1. Источник: Крылов И. Басни. СПб. Изд. А. Ф. Смирдина. 1834.
О Сапожникове восторженно высказался Белинский: «У нас есть и свои художники с дарованьем — и при этом мы невольно вспомнили об очерках г. Сапожникова
к известному изданию басен Крылова in-quarto (в четвертую долю листа; лат.): сколько в этих очерках таланта, оригинальности, жизни! какой русский
колорит в каждой черте!».
Художником было изготовлено огромное количество иллюстраций — 93 (в некоторых изданиях — 91), резанных «теневым контуром», под которым понимается утолщение
линии с теневой стороны.
Тираж этого издания, отпечатанного на прекрасной бумаге и великолепно иллюстрированного, был всего 2000 экземпляров (если сравнивать с другими изданиями
Крылова в 10 или 15 тысяч). Часть их поступила в продажу с раскрашенными от руки гравюрами. Ценились они чрезвычайно высоко — 175 рублей.
Много позже оставшиеся нераспроданными экземпляры с раскрашенными иллюстрациями продавались по 40 рублей. Экземпляры черные, нераскрашенные,
продавались по 25 рублей. Издание с цветными рисунками Сапожникова было переиздано в 1982 году в издательстве «Художественная литература».
Рисунки Сапожникова распределены на две части: в первой — 48 гравюр, во второй — 45.
Сапожников в своих листах соединяет строгий линейный рисунок с теневым контуром и тональной растушевкой. Часто в рисунках пером он использует
и карандаш. Легкие тона заполняют промежутки между линейными границами. Судя по всему, Сапожников не был сторонником «чистого» контура в иллюстрациях.
Все его рисунки для иллюстраций явно предназначены для тоновой моделирующей гравюры резцом на меди по офортной подготовке или литографии. Пространство комнаты,
пейзажа выстраивается с помощью правильной линейной перспективы. В зависимости от удаленности и протяженности пространства линия то набирает, то теряет
свою силу: первый план выделен более сильным нажимом резца и штриховкой, второй и третий отмечены тонкой линией.
Вариант «Басен» с цветными иллюстрациями выглядит совершенно самостоятельной серией гравюр. Введя в черно-белые рисунки цвет,
Сапожников делает их пространственными и объемными. Сочетание ярких малиновых, желтых, зеленых, синих, фиолетовых тонов придает некоторым
листам довольно пестрый характер.
В гравюрах Сапожникова цветом подчеркивается не только бытовое своеобразие изображаемых предметов, но и их материальность, пластическая определенность.
Цвет, несомненно, обогащает, усиливает звучание многих композиций, но иногда иллюстрации смотрятся более лаконично и цельно в черно-белом варианте.
Это относится к таким работам, как «Крестьянин и работник», «Обезьяны», «Пустынник и медведь», «Дикие козы».
(
вернуться)
2. Рисунок на фронтисписе изображает Крылова, портрет которого
относится к басне «Василек». Именно под таким названием портрет дается в каталогах.
Баснописец предстает в образе путника, присевшего отдохнуть на камнях. Перед ним тот самый цветок, который, как только
По царству Флорину рассыпало лучи,
бедный Василек, завянувший в ночи,
Небесным взором оживило.
Именно пейзаж с бюстом Флоры на высоком постаменте, имеющим большое сходство с Екатериной II и явно выражающим определенные верноподданнические
чувства автора, доминирует в композиции. Это романтическое царство богини Флоры-Екатерины с кипарисами и горами Греции, и колосящейся рожью,
и пшеницей России. Так художник совмещает реальное присутствие человека (баснописца) и некое идеальное — природы и богини-императрицы. (
вернуться)