, что Герасим находит Муму сразу же после отъезда Татьяны?
4. Каково значение Муму в жизни Герасима?
5. Как относились окружающие к Муму? Как это их характеризует?
6. Как Герасим пытался спасти Муму? Прокомментируйте реплику барыни: «И на что немому собака?» Почему герой всё-таки исполняет приказ барыни? Подумайте, в какой момент герой решает уйти от барыни. Опишите, что происходит в душе Герасима, понимающего, что он навсегда теряет Муму.

V. Обобщение и подведение итогов
работы с текстом повести, возвращение к вопросу об авторской позиции в произведении.

VI. Домашнее задание:

написать небольшое сочинение «Возвращение Герасима в деревню», в котором представить картину деревенской природы и портрет героя.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1 и 3 учебника.

Следующие уроки: Урок 39. Образ исторического времени в повести >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика