Главная |
|
|
Э. Сетон-Томпсон.
Студия HJ Whitlock & Sons, 1894. Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт. США |
|
|
Э. Сетон-Томпсон.
Фотограф Александр В. Дрейфус, 1916. Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт. США |
|
|
|
|
Иллюстрация
к рассказу Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка».
Худ. Владимир Стахеев |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
6 ЧАСОВ
|
|
ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН
(1860 – 1946)
2 ЧАСА
5 класс[1] |
Урок 89. Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»
Урок 90. Образы животных и образы людей в рассказе
УРОК 89
Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»
Задачи: расширить круг чтения учащихся за счёт произведений писателей-анималистов; познакомить пятиклассников с отдельными фактами
биографии и творчества Э. Сетона-Томпсона.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение фрагментов рассказа; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
Термины: писатель-анималист.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о художественной литературе, посвящённой животным,
писателях-анималистах и образах животных в литературных произведениях (на основе материалов вступительной статьи учебника).
Учащимся можно представить примерный план изучения темы «Образы животных в произведениях мировой литературы» и уже на первом уроке начать
подготовку к уроку внеклассного чтения по этой теме, на котором пятиклассники могут поделиться впечатлениями от самостоятельно прочитанных
книг, рассказать о своих любимых литературных произведениях, посвящённых животным.
II. Рассказ учителя о биографии
и творчестве Э. Сетона-Томпсона
с представлением фотографий и рисунков писателя.
В учебнике дана лишь краткая информация о Сетоне-Томпсоне (это не монографическая тема, а
часть обзора), однако её можно дополнить такими, например, фактами:
Он был необычайно одарённым человеком. Учителя хвалили его и
называли самым способным учеником. Уже в шестилетнем возрасте мальчик
всерьёз стал интересоваться природой и рисованием, начал вырезать из дерева фигурки зверей. Позднее появился дневник наблюдений. К концу жизни
скопилось пятьдесят толстых томов в кожаных переплётах.
Уже в детстве Сетон-Томпсон демонстрировал не только способности, но и упорство в достижении целей. Однажды он увидел в магазине дорогую
книгу «Птицы Канады» и решил купить её во что бы то ни стало. Мальчик, чтобы собрать деньги, продал своих кроликов, помог перенести дрова
соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и занимался рубкой дров, зарабатывая деньги. Он купил книгу. «Я был на седьмом небе
от счастья», — написал позднее Сетон-Томпсон в своей автобиографии.
Желание сына стать естествоиспытателем не разделял отец, однако юноша настойчиво стремился к своей цели: «…я пошёл своей собственной
тропой, не зная и не спрашивая никого, была ли это лучшая дорога. Я знал только одно: это была моя дорога».
III. Чтение рассказа
«Королевская аналостанка»
учителем и учащимися (часть «Жизнь первая»).
IV. Знакомство с комментариями к рассказу
и краткая беседа,
выявляющая особенности восприятия и понимания произведения учащимися:
1. Знакомы ли вы были до этого с произведениями Сетона-Томпсона? Какие рассказы писателя вы читали?
2. Каковы ваши первые впечатления от рассказа «Королевская аналостанка»?
3. Догадываетесь ли вы о том, что ждёт главную героиню рассказа в последующем?
4. Где происходит действие в рассказе? Найдите ответ на вопрос в комментариях к произведению.
V. Домашнее задание:
1) прочитать рассказ «Королевская аналостанка»;
2) выполнить задание 3 учебника.
Индивидуальные задания:
выполнить задания 4, 5, 7 учебника (по выбору учащихся)
|
|
УРОК 90
Образы животных и образы людей в рассказе
Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»
Задачи: закрепить представления учащихся об образах животных и образах людей в литературе; формировать навык краткого ответа на вопрос о
собственных впечатлениях от прочитанного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; устные пересказы; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ человека, образ животного.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания
(задание 3 после текста рассказа Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»),
обсуждение названий частей рассказа, подобранных учащимися,
и краткие пересказы (последовательно пересказываются части «Жизнь первая», «Жизнь вторая», «Жизнь третья», «Жизнь четвертая»).
II. Выразительное чтение
фрагментов рассказа
и отчёты о выполнении индивидуальных заданий (вопросы 4, 5, 7 после текста рассказа).
Учащиеся читают два фрагмента «Диалог чёрного и рыжего котов» и «Поездка Королевской аналостанки в загородный дом», а также выбранные ими примеры
необычного использования эпитетов, сравнений в тексте рассказа с целью
передать необычное восприятие мира кошкой (например, описание приближающегося поезда).
III. Беседа об образах животных
и образах людей в рассказе,
основанная на вопросах 1, 2, 6, 8 после текста рассказа.
IV. Заключительная беседа
о мире животных в рассказах Э. Сетона-Томпсона:
1. Заинтересовали ли вас рассказы Э. Сетона-Томпсона?
2. Захотелось ли вам прочитать другие рассказы писателя?
3. Как вы думаете, почему рассказ «The Slum Cat», т. е. в дословном переводе «Трущобная кошка», в русском переводе назван «Королевская аналостанка»?
4. Какие названия рассказов писателя вас особенно заинтересовали?
Вслушайтесь в эти названия:
«Бинго», «Чинк», «Снап», «Мустанг-иноходец», «Арно», «Серебряное пятнышко», «Домино».
Как вы думаете, каким животным посвящены эти рассказы?
V. Домашнее задание:
прочитать один из рассказов Э. Сетона-Томпсона и написать отзыв о нём (задание к уроку внеклассного чтения).
Индивидуальные задания:
подготовить устный рассказ о животном (например, о своей собаке, кошке), проиллюстрировать его собственными фото- или
видеосъёмками.
Следующие уроки: Урок 91. Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес» >>>
|
|
|
|
|
Э. Сетон-Томпсон.
Портрет работы Луиса Джона Рида, 1902 г. Библиотека Конгресса (The Library of Congress), США |
|
|
Э. Сетон-Томпсон. Койоты атакуют буйвола. 1945
Музей Гилкриза (Институт американской истории и искусства Томаса Гилкриза). Талса, США |
|
|
|
|
|
|
|