Урок 91. Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес»
Урок 92. Образ Арктура
УРОК 91
Рассказ Ю. П. Казакова
«Арктур — гончий пес»
Задачи: познакомить учащихся с биографией Ю. П. Казакова и его рассказом «Арктур — гончий пёс»; формировать навыки выразительного чтения
прозаического текста и публичного выступления с рассказом или презентацией.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; рассказ о любимом животном; презентация.
Термины: образ рассказчика, образ автора.
Этапы урока
I. Вступительное слово
о теме и основной цели урока — познакомиться с отдельными фактами биографии Ю. П. Казакова и рассказом «Арктур —
гончий пес», произведением о животном, чья судьба, как и судьба Королевской аналостанки, вызывает не только сочувствие пятиклассников, но и восхищение.
II. Устные рассказы учащихся
о своих любимых домашних животных (с привлечением фото- и видеоматериалов).
Для многих пятиклассников такой опыт публичного выступления, которое посвящено близкой им теме,
поможет преодолеть возможный психологический барьер. Известно, что некоторые школьники стесняются, например, читать стихотворения наизусть в
присутствии одноклассников (ещё сложнее им решиться на развёрнутое устное выступление на литературную тему).
III. Рассказ учителя
о писателе Ю. П. Казакове
на основе материалов учебника и дополнительных источников.
Особое внимание следует обратить на факты биографии писателя, связанные с его интересом к жизни Русского Севера.
Последние годы жизни Казаков провёл на подмосковной даче в Абрамцеве. Будучи тяжело больным, он снова рвался на север: «Хочу поехать
на пароходе. Можно бродить ночью по палубе. Говорить с вахтенными матросами, слушать машину. Можно проснуться на рассвете от тишины, — потому что
стоишь возле пристани у какой-нибудь деревеньки, — и жадно увидеть и увести с собой какую-нибудь подробность. Чтобы потом вспомнить…»
IV. Чтение рассказа «Арктур — гончий пёс»
учителем и учащимися (главы 1—3).
На этом и на последующих уроках важно как можно больше времени уделить именно чтению текста рассказа и обмену впечатлениями о
прочитанном.
V. Домашнее задание:
прочитать рассказ «Арктур — гончий пёс».
УРОК 92
Образ Арктура
Задачи: перечитать наиболее запомнившиеся учащимся фрагменты
рассказа, помогающие представить образ Арктура; формировать навык выявления способов выражения авторской позиции в произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.
Термины: образ животного, образ человека, образ автора.
Этапы урока
I. Вступительная беседа
о рассказе «Арктур — гончий пёс», обмен мнениями о прочитанном:
1. Какие эмоции, чувства вызвал рассказ? Что больше всего в нём запомнилось? Свой ответ проиллюстрируйте примерами из текста.
2. Какие фрагменты рассказа вы хотели ещё раз перечитать? Объясните свой выбор.
II. Чтение фрагментов рассказа,
выбранных учащимися,
а также подбор фрагментов, которые нашли отражения в иллюстрациях к рассказу, помещённых в учебнике.
Эту работу можно продолжить, обратившись на следующем этапе урока к более полной подборке иллюстраций к рассказу. Их
без особого труда подберут сами пятиклассники, используя поисковые системы в Интернете.
Возможно также обращение к фрагментам кинофильма «Арктур — гончий пёс» (режиссёр Г. Самойлова, 1995).
III. Беседа об образе Арктура
с использованием вопросов 1—7 учебника и дополнительных вопросов к иллюстрациям:
1. Таким ли вы себе представляли Арктура? Найдите описания Арктура в тексте рассказа.
2. Кто из художников-иллюстраторов, на ваш взгляд, лучше всего передал характер героя, которому автор дал такое «звёздное» имя — Арктур?
В ходе беседы важно вновь вернуться к вопросу о том, как автор проявляет своё отношение к главному герою:
1) через выбор имени,
2) используя описания пса («гона Арктура»),
3) прямые оценки повествователя (в том числе и его финальная фраза о том, что «никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды»).
IV. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся, в том числе результаты проверки техники и выразительности чтения, которую можно провести на последних уроках текущего учебного года.
V. Домашнее задание:
письменно ответить на вопрос 7 учебника.
Индивидуальные задания:
написать рассказ для сборника «Животные-герои».
Следующие уроки: Урок 93. Урок внеклассного чтения по произведениям о животных >>>
|